Рентабельность организации

 

Финансовые результаты деятельности организации оценивают в абсолютных и относительных показа­телях.

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) является основным абсолютным показателем безубыточности функци­онирования организации.

 Результативность деятельности организации за ряд лет характеризует относительный показатель рентабельности (прибыльности), который может быть исчислен и проанализирован в динамике.

 Исследование показателя прибыли во взаимосвязи с показателями выручки от продаж, затрат, активов, собственного акционерного (уставного) капитала представляет возможность оценить эффективность деятельности организации, привлечения дополнительного капитала и заемных средств. Показатели рентабельности (прибыльно­сти) оценивают величину прибыли, полученной с каждого рубля средств, вложенных в активы и дея­тельность организации.

 В экономическом анализе существует систе­ма показателей рентабельности, которые условно разделяют на две группы: показатели рентабельно­сти деятельности организации и показатели рента­бельности активов [10, с. 56].

Рассмотрим показатели рентабельности деятельности ООО «Чистые пруды» (табл. 2).

Талица 2- Показатели рентабельности деятельности организации

Показатель Значение показателя
Род 0,45
Рп 0,31

 

Рентабельность основной деятельности (Род) = стр. 050 / стр. (020 + 030 + 040)

 Рентабельность основной деятельности (Род) = 5698 / 12706 = 0,45

Показывает, что на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции приходится 0,45 рубля прибыли от продаж,

Чем выше значение числителя и ниже знаменателя, тем рентабельнее деятельность организации. В данном случае, организации нужно придерживаться финансовой стратегии минимизации затрат на производство и сбыт продукции.

Рентабельность продаж (Рп) = стр. 050 / стр. 010 (ф.№2)

 Рентабельность продаж (Рп) = 5698 / 18404 = 0,31

Отражает соотношение прибыли от продаж и выручки, полученной организа­цией в отчетном году.

Определяет, что на 0,31 рубль прибыли получено органи­зацией в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг) на один рубль выручки.

Оптимальным является пропорциональный рост показателей в числителе и знаменателе.

Рассмотрим показатели рентабельности активов ООО «Чистые пруды» (табл.3).

Таблца 3- Показатели рентабельности активов организации

Показатель Значение показателя
Рвк 0,28
Рок 0,42
Рса 0,30
Рск 0,26

 

Рентабельность внеоборотного капитала (Рвк) = стр. 190 (ф.№2) / стр. 190 (ф.№1)

 Рентабельность внеоборотного капитала (Рвк) = 3019 / 10644 = 0,28

Отражает эффективность использования внеоборотного капитала организации.

Определяет, что на каждый рубль, вложенный во внеоборотные активы, приходится 0,28 рубля прибыли.

Рентабельность оборотного капитала (Рок) = стр. 190 (ф.№2) / стр. 290 (ф.№1)

Рентабельность оборотного капитала (Рок) = 3019 / 7094 = 0,42

Отражает эффективность и прибыльность использования оборотного капита­ла.

Определяет, что на один рубль, вложенный в оборотные активы, приходится 0,42 рубля прибыли.

Рентабельность совокупных активов (Рса) = стр. 190 (ф.№2) / стр. 300 (ф.№1)

Рентабельность совокупных активов (Рса)= 3019 / 10054=0,30

Характеризует эффективность и прибыльность использования всех активов организации. Показывает, что на один рубль, вло­женный во внеоборотные и оборотные активы организации, приходится 0,30 рубля прибыли.

Рентабельность собственного капитала (Рск) = стр. 190 (ф.№2) / стр. 490 (ф.№1)

Рентабельность собственного капитала (Рск) = 3019 / 11611 = 0,26

Характеризует эффективность использования организацией ее собственного капитала. Низкое значение коэффициента свидетельствует о нали­чии избытка собственного капитала по отношению к заемным средствам, что с точки зрения пайщиков подтвердит неудовлетворительность использования капитала или недостаточность привлечения заемного капитала.

Проведем анализ показателей рентабельности в ди­намике по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках ООО «Чистые пруды».

Рентабельность основной деятельности за предыдущий год показывает, что на рубль затрат организации прихо­дится лишь 27 коп. прибыли. В отчетном году значение показателя увеличилось на 18 коп. и составило 45 коп. прибыли. На увеличение показателя рентабельности по­влияло снижение себестоимости по сравнению с темпом роста прибыли от продаж.

Вследствие эффективности основной деятельности повышается показатель рентабельности продаж. Его зна­чение свидетельствует о том, что на один рубль полу­ченной выручки от продажи приходится 31 коп. прибыли, что на 10 коп. больше аналогичного показателя прошлого года.

Эффективность использования внеоборотного капитала в отчетном году сократилась по сравнению с предыду­щим годом почти в 6 раза. Несмотря на то, что осущест­влялись дополнительные финансовые вливания в основ­ной капитал, он не стал приносить организации больше доходов.

Коэффициент рентабельности оборотного капитала, связанный с замедлением оборачиваемости активов, ха­рактеризует неэффективность использования организа­цией своих оборотных средств, показывая, какой объем чистой прибыли обеспечивается каждым рублем акти­вов. В этой связи в отчетном году 42 коп. прибы­ли обеспечивали оборотные средства организации, что на 9 коп. меньше показателя прошлого года.

За прошедший год произошло также снижение совокупных активов на 8 коп. Это свидетельствует о нерентабельном использовании оборотных и внеоборотных активов.

Снижение рентабельности собственного капи­тала можно оценить как отрицательную тенденцию. Это связано, прежде всего, с различным эконо­мическим содержанием этого показателя и его денежной оценкой на примере конкретной организации. Чистая прибыль организации - это динамичный показатель. Но в данной организации в отчётном году он снизился на 48 коп., по сравнению с предыдущим годом. Со стороны финансовой устойчиво­сти организации эту ситуацию никак нельзя рассматри­вать как благоприятную. Со снижением значения собст­венного капитала сокращается и период его окупаемо­сти на 1 год.

На основании значений показателей табл. 4. деятель­ность организации оценивается как нерентабельная. Анализ рентабельности и финансовых пока­зателей в целом имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, кри­териев повышения эффективности деятельности и окупаемости вложений в активы.                                                                                   

 Таблица 4- Анализ показателей рентабельности организации

Наименование показателя Предыдущий год Отчетный год Абсолютное изменение (+,-)(гр. 3 - гр. 2)
1 2 3 4
Рентабельность основной деятельности 0,27 0,45 0,18
Рентабельность продаж 0,21 0,31 0,10
Рентабельность внеоборотного капитала 1,59 0,28 - 1,31
Рентабельность оборотного капитала 0,51 0,42 - 0,09
Рентабельность совокупных активов 0,38 0,30 - 0,08
Рентабельность собственного капитала 0,74 0,26 - 0,48

 

Важным показателем является и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности организации, ее производственных воз­можностях. Анализ объема продаж за ряд лет дает представление о темпах роста производства организации. Рассчитаем рентабельность продаж организации:

     Рп = Прибыль / Объём продаж

Рп = 3879 / 18404 x 100% = 21,08 %

Данный показатель за предыдущий год:

Рп = 3560 / 16494 х 100% = 21,58 %

Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности. Объем продаж используется для определения оборачиваемости активов предприятия (Коа) и оборачи­ваемости основного капитала (Кок).

Коа = объём продаж / общая сумма активов

Коа = 18404 / 10054 = 1,83

Данный показатель показывает, что за год активы предприятия оборачиваются 1,83 раза.

Кок = Объём продаж / Основной капитал

Кок = 18404 / 32 = 575

Данный показатель показывает, что за год основной капитал организации оборачивается 575 раз.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: