I. Направляемая дискуссия.
Тема предлагается преподавателем или ее выбирают члены группы. Методики подготовки и проведения дискуссии были обобщены В.П.Панюшкиным (Активные методы обучения в природоохранном образовании. Сб-к под ред.Д.Н.Кавтарадзе. М., МГУ. 1982 г.).
Подготовка преподавателя к дискуссии.
* Определение цели дискуссии. Каков должен быть результат обсуждения?
* Выбор метода обсуждения. Направляемая или свободная дискуссия или их комбинация?
* Планирование обсуждения. Подготовка главных вопросов, справочного материала, необходимой информации.
* Подбор участников дискуссии (желательно одинакового социального статуса).
* Выбор времени и места.
Проведение дискуссии.
* Вводные замечания, указание цели занятия.
* Разъяснение цели и темы занятия.
* Проведение обсуждения.
* Подведение итогов обсуждения в группе.
* Оценка результатов обсуждения – критический обзор ведущего.
Результатом дискуссии может быть:
1) выявление позиций участников и их обсуждение;
|
|
2) раскрытие темы, ее детализация;
3) формирование общей позиции группы по выбранной проблеме, определение конкретных путей решений проблемы, их перечень и приоритетность;
4) выработка согласованного решения поставленной задачи.
Если тема предложена и выбрана группой, ведущий готовится к определению основных педагогических задач и методов. Опирается он только на свой профессиональный потенциал.
Основные педагогические задачи:
1) обеспечить взаимопонимание между участниками;
2) поддержать активность всех участников;
3) поддерживать дисциплину;
4) не допускать перехода обсуждения в спор;
Опыт убеждает в том, что в конфликтных случаях стороны обычно говорят «на разных языках», тогда законы коммуникации не оставляют надежды на успех. Поэтому проблема не решается, а «спорится». В чем же отличие спора от дискуссии?
В споре участники стремятся победить друг друга, а в дискуссии – понять друг друга.
5) управлять ходом дискуссии, то есть затем, чтобы участники не отвлекались от темы, а двигались к намеченной ими цели.
Точной расстановке акцентов помогает вопрос к участникам: «Что вы считаете важнейшей целью своих выступлений?» и замечательная мысль В.Ф.Одоевского: «Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово».
Что касается хода самой дискуссии, то обычно сначала выясняются мнения участников, затем они анализируются, выявляются узловые вопросы проблемы, определяется их приоритетность, и на доске выписывается общая таблица или схема, фиксирующая результаты, к которым пришли участники дискуссии.
II. Свободная дискуссия.
Ведущий осуществляет минимальное вмешательство в ход дискуссии. Совместно с ведущим выбирается тема обсуждения, а по окончании проводится обсуждение результатов.