(анализ первоисточника)
Автор: Храмова Светлана, ученица 11-б класса МОУ СОШ № 14
Города Электрогорска Московской области
Демократия по Аристотелю – это тот вид государственного устройства, при котором должности находятся в руках неимущих, численно преобладающих над имущими. Далее Аристотель обращается к признакам демократического строя, называя в качестве таковых свободу и равенство. Следствием свободы по Аристотелю является возможность жить так, как каждому хочется. Отсюда происходит стремление не быть ни у кого в подчинении, но так как в государстве это не возможно, то в демократических государствах осуществляется принцип «по очереди быть управляемым и править»(Arist. Pol. VI, I). Определение государственного устройства, данное Аристотелем, сохраняется и в настоящее время. Аристотель трактует его как распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления. В демократических государствах верховная власть находится в руках народа.
|
|
Аристотель выделяет три основные части государственного устройства. Первая – законосовещательный орган, рассматривающий дела государства, вторая – должности (какие должности должны быть вообще, чем они должны ведать, каков должен быть способ их замещения), третья – судебные органы.
Законосовещательный орган правомочен решать вопросы о войне и о мире, о заключении и расторжении союзов, о законах, о смертной казни, об изгнании должностных лиц и об их отчётности. Решение всех перечисленных выше вопросов может быть поручено либо всем гражданам, либо части их (например, какому-нибудь одному должностному лицу или нескольким), или же решение некоторых дел может быть предоставлено всему составу гражданства, а решение других – части его.
В зависимости от приоритетных начал Аристотель выделяет несколько видов демократии. Характерным отличием одного из них служит равенство. Равенство же, гласит основной закон демократии, состоит в том, что ни неимущие, ни состоятельные не имеют ни в чём каких-либо преимуществ; верховная власть не сосредоточена в руках тех или других, но те и другие равны.
Другой вид демократии – тот, при котором занятие должностей обусловлено, хотя бы и невысоким, имущественным цензом. Обладающий им должен получить доступ к занятию должностей, потерявший ценз лишается этого права.
Третий вид демократии – тот, при котором все граждане, являющиеся, бесспорно, таковыми по своему происхождению, имеют право на занятие должностей, властвует же закон.
|
|
Четвёртый вид демократии – тот, при котором всякий, лишь бы он был гражданином, пользуется правом занимать должности, властвует же опять закон.
При пятом виде демократии власть принадлежит не закону, а простому народу. Это бывает в том случае, когда решающее значение будут иметь постановления народного собрания, а не закон. Достигается это через посредство демагогов (ораторов). В тех демократических государствах, где решающее значение имеет закон, демагогам нет места, там на первом месте стоят лучшие граждане: но там, где верховная власть основана не на законах, значительную роль играют демагоги. Народ становится тогда единодержавным, как единица, составленная из многих: верховная власть принадлежит многим, не каждому в отдельности, но всем вместе.
На наш взгляд, разделение данных видов являлось достаточно условным уже даже в Древней Греции, поэтому в настоящее время «чистых» разновидностей демократии, называемых Аристотелем, скорее всего, не существует.
Изучение первоисточника позволяет выделить ряд тезисов, имеющих существенное значение для современности.
1. Заслуга Аристотеля, стоявшего у истоков политологии, состоит в том, что он определил и сформулировал цели, задачи и предмет ее исследования. Им были разработаны такие категории как «государство», «гражданство», «право» и др.
2. Аристотелем дана классификация форм государственного устройства. Одной из таких форм является демократия, которую он рассматривает во всем многообразии.
3. Рассматривая систему добродетелей применительно к определенному строю, Аристотель показывает связь науки о государстве с этикой. Одним из факторов, способствующих сохранению государственного строя, является воспитание в духе ему соответствующем.
4. Можно предположить, что концепция Аристотеля о главенствующей роли законов лежит в основе современного конституционного устройства.
5. Достаточное внимание уделено историческим судьбам демократии. Аристотель отмечает достаточную распространенность этого вида государственного устройства и присутствие отдельных его признаков в других государствах. Он подчеркивает достаточную устойчивость демократических государств, чему способствует принцип равенства.
Учение Аристотеля о демократии сохраняет свою актуальность и в наше время.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ