Сергей Александрович Есенин

Виднейший крестьянский поэт Сергей Есенин (1895—1925) входил в группу писателей-имажинистов, утверждавших пластичный, живой образ первоосновой искусства. Однако его творчество как явление гениальное не вмещается в рамки имажинистского течения.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине.Чувство родины — основное в моем творчестве», — заявлял Есенин. Искания, сомнения, боль поэта исходили из великого конфликта между Русью крестьянской и новой Россией, вздыбленной революцией и урбанизацией. В ранних стихах Есенина преобладает крестьянско-христианское мироощущение, для которого характерно одушевление всего живого («Все живое особою метой/ Отмечаю я с давних пор...») и соединение человека, природы, неба и земли в ощущении Бога. Именно ранние стихи поэта по преимуществу вошли в круг детского чтения.

Детские годы Есенина прошли в обстановке традиционной народно-книжной культуры. Дед выучил его читать в пять лет, а первые стихи мальчик складывал раньше восьми лет. Когда девятилетним он пошел в школу, багаж знаний и навыков уже был достаточным для восприятия светской литературы. Развитая наблюдательность в отношении природных явлений, которая обычно отличает растущих в деревне детей, обогащалась в его сознании фантазией: наблюдение тут же превращалось в образ. Первым опубликованным стихотворением Есенина была «Береза», оно появилось в детском журнале религиозно-монархического направления «Мирок» (январь1914 года). К 1916 году поэт составил сборник «Зарянка», куда включил уже опубликованные и новые стихи для детей (выпустить книгу ему так и не удалось). Главные чувства и нравственные идеи его ранней поэзии — милосердие, сострадание, благословение всего живого.

Круг есенинских стихов для детей сложился на протяжении 1913— 1918 годов: «Береза», «С добрым утром», «Черемуха», «Топи да болота», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Пороша», «Разгулялась вьюга», «Бабушкины сказки», «Вечер, как сажа...», «Прячет месяц за овинами...», «За рекой горят огни...», «По лесу леший кричит на сову», «Воробышки» («Поет зима, аукает...»), «Лебедушка», «Корова», «Лисица», «Табун», «Песнь о собаке», «Молотьба» и др. Это стихотворения о природе, людях и животных.

Кроме того, выделяются стихотворения с религиозной тематикой: «Колокол дремавший...», «Пасхальный благовест», «Молитва матери». Детям адресован и рассказ «Бобыль и Дружок».

 

Марина Ивановна Цветаева(1892 — 1941) родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне музея Изобразительных Искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, — по выражению дочери, завила их музыкой: “После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом”.

Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой — в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах.

Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься — с шестнадцати. В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпускает довольно объемный сборник “Вечерний альбом”. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.

Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью.

Цветаевой в то время было 18 лет, до того её стихи нигде не были опубликованы. Позже она утверждает, что книга появилась «взамен любовного признания человеку, с которым иначе объясниться я не могла».

 

У кроватки

Вале Генерозовой (гимназической подруге)

 

— «Там, где шиповник рос аленький,

Гномы нашли колпачки»...

Мама у маленькой Валеньки

Тихо сняла башмачки.

 

— «Солнце глядело сквозь веточки,

К розе летела пчела»...

Мама у маленькой деточки

Тихо чулочки сняла.

 

— «Змей не прождал ни минуточки,

Свистнул, — и в горы скорей!»

Мама у сонной малюточки

Шелк расчесала кудрей.

 

— «Кошку завидевши, курочки

Стали с индюшками в круг»...

Мама у сонной дочурочки

Вынула куклу из рук.

 

— «Вечером к девочке маленькой

Раз прилетел ангелок»...

Мама над дремлющей Валенькой

Кукле вязала чулок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: