Различают следующие виды дискуссий

I. Направляемая дискуссия.

Тема предлагается преподавателем или ее выбирают члены группы. Методики подготовки и проведения дискуссии были обобщены В.П.Панюшкиным (Активные методы обучения в природоохранном образовании. Сб-к под ред.Д.Н.Кавтарадзе. М., МГУ. 1982 г.).

Подготовка преподавателя к дискуссии.

* Определение цели дискуссии. Каков должен быть результат обсуждения?

* Выбор метода обсуждения. Направляемая или свободная дискуссия или их комбинация?

* Планирование обсуждения. Подготовка главных вопросов, справочного материала, необходимой информации.

* Подбор участников дискуссии (желательно одинакового социального статуса).

* Выбор времени и места.

Проведение дискуссии.

* Вводные замечания, указание цели занятия.

* Разъяснение цели и темы занятия.

* Проведение обсуждения.

* Подведение итогов обсуждения в группе.

* Оценка результатов обсуждения – критический обзор ведущего.

Результатом дискуссии может быть:

1) выявление позиций участников и их обсуждение;

2) раскрытие темы, ее детализация;

3) формирование общей позиции группы по выбранной проблеме, определение конкретных путей решений проблемы, их перечень и приоритетность;

4) выработка согласованного решения поставленной задачи.

Если тема предложена и выбрана группой, ведущий готовится к определению основных педагогических задач и методов. Опирается он только на свой профессиональный потенциал.

Основные педагогические задачи:

1) обеспечить взаимопонимание между участниками;

2) поддержать активность всех участников;

3) поддерживать дисциплину;

4) не допускать перехода обсуждения в спор;

Опыт убеждает в том, что в конфликтных случаях стороны обычно говорят «на разных языках», тогда законы коммуникации не оставляют надежды на успех. Поэтому проблема не решается, а «спорится». В чем же отличие спора от дискуссии?

В споре участники стремятся победить друг друга, а в дискуссии – понять друг друга.

5) управлять ходом дискуссии, то есть затем, чтобы участники не отвлекались от темы, а двигались к намеченной ими цели.

Точной расстановке акцентов помогает вопрос к участникам: «Что вы считаете важнейшей целью своих выступлений?» и замечательная мысль В.Ф.Одоевского: «Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово».

Что касается хода самой дискуссии, то обычно сначала выясняются мнения участников, затем они анализируются, выявляются узловые вопросы проблемы, определяется их приоритетность, и на доске выписывается общая таблица или схема, фиксирующая результаты, к которым пришли участники дискуссии.

II. Свободная дискуссия.

Ведущий осуществляет минимальное вмешательство в ход дискуссии. Совместно с ведущим выбирается тема обсуждения, а по окончании проводится обсуждение результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: