Другая заметная проблема, а в России вообще принимающая значительные масштабы, - мошенничество и нечестность при прямом маркетинге (директ-маркетинге)

Этическая норма маркетинга - соблюдение законности при заключении лю­бого контракта. В отношениях продавца и покупателя не всегда соблюдаются морально-этические нормы. Иногда существует вероятность того, что продукт неверно представлен. Это достаточно распространенный случай, особенно в области рознично торговли, где продукт рекламируется как обладающий рядом конкретных свойств и в силу этого, а также относительной дешевизны быстро продается. Когда его запасы кончаются, продавец стремится убедить клиента купить более дорогой продукт. Следующая область, в которой задействованы этические аспекты, - положения контракта. Нормальная практика заключается в том, что контракт обычно предусматривает преимуществ для той из сторон, которая его составляет. Этика не подразумевает пренеб­режение интересами потребителя. И здесь не может быть речи о том, чтобы нажиться за счет обмана о выгодности сделки для покупателя. Еще одна область, где возможно неэтическое поведение, - замена продуктов. Реклама обозначает характеристики продукта, которые отражаются в контракте, но поставщик может доста­вить клиенту другой продукт. Недобросовестность маркетинговой деятельности может проявиться и в системе оплаты. [4]

На мой взгляд, для полноценного внедрения этики в российский бизнес и маркетинг стоит привлечь "специалистов по этике" - руководителей довольно высокого ранга, которые занимаются вопросами и проблемами этического характера, возникающими в деятельности компании. В частности, в 1991 году компания Nynex создала у себя новую должность "вице-президента по вопросам этики", предоставив ему штат в 12 сотрудников и годовой бюджет в миллион долларов. С тех пор подготовку в "этическом отделе" прошли 95 тысяч работников Nynex. Среди других мероприятий по подготовке - проведение однодневных семинаров, на которых рассматриваются различные сложные с морально-этической точки зрения ситуации в маркетинге, финансах и других областях деятельности. Участие в таких семинарах приняли уже 22 тысячи менеджеров. Один из семинаров был посвящен вопросам использования сведений о конкурентах, полученных нечестным путем, - менеджерам разъяснили, что пользоваться такого рода данными абсолютно недопустимо.

Именно такой внимательный подход к проблемам этики в маркетинге, включающий в себя тренинги, семинары, деловые игры, консультации и исследования в этой области, позволит закрепиться слову «мораль и нравственность» в умах людей. 

Очень точно и верно сказал Дэвид Уитмен, председатель совета директоров корпорации Whirlpool, "в конечном счете соблюдение этических норм должно быть неотъемлемой частью организации, способом жизни, глубоко укоренившимся в коллективном сознании... Тут особая роль отводится руководству компании, и в первую очередь президенту, который должен служить образцом безупречного поведения.» Он утверждает, что руководство компании должно не просто поощрять соблюдение моральных норм, но и строить свою политику таким образом, чтобы она не подразумевала даже малейшее отклонение от нормы. Этика должна стать основой деятельности компании. Нравственность и мораль – вот фундамент прочных отношений в компании как внутренних, так и внешних.

Маркетинг, учитывающий этические нормы в России еще формируется. И этот процесс формирования сложный и долгий. И хотя некоторые критики считают, что многие компании только хотят казаться этичными, а не быть таковыми, даже такая позиция, вероятно, приведёт к успеху.

Очень точную мысль изрек Кант, когда говорил о том, что к человеку нужно относиться как к цели, а не средству. Именно такой принцип должен быть положен в основу современной концепции российского маркетинга.

 

Список использованной литературы;

1. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Бизнес-книга, 2003.

2. Махрова Т. Н. Гуманистическая модель маркетинга. - Владимир: Российская ассоциация маркетинга, 2003.

3. Ховард К.,Эриашвили Н.Д.,Соловьев Б.А., Цыпкин Ю.А. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе/К. Ховард [и др.]; под ред. Н. Эриашвили, 1998.

4. http://www.optorg.org/torg/torg0286.php

5. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. - С-Пб: Вильямс, 2000.

 


[1] Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. - С-Пб: Вильямс, 2000.

[2] Махрова Т. Н.Гуманистическая модель маркетинга. - Владимир: Российская ассоциация маркетинга, 2003

[3] http://www.optorg.org/torg/torg0286.php

[4] Ховард К.,Эриашвили Н.Д.,Соловьев Б.А., Цыпкин Ю.А. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе/К. Ховард [и др.]; под ред. Н. Эриашвили, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: