Следующим этапом нашей работы был формирующий эксперимент.
Цель: апробировать и доказать эффективность работы с детьми по формированию динамических представлений в процессе наблюдения.
В ходе формирующего эксперимента использовались следующие методы: наблюдение, труд, дидактические игры, опыты, подвижные игры.
Работа проводилась нами с октября по май 2007-2008 уч.года, согласно тематического плана (приложение 3).
Первым этапом нашей работы было обогащение экологической развивающей среды.
Мы предусмотрели создание экологически развивающей среды, включающей в себя картины с изображением пейзажей, что позволяло поддерживать в сознании ребенка картины природы, открывающегося за стенами детского сада окружающего мира, пополнение уголка природы:
- подбор комнатных растений с учетом географических, экологических и биологических аспектов;
- подбор неопасных, хорошо контактирующих с детьми животных, вызывающих у ребенка желание вступать в общение, за которыми несложен уход, что позволяет детям почувствовать ответственность за их состояние и свою значимость;
- наличие постоянного и удобного для детей места хранения инструментов и материалов для осуществления деятельности в природе;
- возможность практикования детьми освоенного опыта, проявление заботы о живых существах, самостоятельного получения знаний.
С этой целью мы:
- изготовили необходимый демонстрационный материал, дидактические игры развивающего характера, иллюстрации о природе;
- создали альбомы, коллекции семян, ракушек, камней;
- оформили уголок природы в групповой комнате;
- оформили для родителей выставку детских рисунков на экологические темы.
Вместе с детьми мы постарались живым объектам создать необходимые условия для их жизни в неволе, и тем самым обеспечили возможность детям наблюдать, экспериментировать, общаться, взаимодействовать с ними, что очень важно в условиях города.
Проведя данную работу, мы отметили, как существенно преобразился уголок природы: появились новые виды комнатных растений, морская свинка, черепашка, попугайчик; появилась возможность собственной практической экологически ориентированной деятельности: выращивать комнатные растения, ухаживать за животными, птицами. Объекты природы располагались так, чтобы детям было удобно наблюдать за ними, осуществлять взаимодействие. Дошкольникам предоставлялась возможность побыть в мире растений, животных, ощутить свое единение с природой, что очень важно для городских детей.
Затем мы проводили с детьми непосредственно работу направленную на формирование динамических представлений, для этого нами был проведен ряд циклов наблюдений.
В своей работе мы опишем циклы наблюдений, проводимый нами в феврале – марте.
Первый цикл - «Наблюдение за елкой». В ходе наблюдений дети учились отличать елку от других хвойных деревьев, учатся определять сколько лет елке, наблюдают как она растет и меняется. Кроме того параллельно с наблюдениями дети играли в игры и осуществляли трудовую деятельность в природе. В процессе организации работы в рамках этого цикла мы учили детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между организмами. Старались способствовать формированию динамических представлений у детей экспериментальной группы.
Второй цикл – «Наблюдения за луком». Мы учили детей выявить изменения, которые произошли с луковицами, обнаруживать изменения в состоянии луковицы. Дети, наблюдая за луковицами, замечали изменения и различия в росте зелени у разных луковиц, устанавливать их причины. Дети трудились в уголке природы и наблюдали за растениями, благодаря этому у детей формировались динамические представления о растениях и животных.
Третий цикл – «Наблюдения за ветками в вазе». Дети наблюдали за срезанными ветками, которые мы поставили в вазу на подоконнике. В ходе наблюдения дети обнаруживали изменения в состоянии веток, уточняли условия их жизни, узнавали, что нужно, чтобы веточки хорошо себя чувствовали. Через неделю дети отметили, что у веточек появляются листочки и решили улучшить условия – добавили подслащенную воду. Наблюдая за ветками березы, дети узнавали о том, что со сменой времен года в природе все изменяется, а также если создать нужные условия и ухаживать за растениями они будут лучше расти. В процессе наблюдений и трудовой деятельности в уголке природы у детей формировались динамические представления, они учились замечать изменения, происходящие с растениями и животными по истечении времени.
В приведенных циклах комплексы наблюдений охватывают разные стороны жизни и развития растений. Весь цикл - это сумма элементарных экологических знаний об отдельно взятом растении. В них представлены его жизнь в привычной среде и морфофункциональная приспособленность к ней. В циклах показаны средообразующая роль человека: как он заботится об условиях содержания растений, поддерживает среду в хорошем состоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими «порциями», постепенно увеличивая общий объем. Важно также, что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и руководством педагога. В ходе таких наблюдений у детей формируются динамические представления о росте и развитии растений и животных.
Циклы проводятся в течение длительного времени - на неделю планируется одно наблюдение. Таким образом, представленные циклы, каждый из 3-4 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 3 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с растущими растениями способствует развитию у них интереса к данному объекту природы, способствует формированию динамических представлений.
Цикл наблюдений - удобная форма организации педагогического процесса. Составление, разработка цикла наблюдений - это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по-разному (короче, длиннее, с включением самых различных моментов и ситуаций), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: например, в аквариуме живут две разные золотые рыбки, или золотая рыбка живет вместе с другими видами рыб, или в аквариуме не золотые, а другие рыбки - во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности.
Кроме того, нами были организованы специальные циклы наблюдений, которые посвящаются представителям растительного мира - комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес. Проведенные наблюдения как нельзя лучше способствовали формированию у детей динамических представлений о живых существах.
Кроме того, мы проводили с детьми во время прогулок наблюдения за птицами. Наблюдения проводились с целью знакомства детей с зимующими птицами, с их образом жизни.
Это благоприятный материал для формирования у детей стойкого желания заботиться о живых существах, охранять их.
В группе мы посадили цветы и ежедневно наблюдали за их ростом, результаты записывали в специальную тетрадь. Беседа о растениях.
Также мы проводили подвижную игру «Ледяные палочки». Эта игра проводиться с целью развития логического мышления у детей.
Затем мы наблюдали за неживой природой. Отмечали какая сегодня погода, что изменилось на участке с прошлой прогулки. Проводили игру «Расходись».
Дидактическая игра «Как растет горох?» Ребенку даются картинки, он их раскладывает по-порядку.
Затем мы провели дидактическую игру «Когда это бывает». Игра проводилась с целью: повышения познавательной активности детей, в процессе ознакомления их с сезонными изменениями в природе.
Особое место в нашей формирующей работе мы отвели занятиям. Занятия проводились нами в созданной экологической развивающей среде. На занятиях дети осваивали не только экологические представления, но и овладевали различными способами познавательной деятельности, учились проявлять отношения к объектам природы, узнавали о динамике роста растений и животных. Занятия планировались таким образом, чтобы дети постепенно переходили от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В наш план экологического развития детей включались занятия не только познавательного цикла – экскурсии, формирование динамических представлений, систематизация знаний, но и такие виды, в которых представлена отражательная деятельность: по изодеятельности, трудовые.
При проведении занятий особое внимание обращалось на детей, у которых был выявлен низкий уровень сформированности динамических представлений. В процессе работы мы заметили, как менялось отношение детей к объектам природы: они разговаривали с растениями, старались не шуметь, проявляли экологически правильное отношение к внешне непривлекательным животным, рассказывали другим детям, как меняются растения в зависимости от времени года, насколько выросли мальки рыбок и т.д.
Для закрепления знаний мы использовали множество дидактических игр, таких как «Пищевые цепочки», «Третий лишний», «Ярусы леса» и другие. Наблюдая за деятельностью детей, мы отметили, что дети стали более ответственно относиться к объектам природы, старались бережно и осторожно ухаживать за ними, качественно выполнять все трудовые операции.
Мы много читали детям, рассматривали иллюстрации, что-то советовали прочитать дома с родителями (приложение 7); разговаривали с ними, каждая неделя была обозначена какой-либо темой. Информация о теме недели помещалась в родительский уголок, предлагалось дома побеседовать о данной проблеме.
Необходимо отметить, что родители адекватно воспринимали наши советы, просьбы, стали желанными гостями на наших совместных мероприятиях, союзниками в экологическом воспитании детей.
Возможность самостоятельной деятельности в природе с целью формирования динамических представлений была обусловлена созданием экологически развивающей среды, содержанием которой были экологические игры, разнообразные модели, иллюстрации, книги, оборудование для ухода за живыми существами и другие.
Вначале мы предлагали детям поухаживать за обитателями уголка природы, понаблюдать, решить небольшую познавательную задачу, поделиться узнанным с друзьями и родителями. Затем дети стали самостоятельно организовывать деятельность в природе, проявлять свое отношение к живому. Уровень, достигнутый дошкольниками в результате общения с взрослыми, позволил им самостоятельно использовать все разнообразие представленного в среде материала, расширяя и углубляя тем самым свои знания и представления о динамике роста и развития живых существ.
На наших занятиях дети с большим интересом слушали произведения: Я. Марголина «Где у растения дом?», Ю. Дмитриевой «Лесные малыши», В. Бианки «Тайны ночного леса», «Лесная газета» и др.
В рассказах этих авторов «герои» - объекты природы, которые помогли углубить, закрепить и уточнить знания детей о внешнем виде живых объектах природы, их образе жизни, поведении, развитии.
Дети с удовольствием рассматривали иллюстрации, рисовали на экологические темы «Моё любимое животное», «Земля – наш дом», «Деревья нашего леса» и др.
Развивать динамические представления о живых организмах лучше воспитывается в трудовой деятельности, когда сам ребенок непосредственно ухаживает за ними. Если ребенок застенчив, ему особенно необходим друг. Поэтому нами была организована трудовая деятельность детей в экологической развивающей среде.
При первых контактах с животными, некоторые дети побаивались, проявляли нерешительность. Тогда мы предлагали им посидеть рядом, когда другие дети занимались с питомцами, кормили, меняли воду и т.д. Это помогло им присмотреться, понять реакцию животного, способы нашего общения с ними. Дети быстро привыкли к животным.
В процессе работы мы побуждали детей к самостоятельной деятельности, создавали ситуации стимулирующие ребенка самостоятельно организовать деятельность в природе, проявляли отношение к живому. Уровень, достигнутый ребенком в результате общения с животными, позволял ему самостоятельно использовать все разнообразие представленного в среде материала, расширяя и углубляя тем самым свой опыт экологически ориентированного взаимодействия с природой. Мы поощряли выдумку детей, радовались их успехам.
Мы требовали от дошкольников, чтобы они сами без напоминания осуществляли уход за животными и растениями, понимали насколько необходимы их действия живым объектам природы.
Мы привлекали их к участию в трудовой деятельности в экологической развивающей среде - посадке растений, сбору семян, камней, осенних листьев, к созданию книг-самоделок и т.д. В результате активность детей заметно возросла.
Привлекая детей к тесному общению с природой, мы стремились научить их не только оберегать и любить всё живое и прослеживать последствия действий человека, но и формировать динамические представления о росте и развитии живых существ.
На наш взгляд, эффективность экологического воспитания детей возрастет при согласованном взаимодействии детского сада и семьи.
В ходе опытно-экспериментальной работы родителям было предложено анкетирование (приложение 5), было проведено родительское собрание, круглый стол, консультации, периодически оформлялись ширмы, постоянно обновлялся стенд, а также мы часто приглашали родителей в гости (День «открытых дверей»).
В процессе работы большинство родителей экспериментальной группы стали выражать заинтересованность в успешном освоении детьми знаний по экологии.
Таким образом, работа по формированию динамических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования разнообразных методов – это многоплановый и разнообразный процесс, требующий детальной проработки и создания благоприятных педагогических условий. Насколько эффективной являлась наша работа мы узнаем в следующем параграфе нашей работы.