Храм Рождества Христова в с. Заозерье

 «Случалось ли вам, попав в какое-нибудь особо красивое место, при виде замечательных окрестностей, почувствовать необыкновенный покой на душе? Так в красоте земной дано нам ощутить любовь Божию и Его благость. И отрешившись, пусть ненадолго, от обыденного, мы можем помыслить о горнем, небесном мире. Красота благодатна».

Неподалеку от Павловского Посада, в одном из красивейших урочищ Подмосковья, на берегу большого озера стоит красавица церковь. Летом за деревенскими домами, в окружении высоких деревьев она почти не видна с дороги. Но если и не сама она, то может быть чистое и тихое озеро, непривычно тихое для ближнего Подмосковья, привлечет внимание. Да еще почти сказочное название деревни - Заозерье. Таинственное и обещающее, как все запредельное. Помните? «За горами, за долами, за дремучими лесами…». 3а озером. И если вы поверите той красоте и обещанию радости, то дорожка по-над берегом приведет вас к белой ограде, и через несколько шагов вы окажетесь перед сквозными решетчатыми воротами.

Есть некая высшая справедливость в том, что здесь, за светлым озером, за там, белой оградою, среди высоких старых лип и вязов вы увидите не ферму, не санаторий, не старинный особняк, а храм.

Современное здание храма Рождества Христова было построено в 1809 году тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. 06 этом сохранилась запись, относящаяся к 1809 году: «На месте деревянной строится каменная церковь с двумя приделами – святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского». В 1854 году сын Гавриила Васильевича – Николай Гаврилович Рюмин – вместе с управляющим имением купцом Платоном Михайловым и прихожанами расширил приделы, посвященные святому Николаю и святому Тихону.

Церковь Рождества Христова построена в стиле классицизма, характерного для начала XIX века. Центральный иконостас выполнен в 1809 году в том же стиле. Иконостасы приделов выполнены в 90-х годах XIX века и декорированы. Роспись стен и потолков выполнена в конце XIX века художником Афанасьевым. Это типичный образец церковной живописи в позднеакадемическом духе. Иконы интерьера не отличаются древностью, они, как и настенные росписи, выполнены в конце XIX столетия. Кстати, некоторые из них написаны по заказу или на средства прихожан.

В ограде церкви, неподалеку от паперти, похоронен купец второй гильдии Сергей Илларионович Баранов, бывший долгое время ктитором Христорождественского храма. Барановы имели мануфактурную фабрику в деревне Большой Двор и торговлю в Москве. Эта семья много благотворила Христорождественскому храму, и прихожане не забывают благодетелей: семейное захоронение, памятники всегда находятся в надлежащем порядке, за ними ухаживают, На службе молятся об упокоении благоукрасителей, называют их имена.

Семь веков в храме у тихого озера совершается Божественная Литургия. Семь веков праздничным утром зовет церковный колокол своих прихожан в храм. И хоть не так много их сейчас, как прежде: поуменьшилось население округи, да и отвыкли люди за годы безверия, но приход жив. Храм любят. Ведь многие, очень многие семьи связывает с ним если и не воскресная Литургия, то хотя бы крестины, венчания, панихиды. И особенно памятный в каждой семье Тихонов день. А в храме на службе молятся. Молятся и о тех, кто рядом, о своих постоянных прихожанах, и о тех, кто еще только изредка заглядывает в храм, и о тех, кто пока лишь глядит на него или вспоминает с любовью. Ведь только через Церковь, через храм можем мы стать друг другу действительно близкими и родными. Только она соберёт нас в единый народ.

Творение наших предков- храмы - высоки и величавы, будто предназначены соединить небо и землю. Они озаряют нас светом бессмертия. И мы свою подлинную высоту, высоту человеческого духа осознаем перед лицом Господа.

Стоят на русской земле храмы - одни возрождаются из небытия, а некоторые возводятся заново. Плывет по Руси малиновый звон. Так радостно сознавать: мы живы, жива наша Россия. Дорога к храму открыта для всех, кто стремится к совершенству, кто хочет обрести себя в этом мире. 

 

Дулёвский фарфор

Авторы: Горшкова Дарья, Хлебановская Елена,

ученицы 8»б» класса МОУ СОШ № 14 города Электрогорска

Московской области.

  Широким поясом охватывает столицу Подмосковье. Красочен и живописен этот пояс, словно его любовь расцветили узорами искусные руки мастериц – вышивальщиц Переливным серебром сверкают излучины реки речушек, нежно поблескивают голубые зеркала многочисленных озер. Природа подмосковного края лишена экзотической роскоши. Она проста и скромна. Но в этой простоте и скромности есть своя неповторимая прелесть, свое обаяние. Именно этим она и очаровывает и притягивает к себе. Разного образа города и поселки перемежаются с полями и холмами, задумчивыми дубравами и веселыми березовыми рощами. У каждого города – свой «норов», каждый чем-то знаменит. Дулёво знаменито фарфором. Этот небольшой и зеленый город в ста километрах от Москвы, окружённый лесами, издавна называют фарфоровым городом.

Точное его название Ликино–Дулёво. Здесь находится самое старое предприятие города Дулёвский Фарфоровый завод имени газеты «Правда». Символом завода является фарфоровая статуэтка «голубь». Дулёвский фарфоровый завод был основан в 1832 году гжельским предпринимателем Т.Я. Кузнецовым. Предприимчивый купец менее чем за 20 лет сделал Дулёвский завод ведущим фарфоровым предприятием России. Фарфор завода отличался благородной простотой – ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури.

В основном фарфор расписывали простые работницы, наделённые от природы художественным вкусом. Под руками «живописцев» оживали невиданные цветы, сплетались причудливые узоры. Большинство мастериц звали Агафьями, отсюда и название неповторимого Дулёвского стиля – «агашки». От бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все Дулёвские рисунки, в них – душа Дулёвского завода.

А как же образуется фарфор? Из чего же его делают?

Из сырых материалов делают фарфоровую массу, а из нее – посуду. Фарфоровая масса состоит из каолина, глины, полевого шпата и кварца. Эти вещества связывают, сплавляют в одно целое. Долог и сложен процесс образования фарфора. Более 70 операций требуется на изготовление чашки или тарелки. Все начинается с бегунного отделения, где происходит грубый помол каменистых материалов. Стучат, высекая искры, камни в шпатомойке. После мытья и сортировки они попадают под бегуны, которые перемалывают камни. Затем сырьё взвешивается и загружается в шаровые мельницы и мешалки. В результате предварительных очищений ситами и магнитами от металла жидкая масса теряет воду и превращается в пластичное тесто. Полученные на фильтр – прессах коржи массы проходят через торншнейдер. Ежедневно вырабатывается 90-100 тонн этой массы. Далее масса через дальнейшую обработку, после чего можно получать готовую посуду. Фарфор рождается в огне. Лишь дважды пройдя через огонь, изделие приобретает прочность, белизну, блеск и звон.

Дальнейшее волшебство происходит в живописном цехе, где руками искусных мастеров создается яркий и красочный Дулевский фарфор. Прежде чем изделия попали на стол к живописцу, на них нанесли «крытьё» –сплошь покрыли краской. Рисунок делают не по белому, а по крытью. Приложил мастер к поверхности чайника кальку с наколотым рисунком и припорошил углем. Образовался контур. Там, где нужно снять крытье, мажут скипидаром, а затем марлей осторожно снимают краску. Сложные рисунки делают не с одного раза. Первые мазки – подмалевка. Затем обжигают и снова наносят краску. После нанесения рисунка изделия обжигают последний раз.

У каждого изделия свои тонкости и особенности. Чтобы сделать из глины чайник, требуется только в формовочном цехе около 30 операций. Как же рождается чайник, который входит в любой чайный сервиз? В начале мастера формируют корпуса чайников разных форм и ставят на поточную линию. Быстрые женские руки пробивают на корпусе дырчатую сетку, снимают швы, влажной капроновой губкой разглаживают наружную поверхность. Одна операция следует за другой. Резачком подрезается каска – место для крышки. При помощи приставочной мастики работницы в одно мгновение приставляют к корпусу заранее отлитые носики и ручки, покрывают чайники крышкой. Вторичная сушка, вторичная отделка, - и чайник готов обжигу.

Помимо чайников ДФЗ изготавливает тарелки. Невозможно представить себе завтрак, обед или ужин без тарелок – так прочно закрепился в человеческом сознании неписанный этикет застолья. Тарелки бывают четырех видов: десертные, закусочные, подставочные, глубокие. Они могут быть классической формы – округлыми или поделенными на секции.

Истинный фарфор никогда не стареет, но как его отличить при выборе посуды? Фарфор просвечивает в тонком слое, он звонок и тяжел. Его плотная масса абсолютно водонепроницаема, в отличие от фаянса, который обладает пористой структурой. На готовой продукции можно увидеть изображение сокола и надпись «Дулево».

В 2002 году ДФЗ отметил своё 170-летие и в настоящее время он остаётся единственным предприятием своей отрасли со 100% отечественным капиталом. На всю страну славится завод своими столовыми, чайными и кофейными сервизами, фарфоровой скульптурой. Многие изделия, расписанные вручную заводскими художниками, являются коллекционными. Продукция Дулёвского завода входит в каталог «100 лучших товаров России».

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: