Мариям Шарапиевна, библиотекарь (далее: М. Ш. – учащиеся 5, 6 кл.)
М. Ш.- Указывается ли в стихотворениях место и время действия?
Валерия: - Стихотворение на балкарском языке начинается с указания на время действия: в давние времена, когда «корыта были каменные…», а в английском стихотворении в основном указывается место действия: «на холме», «в Бенгалии», «в Нигерии».
М. Ш. – Разделены ли стихотворения на строки?
Адина: - Стихотворение «Жил когда-то человек» не разделено на строки, а лимерик «Жил старик на холме» состоит из пяти строк, рифмующихся по образцу аавва.
М. Ш.- Как называются герои?
Витя: - В балкарском стихотворении чудаковатого героя именуют «некто, некий», в лимерик герои именуются и даже пишутся с большой буквы: «Старик». «Юная леди из Нигерии».
М. Ш.- Теперь нужно найти сходство.
Валентин: - В обоих стихотворениях есть слова был (была), только в лимерик они употребляются в начале каждой из пяти строк, а в балкарском стихотворении слово «был» ставится в конце каждой строчки. Но и там и тут есть небывальщина! Чудак в балкарском стихотворении женит деда, а бабушку водит на танцы, (к слову сказать, искрометные танцы горцев способны утомить и юную леди). Английский чудак наряжается в платье бабушки, только он поднимается на холм сам, а балкарец – верхом на кузнечике. Там: ходят на бал – маскарад, здесь: на пир, где – скачки, а где-то – сафари.
|
|
И, наконец, дети оценивают английский юмор в конце лимерик касательно улыбки тигра. Дети понимают чудака в стихотворении на балкарском языке, вот почему чудаки- англичане из стихотворения «Жил старик на холме» стали им понятны.
Вывод: незнакомый человек нам кажется странным и непонятным. Если он станет нам знаком, мы перестанем его сторониться, может быть, даже подружимся.
Методика:
- Использование литературного материала.
- Обучение пользованию обучающими материалами: словарями, первоисточниками.
- Договор о форме работы, способствующей обмену мнениями.
- Обучение нахождению из конкретных примеров общего, относящегося к целому народу.
Например, в стихотворении «Жил когда-то человек» упоминается, что герой ездил верхом, пас овец, собирал сливки, участвовал в скачках, то есть, перечисляются занятия народа, в основном занимающегося скотоводством, а в лимерик «Жил старик на холме» нанимают на работу людей, «чей нрав спокоен», путешественник в Нигерии отправляется в сафари (охоту на тигра), одно из любимых развлечений англичан - балы-маскарады.
- Обучение толерантности через признание зримых различий.
На следующем занятии мы предлагаем вниманию учащихся сказку Мурадина Елмезова «Мышонок Неумеха». (Перевод с балкарского Гулиева М. Ш.).
|
|
В уютном домике, что стоял в лесу, жили: Петушок Золотой Гребешок, Утенок-Белошейка, Колючий Еж и Мышонок-Неумеха. Как только наступало утро, Петушок Золотой Гребешок отправлялся в поле собирать зерно, Утенок-Белошейка – удить рыбу, Колючий Еж шел на поиски яблок и груш. А Мышонок-Неумеха хорошо высыпался, наедался, да и бежал играть с Нарядной Бабочкой.
Бабочка, бабочка!
Золотое платьице!
Лети с цветка на цветок,
Собирай нектар живей,
Наедайся скорей,
Мы пойдем с тобою в пляс.
Закружит веселье нас.
(Пел он Бабочке.)
Бабочка радостно кружилась и просила Мышонка сочинить еще песенку.
Ясное солнце смотрело на них сверху и удивлялось их беззаботности. Однажды Ясное Солнце спросило Мышонка:
– Ты, почему ничего не делаешь? Постеснялся бы своих друзей,- сказало оно.
– Я ничего не умею делать,- сказал мышонок и расплакался.
– Возьми ведро и принеси хотя бы воды,- велело Ясное Солнце.
Мышонок пошел за водой, да уронил ведро в речку. Ясное Солнце сказало вновь:
– Приготовь поесть своим друзьям. Принимайся за работу! Ну же, не ленись!
Хотел Мышонок огонь развести в очаге, да обжегся. Хотел Мышонок достать вяленое мясо с полки,да упал со стула и ударился головой. Горько заплакал Мышонок.
– Ну что тут скажешь, неумеха он и есть неумеха,- сокрушалось Солнышко.
– Нет, поесть он умеет,- сказал подоспевший с рыбалки Утёнок.
– Верно,- согласился Ёжик, нагруженный грушами.
– И поиграть горазд,- рассмеялся Петушок, кладя на землю полный мешочек собранного зерна. Мышонок не знал, продолжать ему плакать, или нет, и некоторое время сидел, надувшись.
Вдруг раздался стук в дверь.
– Кто там?- встревожился Петушок.
– Это я, Лиса,- послышалось из-за двери.
– Гостей принимаете?
– Нет, мы не сможем сейчас принять гостей, ответил Утёнок.
– Какие гости, уже полночь,- добавил Ёжик
Тут лиса сильнее постучала в дверь.
– Бежим!- сказал Мышонок.
– Мы бы убежали со всех ног, но как нам выбраться наружу?- закричал Утенок.
Но лиса была хитрее, она уже поджидала друзей у дымохода, хватала того, кто выбирался и бросала в мешок. Завязала мешок и, весело напевая в предчувствии хорошего обеда, направилась домой.
- А меня забыли? А как же я?- заметался Мышонок.
- А тебя забыли,- передразнила его Лиса.
- Из тебя обед не сваришь, зачем ты мне?
Лиса пришла домой, отложила мешок в сторону, развела огонь, принесла воды.
- Лиса огонь развела, воду принесла, будет из нас обед варить, - в голос плакали Утёнок и Ёжик.
- Ах я несчастный, а меня даже есть не хотят, какой же я ненужный, - вторил им Мышонок, прибежавший за Лисой, унёсшей его друзей.
- Кто разбудит утром Солнце, если Лиса меня съест? - спросил Петушок.
- И правда. Кто разбудит солнце?- переспросил потрясенный Мышонок.
- О чём задумался, Мышонок?- спросил Ёжик.
- Сможем ли мы убежать, если я прогрызу мешок?- с сомнением спросил Мышонок.
- А ты сможешь?!- в один голос воскликнули его друзья.
- Попробую,- сказал Мышонок и принялся за дело.
В один миг он прогрыз дыру в мешке и освободил друзей. Заслышав приближение Лисы, все спрятались. Только прежде Мышонок и Ёжик положили в мешок камень и крепко завязали. Лиса развязала мешок, подошла к казану, кипевшему на огне и, не глядя, вытряхнула содержимое в казан. Камень со стуком упал в казан и продырявил его. Из казана хлынул кипяток и ошпарил Лисе лапу. Тут друзья выскочили из своих укрытий и давай Лису клевать и царапать. Одолев Лису, бросились бежать из её дома. По дороге им встретилась Бабочка.
- Куда это вы?- спросила она.
- Еле ноги уносим от Лисы!- крикнули они на бегу.
- Что вы говорите? Где же она? Я ей покажу, как обижать Мышонка,- всерьёз рассердилась Бабочка. Лиса, страшно злая, что её обед убежал, уже настигла беглецов, когда встретила Бабочку.
|
|
- Бабочка, золотое платьице, не видала ли ты Мышонка?- хитро спросила она.
- Ах ты негодная! Как ты смела напугать моего друга?- сердито спросила Бабочка.
- Что? Да я тебя сейчас раздавлю!- закричала Лиса.
- Попробуй,- ответила Бабочка, садясь лисе на нос. Лиса размахнулась и хвать себя по носу. А Бабочка увернулась, отлетела и села ей на ухо. Лиса разодрала себе ухо. Теперь Бабочка села ей на лоб, а Лиса вновь не сумела схватить её, зато на лбу у неё появилась шишка. Долго Лиса пыталась поймать и прихлопнуть Бабочку, да только себя поколотила и вконец измучилась.- Если вздумаешь обидеть моих друзей, сброшу тебя с обрыва, - пригрозила Бабочка.
- Ой – ой – ой – заскулила побитая Лиса.
А нарядная Бабочка взмахнула крылышками и полетела играть со своим другом Мышонком.