Детей 7-го года жизни

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования художественно-творческих способностей у дошкольников средствами живописи дал нам возможность изучить уровень сформированности художественно-творческих способностей у детей подготовительной группы (седьмого года жизни) МДОУ №1 пос. Первомайский, Оренбургской области.

Для проведения диагностики сформированности художественно-творческих способностей нами была использована модифицированная диагностическая методика Н.А. Лепской.

 Детям было предложено нарисовать гуашью 4 рисунка за 30-40 минут. Детям была дана инструкция о том, что рисовать можно все что угодно:

- то, что рисовали в группе;

- то, что нравиться рисовать;

- то, что еще не рисовал;

- то, что видишь вокруг себя.

Дети рисовали на листах  А-4.

После того как дети завершили рисование, работы были собраны и проверено соответствие рисунков следующим критериям:

- содержание рисунка;

- замысел рисунка;

- технические умения и навыки;

- средства выразительности.

Содержание рисунка – изображены сказочные, бытовые, общественные сюжеты, разнообразные предметы. Рисунки по мотивам литературных произведений.

Замысел – это идея работы, которую создают до начала рисования, формулируя его в речи. В соответствии с ним выбирают формат и цвет бумаги, изобразительные и выразительные средства. Замыслы в данном возрасте как правило устойчивы и разнообразны. 

Технические умения и навыки – умение смешивать краски, правильно держать кисть, умение закрашивать изображения кистью, умение чисто промывать кисть, правильно передавать расположение частей предмета и соотносить их по величине. Совершенствование различных способов рисования предметов и явлений окружающей действительности, на основе чего изображенные объекты приобретают сходство с реальными объектами.

Средства выразительности – средства, для отображения особенностей объектов, своего настроения и отношения к изображаемому используют разнообразие цветов и цветовых сочетаний. Правильная передача формы, пропорции, расположения частей и окраски предметов. Правильное расположение изображения на всем листе бумаги на одной линии, на широкой полосе, ближе и дальше. Выделен близкий, средний и задний план, линейную перспективу. В рисунке отражаются связи между изображенными объектами (35, с. 234).

Выявленные процентные соотношения художественно-творческих способностей детей позволяют определить уровень развития творческих способностей

Для характеристики уровней воспользуемся следующей шкалой.

Шкала оценки:

0- 30 % - низкий уровень;

31 -74% - средний уровень;

75-100% - высокий уровень;

Расшифруем каждый уровень:

-  низкий уровень - дети изображают несложные сказочные и бытовые сюжеты и отдельные объекты; замысел ребенка неустойчив и меняется в процессе рисования, пользуются в основном чистыми цветами не смешивая краски, не всегда могут изобразить реальный объект; не всегда правильно передают пропорции. Не могут располагать предметы на одной линии. Могут отражать в рисунке связи между изображенными объектами.

- средний уровень - дети с легкостью изображают сказочные и бытовые сюжеты, рисуют по мотивам художественных произведений; устойчиво придерживаются изначального замысла работы; успешно смешивают краски и изображают предметы сходные с реальными; правильно передают форму и пропорции, а так же окраску предметов, выделяют задний, средний и передний план.

- высокий уровень - дети с легкостью изображают фантазийные, сказочные и бытовые сюжеты, рисуют по мотивам художественных и музыкальных произведений; устойчиво придерживаются изначального замысла работы; успешно смешивают краски и изображают предметы сходные с реальными; правильно передают форму и пропорции, а так же окраску предметов; с легкостью копируют объекты и сюжеты увиденные вокруг себя, выделяют задний, средний и передний план; отражают связи между изображенными объектами.

За соответствие 1 из критериев рисунок получает 1 балл.

Для определения уровня развития художественно-творческих способностей в % соотношении производятся следующие расчеты.

В процессе каждого этапа должно получиться не менее 40 рисунков, но так как не все дети справились с поставленной целью (рисунков 19) получились следующие результаты на констатирующем этапе

40 = 100%

19 = Х %

Составляем пропорцию

Х = 100*19 / 40 = 47,5%.

В идеале каждый из 40 полученных рисунков может соответствовать каждому из 4 критериев, т.е. может набрать 4 балла, следовательно максимальное количество баллов по условиям эксперимента может быть 160.

Мы выявили что, что из 19 рисунков 8 рисунков сюжетные (26 баллов), 1 рисунков получен по замыслу (4 балла), в 7 случаях использованы технические умения и навыки (7 баллов) в 11 случаях были использованы средства выразительности (33 балла). Сумма баллов 70. С помощью пропорции высчитываем уровень художественно-творческих способностей детей экспериментальной группы.

Составляем пропорции:

160 = 100%

70 = Х%

Х = 70*100 / 160 = 43,5 %

Следовательно, художественно-творческие способности детей группы по итогам констатирующего эксперимента развиты на 43,5%.

Полученные результаты констатирующего эксперимента были сведены в Таблицу1.

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента по выявлению художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

   Констатирующий
Всего детей 10
Присутствовали 10
Всего рисунков 25
Процент выполнения заданий 47,5%
Уровень творческих способностей 43,5 %

 

По итогам констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы: из 10 детей лишь двое справились с заданием полностью и нарисовали по 4 рисунка, остальные дети остальные дети справились с заданием частично. Из 19 рисунков сюжет присутствовал лишь в 8 работах, по замыслу работал лишь один ребенок, технические умения и навыки были продемонстрированы тремя детьми в 7-ми работах, а средства выразительности использовали лишь 7 человек и они прослеживались лишь в 11 работах.

На основании данных таблицы построим график рис.1. показателей развития критериев художественно-творческих способностей.

Рис.1. Процентные показатели развития художественно-творческих способностей на констатирующем этапе

Исходя из результатов, делаем выводы, что уровень творческих способностей детей экспериментальной группы достаточно низкий.

Анализ результатов констатирующего среза дает возможность говорить о недостаточном уровне сформированности художественно-творческих способностей детей экспериментальной группы.

Констатирующий эксперимент показал необходимость вести целенаправленную работу по развитию способностей посредством живописи. Поэтому следующим этапом работы мы выделили формирующий эксперимент.



Заключение

Проблема развития художественно-творческих способностей сегодня занимает одно из ведущих место в образовательном процессе дошкольников. Надо научить ребёнка отождествлению - это станет основанием его творческого потенциала.

Это достигается путём решения следующих задач: овладения ребёнком знаниями об окружающей действительности, развития способности к художественному творчеству и живописи, которые проявляются в изобразительной деятельности.

Проблема развития художественно-творческих способностей детей существует, в современном мире, и решать эту проблему необходимо.

Развитию художественно-творческих способностей средствами живописи уделяли большое внимание такие ученые, как: Т.С. Комарова, Н.А, Ветлугина, Г.Г. Григорьева.

В результате работы у ребёнка накапливается сенсомоторный опыт. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это может дать толчок к проявлению художественно-творческих способностей, если ребёнку дать в этом плане самостоятельность и суметь вместе с ним увидеть то, что видит он.  

Для реализации вышеизложенного необходимо, чтобы в работе с детьми в возрасте семи лет не утрачивалась значимость каждого приёма и метода.

Для анализа сформированности художественно-творческих способностей дошкольников средствами живописи мы предлагаем использовать модифицированную диагностическую методику Н.А. Лепской, которая позволит выявить степень сформированности художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и определит потребность в усовершенствовании умений и навыков детей седьмого года жизни.

 



Список литературы

 

1. Ашикова С. Совместная с детьми творческая деятельность// Дошкольное воспитание, 2001.-№3.- С.№5-39.

2. Баженова А.А. Русская эстетическая мысль и современность. издательство «Знание» М.:-1980

3. Васильева М, Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников// Дошкольное воспитание- 2006- №2.   

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 2001.-170с.

5. Григорьева Г.Г.Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999.

6. Григорьева Г.Г Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Замятин Е.И. Психология творчества.- М, 2001. -110с.

8. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество (о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе).- М.: Знание, 1984.-112с.

9. Комарова.Т Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.-М.: Педагогика -1999.

10. Комарова Т. Народное искусство в интеллектуально- эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание -2005- №2.

11. Комарова Т Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание -1998. -№ 10.

12.  Комарова Т. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1983.

13. Косминская В.В., Халезова Н.Б.Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 2001.

14. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

15. Лихачев Д. С. Письма о добром. Санкт-Петербург, Изд. БЛИЦ – 1998.

16. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1988.- 128с.

17. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1991.

18.  Мир детства: Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. А. В. Запорожец. — 2-е изд.,доп. — М.: Педагогика, 1987.— 256 с. (Б-ка для родителей).

19. Немов Р.С. Психология.-В3 кн.- 4-е изд.-М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, -2003.-Кн.2.)

20. Педагогическая энциклопедия. Гл ред. Каиров И.А., Петров Ф.Н., Изд. «Советская энциклопедия»М.: - 1986.

21. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До­школь­ное воспитание. - 1996 №5.

22. Психология. Педагогика. Этика./ Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. -2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

23. Путляева Л., О задатках и способностях ж. д/в №4-2006

24. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/ Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1980. 

25. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998.

26. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. Ред. И сост. А.А. Мелик- Пашаев.- М.: Олимп ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999.

27. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Ч.З. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2003.

28. Ткачёв С. О художественно- эстетическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание - 1997. -№ 3

29. Федь А.М. Воспитание прекрасным. – М.: Мол. Гвардия, 1984.

30. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. Под ред Ветлугиной Н.А. М., «Просвещение»- 1974.

31. Художественная культура. Составитель – кандидат философских наук Дорогова Л.Н. Издательство «Знание»-1978. 

32. Чумичёва Р.М. дошкольникам о живописи Кн.для воспит. детского сада.- М.: Просвещение, - 1992.


Приложение1

                                    Таблица 1

                                        


Таблица методы и приемы

Методы Приемы
Наглядные: Наблюдение (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Л.А.Раева) цель наблюдения связана с последующим изображением (сообщается после эмоционального восприятия красоты). В ходе наблюдения – поиск ассоциаций, образов, сравнение со знакомыми образами, выявление характера изображаемого и определение своего отношения к нему. Предметы рассматриваются вблизи и издали, сравниваются по величине, устанавливается их взаиморасположение в пространстве (ближе к нам, дальше, справа, слева …). Устное рисование (материал, инструмент, техника, композиция). Обследование (А.В.Запорожец, Л.А. Венгер, Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Н.А.Алексеева, Н.Н. Поддьяков) Целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем (или: целенаправленное изучение внешних свойств изображаемого предмета). Показ (рассматривание) картин косвенный метод обучения, применяемый, в основном, в системе предварительного формирования представлений и замыслов; после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений; для демонстрации некоторых доступных детям способов изображения.   Показ способов действий, последовательности их выполнения показ образца. Показ полный и частичный, общий и индивидуальный (в форме совместного действия), показ педагога и показ способа изображения ребенком. Используется при ознакомлении с техникой работы и новыми способами изображения.   1) порядок обследования совпадает с последовательностью изображения; 2) обследующие жесты по характеру движения совпадают с формообразующими изобразительными движениями; 3) вычленение и осознание сходных признаков в предметах одного типа – дом, транспорт – (вычленение и объяснение внешних признаков, сравнение предметов по этим признакам, установление и объяснение сходства, обобщение)    
Словесные методы: Рассказ воспитателя Беседа Организованный педагогом разговор, сопровождаемый вопросами, пояснениями, уточнениями и способствующий формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Стимулирует детскую активность. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач, возрастных особенностей дошкольников. Сюжетное рисование Помогает детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, т.е., продумать изобразительные средства. Уточняются технические приемы и последовательность выполнения работы; Рисование на темы окружающей действительности Способствует оживлению жизненной ситуации, воспроизведению содержания событий, обстановки. Уточняются выразительные средства (композиция, детали, способы передачи движения, др.), приемы и последовательность изображения Рисование на свободную тему Способствует оживлению детских впечатлений, формированию замысла, уточнению некоторых технических приемов. Предметное рисование В процессе обследования вызывает активное осмысленное восприятие предмета детьми, помогает уяснить особенности формы, строения, определить своеобразие цвета, пропорций и др. Пояснение Словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий, что они должны получить в результате и зачем это нужно. Часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы. Совет Используется в крайне редких случаях, когда ребенок действительно затрудняется, а не медленно думает. Напоминание Используется перед началом работы. Помогает вспомнить последовательность выполнения работы, спланировать и организовать свою деятельность. Поощрение Вселяет уверенность, вызывает желание выполнить работу хорошо, создает ситуацию успеха, побуждает к деятельности, поддерживает активность. Художественное слово Вызывает интерес к теме, содержанию изображения, создает эмоциональный настрой, оживляет образ.
Практические методы: Игровые методы Сюжетно-игровые ситуации по принципу режиссерских игр Сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых Дети примеряют роли художников, гончаров, строителей, продавцов, дизайнеров, продавцов-консультантов, младшие – зайчиков, медведей, … Методы организации групповой (совместно-взаимодействующей) формы работы выполнение наброска, творческие задания и упражнения; нетрадиционные техники и технологии. Обыгрывание предметов или игрушек Привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать и обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изображения, рассмотреть и обследовать изображаемый предмет Обыгрывание законченного изображения Обыгрывание незаконченного изображения Сопровождение процесса изображения: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения. Способы выполнения игрового действия: слово («Дождик твоего Вини Пуха не намочит?» - возможность развития замысла), жест (у цыпленка тупой клюв – не может клевать зернышки) Обыгрывание образа Рисунок включается в игровой сюжет, развертывающийся по поводу изображаемого события (Машенька идет в лес за елочкой: надевает шапочку, варежки, валеночки, застегивает пуговички на шубке). Игровые упражнения Совпадение рисунка и действия (падает снег), результата накладывания краски и характера изображения (зреет вишня)     Объяснение выполнения задания Частичный показ Анализ Сравнение Игра с девочкой кисточкой

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: