Понятие формы государства и её структура

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Понятие формы государственного устройства

2 Формы государственного устройства: их виды, признаки

3 Российское государство как Федерация, принципы ее построения

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны - систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти. Деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и административные задачи - интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т. д. В более крупных государствах административно-территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные, и чиновники, управлявшие мелкими единицами, ставились в подчинение чиновникам, которым вверялось управление соответствующими крупными единицами.                                                        

По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному  строю в низовых территориальных единицах - городских и сельских общинах - начало формироваться местное самоуправление (впрочем, некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил процесс объединения государств и присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда признаков  государственности у присоединенных.

Административно-территориальное деление стало превращаться в политико-территориальное, и, соответственно, административно-территориальное устройство стало в преобладающей мере политико-территориальным.

 

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЁ СТРУКТУРА

       Еще со времен античности устройство государства выражалось в понятии «форма государства». Следует отметить, что в философии и юридической науке того времени категории «форма» вообще придавалось большое значение. Римские юристы говорили, что «форма дает бытие вещи».

Понятие формы государства – это результат теоретического обобщения главных черт, признаков, присущих этому явлению – форме государства в конкретных странах. Форма государства – это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно «выглядит»; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности.

Форма государства – это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти.По мысли выдающегося русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.

Однако необходимо отметить одно очень важное обстоятельство. Форма государства не представляет собой, целостного явления. По существу, это лишь выбор основных параметров позиций, которые издавна представляются главными для характеристики государства: исходя из них, государство может быть охарактеризовано наиболее полно.

Доказательством выше сказанного является то, что применительно к форме государства не могут быть выделены ее виды, ибо о таковых можно вести речь лишь применительно к целостным образованиям. Если обратиться к литературе, то можно заметить, что в ней ведется речь о видах формы правления, о видах формы государственного устройства, о видах государственного режима, но не о видах формы государства.

В этой связи безосновательно форму правления, форму государственного устройства и государственный режим именовать «элементами» формы государства. Ибо элемент – это всегда часть (функциональная единица) какого-либо целого. Перечисленные же явления представляют собой хотя и основные, но весьма разнообразные характеристики такой сложной системы, как государство.

Формы государства, как уже отмечалось достаточно древняя категория государствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Однако с тех пор и наука в целом, и методология исследования систем в частности ушли далеко вперед. И новейшие знания в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что «государственный режим» характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе, категории же «форма правления» и «форма государственного устройства» имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства.

Формы правления – это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Основными видами формы правления являются монархия и республика. Форма государственного устройства – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на, те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями.

Основные виды государственного устройства: унитарное (простое) государство, федерация. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение независимых государств.

Государственный режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Причем, это составная часть политического режима.

Политический режим – это функциональная характеристика политической системы и включающая в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов). Государственный режим опирается на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах (моральных, партийных, политических).

Основные виды государственного режима: абсолютизм, ограниченный дуализм, дуализм, парламентаризм, министериализм, партократия.

Таким образом, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: