Содержание понятий «творчество», «креативность», «творческий потенциал»

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество, креативность – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

В современной школе все еще делается упор на усвоение учащимися готовой информации, образование понимается как трансляция ученику готового знания в виде специально отобранного социального опыта, что не способствует обогащению смысловой сферы, присвоению культурно-исторических ценностей, норм и традиций. Преобладает внешняя заданность в целях, содержании и технологии образования, что приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала.

Младший школьный возраст, являясь сензитивным для развития креативности, личностного смысла, позволяет закладывать благоприятные основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, самореализации, самосовершенствования, гибкой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, самодостаточности и толерантности. Многие исследователи отмечают, что традиционная система образования, по-прежнему имеющая наибольшее распространение в школах, уделяет недостаточно внимания развитию творческой активности.

Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Проблема развития творческого потенциала школьников в отечественном образовании длительное время оставалась в тени: научные разработки по развитию креативности младших школьников активизировались лишь в последние несколько лет, но и на данный момент большинство из них недоступно для широкого применения в силу отсутствия специализированного финансирования, умения педагогов работать с ними, а также непредусмотренностью введения подобных разработок в учебный план начальной школы из-за его перегрузки.

В экспериментальных исследованиях Р. М. Грановской, В. Н. Дружинина, Б. Б. Коссова, А. А. Леонтьева, Т. Н. Ковальчук, Н. Э. Вишневой, Г. В. Тереховой, Н. Ф. Вишняковой и др. рассматриваются вопросы развития креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности.

Цель исследования: изучить творчество как педагогическую категорию и выявить пути и средства развития творческой активности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: применение в ходе урока системы творческих заданий оказывает положительное влияние на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: творческая активность младших школьников.

Предмет исследования: развитие творческой активности учащихся начальной школы в учебном процессе.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике.

2. Конкретизировать понятия «творчество», «креативность», «творческий потенциал».

3. Определить особенности развития творческой активности в младшем школьном возрасте

4. Разработать и реализовать систему творческих заданий, ориентированную на развитие творческой активности младших школьников.

5. Выявить эффективность указанной системы творческих заданий на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

 

ТВОРЧЕСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Содержание понятий «творчество», «креативность», «творческий потенциал»

В психолого-педагогической литературе крайне неоднозначно определяется категория творчества вообще и детского творчества в частности. В самом деле, с одной стороны, творчество является характеристикой деятельности: особого ее вида (творческая деятельность – искусство, литература, наука) или любой деятельности, если речь идет о ее развитии, совершенствовании, переходе на новый уровень  [1, с.18].

С другой стороны, проблема связана с психологическими характеристиками творчества и, следовательно, сопряжена с проблемой способностей. Известное понятие творчества как механизма развития деятельности в значительной степени увязывает две эти стороны проблемы.

Делается также попытка определить и основные компоненты творчества. Выделяются, в частности, перцептивный компонент (наблюдательность, особая концентрация внимания); интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.); характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность) [2, с.9].

Итак, природа творчества сложна и противоречива. Большинство исследователей во взглядах на творчество сходятся в следующем: творчество – специфически человеческое явление, родовая, сущностная характеристика человека.

Творчество – форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию  [3, с.156].

Особо подчеркивая роль творчества в формировании личности ребенка, Выготский Л.С. отмечает, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития [2, с.13].

Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем.

Психологи установили, что 37% шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей [4, с.12].

По мнению Ковальчук Т.Н., творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности. Под способностью детей творчеству понимается совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, поиска оригинальных, нестандартных решений в разных ее видах. Творческая личность – личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию [5, с.3].

Основные составляющие творческой личности:

1. творческая направленность (мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личностно и общественно значимые результаты);

2. творческий потенциал (совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность применять их при постановке проблем и поиске путей решения с опорой на интуицию и логическое мышление, одаренность в определенной сфере);

3. индивидуально-психологическое своеобразие (волевые черты характера, эмоциональная устойчивость при преодолении трудностей, самоорганизация, критическая самооценка, восторженное переживание достигнутого успеха, осознание себя как творца материальных и духовных ценностей, соответствующих потребностям других людей  [5, с.3-4].

Творческие способности школьника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к решению тех или иных вопросов, отказывается от общепринятых шаблонов, разнообразит свою деятельность, проявляет инициативу, активность и самостоятельность [4, с.14].

Показателем творческого развития является креативность.

Несмотря на длительную историю изучения креативности, анализ зарубежных научных подходов к данной проблеме обнаружил многозначность ее понимания, что можно проследить в необихевиоризме (А.Бандура, Дж.Роттер, Б.Ф.Скиннер, Э.Толмен), где особое место уделяется средовым факторам (образцы креативного поведения и социальные поощрения творческих проявлений), в гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, К.Дункер, Ф.Перлз), где основное внимание акцентируется на совокупности всех характеристик личности и организации как ее жизни вообще, так и ситуаций решения задач, в частности, в психоанализе (А.Адлер, З.Фрейд, К.Юнг), где наиболее значимой считается мотивационный компонент сознания как вероятностная детерминанта креативности, в гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, Н.Роджерс), считающей, что в каждом индивидууме имманентно имплицирована креативность как способ выражения самоактуализации, однако социогенные факторы контаминируют данное свойство личности, блокируя переход от потенциально творческого к актуально творческому состоянию  [6, с.12].

На современном этапе сущность креативности определяется чаще всего альтернативно: как формально-динамическая или содержательная характеристика личности либо ее отдельных областей (перцептивной, когнитивной, эмотивной), как свойство психики.

Итак, под креативностью в психолого-педагогических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям  [7, с.98].

Своеобразие креативности в том, что она составляет творческий, эстетический аспект индивидуального сознания личности, который состоит из критического анализа своего и чужого предшествующего опыта; понимания и выработки новых идей; умения видеть проблему там, где другим все ясно; способности быстро и смело отказываться от точки зрения, опровергнутой обстоятельствами; развитой интуиции и эстетического ощущения совершенства достигнутого результата.

Сопоставляя определения «творчество» и «креативность», можно отметить, что они далеко не тождественны. Если понятие «креативность» ограничено специфически психологической проблематикой, а именно выяснением закономерностей продуктивной умственной деятельности и особенностей функционирования личностных качеств, то понятие «творчество» включает в себя многие вопросы, выходящие за рамки психологической проблематики и относящиеся к компетенции социологии, эстетики, искусствоведения и др.

Поэтому креативность представляется как универсальная творческая способность к продуктивной деятельности и составляет «частный» случай творчества в широком смысле, как деятельности по созданию нового, оригинального, ранее неизвестного.

Творческие, креативные качества (умения) формируются в процессе деятельности.

Таким образом, творчество – это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность – это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности. Отсюда и необходимость разведения этих понятий, уточнения смысловых тонкостей и логических изгибов формулировок.

При обсуждении проблемы творческой активности личности, креативности, прежде всего, встает вопрос об их критериях.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:

· беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

· гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

· оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

· любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

· способность к разработке гипотезы;

· ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

· фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

· способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

· способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д.

Е.П.Торренс выделяет четыре основных критерия, характеризующих креативность:

· легкость – быстрота выполнения текстовых заданий;

· гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

· оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;

· точность выполнения заданий [8, с.122-123].

В наше время в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает к этому не готов. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость, уникальность.

    В результате анализа и обобщения исследуемого материала нами были определены структура и содержание понятия «творческий потенциал».

Под структурой творческого потенциала Г. С. Самигуллина понимает совокупность основных его элементов и компонентов, отражающих в своей целостности и взаимосвязи природу творчества и основные характеристики деятельности. В структуру творческого потенциала она включает элементы (теоретические знания, нацеленность на творчество, исследовательский характер деятельности); компоненты (мотивационно-ценностный, теоретико-аналитический, рефлексивно-проектировочный)  [9, с.12].

Степень развития тех или иных компонентов творческого потенциала определяет иерархию уровней развития творческого потенциала:

· теоретический,

· репродуктивно-творческий,

· творчески-репродуктивный,

· авторский.

Личность, находящуюся на теоретическом уровне развития творческого потенциала, отличает стремление овладеть знанием о сущности теории творчества. На репродуктивно-творческом уровне (непосредственная реализация творческого потенциала) происходит развитие творческих умений на индивидуально-репродуктивном уровне. Процесс целенаправленного и системного развития творческого потенциала характерен творчески-репродуктивному уровню развития творческого потенциала; целостного и системного развития – авторскому уровню. Переход от одного уровня развития творческого потенциала к другому осуществляется на основе готовности (психологической, научно-педагогической и практической) освоения личностью более высокого уровня развития творческого потенциала [9, с.16-17].

В результате анализа и обобщения исследуемого материала нами было синтезировано определение понятия «творческий потенциал». Творческий потенциал – сложный интегративный феномен, включающий элементы (теоретические знания; нацеленность на творчество; исследовательский характер деятельности); компоненты (мотивационно-ценностный, теоретико-аналитический, рефлексивно-проектировочный), находящие свое целостное выражение в соответствующем уровне развития творческого потенциала (теоретическом, репродуктивно-творческом, творческо-репродуктивном и авторском), типе (репродуктивном, конструктивном, новаторском, творческом) и творческой позиции личности (наблюдателя, участника, аналитика, исследователя); целостно обуславливающие готовность личности к эффективной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: