Структура государственных финансов

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...31. Структура государственных финансов……………………………………….4

   1.1 Доходы бюджета……………………………………………………………6

   1.2 Расходы бюджета………………………………………………………….11

2. Фискальная политика………………………………………………………...15

3.  Виды фискальной политики и её инструменты…………………………….17

4. Фискальная политика в РФ на современном этапе………………………...26

Заключение……………………………………………………………………28

Список литературы

Приложение

Введение

Тема фискальной политики и ее роль в государственном регулировании экономики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики. Во-первых, будет раскрыто само понятие фискальной политики, выделены ее основные составляющие, обозначены принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества. Во-вторых, будет проведен анализ современной фискальной политики в РФ: освещены объективные причины необходимости реформирования существующей фискальной политики, преобразования, осуществляемые правительством РФ в настоящее время.

Задачей данной курсовой работы является раскрытие смысла и изложения основных составляющих бюджетно–налоговой политики.  

 

 

 

Структура государственных финансов

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Финансы, подобно «кровеносной системе», пронизывают весь экономический организм страны, поддерживают его жизнедеятельность, обеспечивают воспроизводство всего общественного продукта.

Система финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья:

· Бюджеты различных уровней;

· Фонды социального, имущественного и личного страхования;

· Валютные резервы государства;

· Денежные фонды предприятий, организаций и фирм;

· Прочие специальные денежные фонды.

(Приложение А)

Через финансовый механизм государство образует фонды денежных средств, которые используются для выполнения различных функций в экономической, социальной и политической сферах.

В системе произведённых отношений финансы функционируют посредством денег, служат элементом воздействия на хозяйственные процессы, а также являются средством формирования экономических интересов предприятия (фирм, отраслей, регионов).

Следует уяснить, что финансовые отношения – понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнения функций денег то финансовые отношения, связанные с движение фондов денежных средств, производственного и непроизводственного назначения.

    В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, жилищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.

В современных условиях наиболее распространённым является принцип фискального (фискал – казённый, фискальный – в интересах казны) федерализма. Такой подход используется и при построении финансовой системы России.

Принципы построения финансовой системы предполагают:

· Экономическая самостоятельность и чёткое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения – оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы – развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т.д. местные своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

· Формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

· Взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашения;

· Доходная часть бюджетов формируется в основном за счёт налогов.

С помощью финансовой системы воспроизводятся все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.

Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократичного централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти право на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.

Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию составляют финансовую политику. Она включает фискальную политику, т.е. деятельность государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью различных инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин. [13]

 

1.1 Доходы бюджета. Налоговая политика государства

Бюджет – схема доходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Доходы бюджетов всех уровней образуются за счёт налоговых и неналоговых видов поступлений, а также за счёт безвозмездных перечислений в течение финансового года. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Доходы бюджетов всех уровней образуются за счёт налоговых и неналоговых видов поступлений, а также за счёт безвозмездных перечислений в течение финансового года. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Центральное место в системе доходов государственного бюджета занимают налоги, которые являются обязательными платежами в бюджет или во внебюджетный фонд. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику, структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги изымаются федеральными или местными органами власти у населения, организаций и предприятий по ставке в законном порядке. Они выполняют регулирующую и контролирующую функции по отношению к субъектам рынка, т.е. налоги влияют на финансовые результаты и таким образом стимулируют или тормозят рост инвестиций и экономическое развитие в определённых отраслях экономики. К примеру, если государство не изымает часть доходов в виде налога, то тем самым как бы предоставляет налоговый кредит.

С экономической точки зрения налог – это изъятие государством в свою пользу определённой части ВВП в виде обязательного взноса. Государство устанавливает определённую систему налогов, все элементы которой должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы. Внутри системы действуют единые понятия: «субъект» (кто платит), «объект» (база налогообложения), «ставка» (размер абсолютный или относительный), «источник» (за счёт чего платится налог).

Установлены три функции налогов:

· распределительная;

· контрольная;

· стимулирующая.

Посредством распределительной функции налогов реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулированных в государственном бюджете. Вторая функция налогов контрольная – состоит в том, что появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты разных уровней с утверждёнными показателями. Благодаря контрольной функции можно оценить эффективность налогового механизма, отследить движение финансовых ресурсов, выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику. Важно отметить, что контрольная функция налогов проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Изначально распределительная функция носила только фискальный характер, но с тех пор как государство «решило» активно вмешиваться в организацию хозяйственной жизни страны, у распределительной функции появилось ещё одно свойство – регулирующее, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом механизме возникла стимулирующая функция, которая реализуется через систему льгот и преференций.

В системе налогообложения предусмотрены следующие виды льгот:

· налогооблагаемый минимум объекта налога;

· изъятие из обложения определённых элементов объекта;

· освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

· понижение налоговых ставок;

· целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки    взимания налогов);

· прочие налоговые льготы.

Например, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьёзные задачи. Не облагая налогом, часть прибыли, идущей на внедрение новых технологий, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогом, часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Уровень производства падает, возрастает уровень безработицы, уменьшаются поступления в бюджеты всех уровней, и, как следствие, возникает дефицит бюджета. Всё это свидетельствует об отрицательном воздействии роста налогов на экономику. Если же ставки налогов снижаются, действие экономических стимулов усиливается, растут подлежащие налогообложению доходы, поступающие в бюджеты. Существуют объективные границы отчислений налогов, которые позволяют увеличить доходы государства и заинтересовать предпринимателей в развитии производства. В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему, ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в тоже время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечить развитие производства.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

Кейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом кейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются. Это подталкивает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается еще больше. В период же избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство снижает налоговые ставки или увеличивает государственные расходы, что еще больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому кейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов и увеличения налоговых ставок, И та, и другая политика ведет к несбалансированности бюджета. Если бюджет был сбалансированным, то государственная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита. Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный дефицит покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).

Государственные займы – не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цена – заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву, который мог произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению ценных государственных бумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами ценных правительственных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита – росту учетной ставки.

Однако, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика, которая включает в себя уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов, или и то и другое вместе. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией. Антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его.

Поскольку федеральное правительство всегда имеет долги, как внешние, так и внутренние, то будет логично, если правительство захочет использовать образовавшийся бюджетный излишек на погашение этих долгов. Эта мера, однако, может снизить антиинфляционный эффект бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передаёт избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.

С другой стороны, правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка за счёт изъятия этих избыточных сумм, приостановив их любое дальнейшее использование. Если излишние налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка. Эти средства не создадут инфляционного воздействия, поэтому изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих средств для погашения государственного долга. В представленной ниже таблице расписан доход бюджета за 2008-2009гг.:

Таблица  1 – Доходы федерального бюджета за 2008-2009 гг.[16]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: