Основные цели библиотерапии

Тарская Центральная районная библиотека

Отдел обслуживания читателей-детей

 

Библиотерапия

 как новое направление

в работе детских библиотек

 

 

Методические рекомендации

 

 

Тара, 2011 г.

 


МУК «ТЦБС»

Тарская Центральная районная библиотека

Отдел обслуживания читателей-детей


Библиотерапия

как новое направление

в работе детских библиотек

 

Методические рекомендации

 

Тара, 2011 г.

Но, слава богу, нам еще дано

То, чем душа заранее богата:

Взять книгу, что прочитана давно,

Вновь побывать,                                                                                        

Где побывал когда-то.

К. Ваншенкин

                                   

Знакомо ли вам слово "библиотерапия"? Имеются в виду те случаи, когда для здоровья духовного, душевного и физического библиотека бывает полезней, чем аптека. Когда хорошая, вовремя прочитанная книга или коротенькая сказка неожиданно сильно высвечивает важную для нас область жизни, способствует прозрению, ясному видению, в то время, когда никакие назидания, поучения до сознания не доходят.

При раскопках в Египте, над входом в одно из помещений дворца фараона, археологи обнаружили надпись «Аптека для души». Этот вход, украшенный золотом, вел в библиотеку, основанную более трех тысяч лет тому назад. По мнению египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое развивает ум человека, облагораживает его душу.

В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Необходимо отметить, что библиотерапия находилась под крылом церкви до эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения её стали активно использовать врачи в лечебных целях.

Как и положено любой научной дисциплине, библиотерапия проявила себя гораздо раньше, чем получила официальный статус. Так, английский лекарь XVII века Т. Сагейдем советовал своим пациентам читать «Дон Кихота» Сервантеса.

Существует множество примеров старинных «рецептов», скажем: «Принимай по 3-4 страницы из романа Смоллетта». Есть и упоминание об Эразме Роттердамском, который лечил нарывы на лице чтением смешных книг. Но в большинстве материалов, посвященных этой теме, исторический возраст библиотерапии подчеркивается ссылкой на сказки «1001 ночи», где в одной из сказок придворный врач рекомендовал своему властелину, страдавшему тяжелой болезнью и страхами, перелистывать страницы книги и тем его вылечил. В этой связи как не вспомнить и Аристофана, желавшего читать свои комедии преступникам для исправления их натуры. А в наше время, во время Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) патриотические книги имели большое значение для реабилитации тяжелораненых солдат и их скорейшего выздоровления. Примеры можно приводить до бесконечности…

Научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале XX века. По определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия – это "использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения".

Первое упоминание самого термина относится к 1916 году. С тех пор появились сотни публикаций как теоретического, так и практического характера.

На международном уровне проходят конференции и симпозиумы, созданы ассоциации библиотерапевтов. Причем, на многих медицинских конференциях библиотерапия освещается как важная часть традиционной медицины.

В России библиотерапия не сразу получила широкое распространение. Труды Н. Рубакина сыграли ведущую роль в обосновании методов библиотерапии, в частности его библиопсихологическая теория. В своей работе «Среди книг» он писал: "Три великие силы содержатся в книге – знание, понимание, настроение".

В настоящее время библиотерапия (лечение чтением) привлекает все больше внимания научных и практических работников, в т.ч. и библиотечных, стремящихся максимально использовать «лечебные» возможности книги.

Современные педагогическая и психологическая науки накопили немало интересных наблюдений о психологических особенностях интеллектуальной деятельности детей. Среди библиотековедов, изучавших психологию ребенка-читателя, можно назвать следующие имена: Л.И. Беленькая, И.И. Тихомирова, А.В. Тумурук и многие другие.

 

Основные цели библиотерапии

1. Дать читателю информацию о проблемах.

2. Помочь проникнуть в их суть.

3. Обсудить новые ценности и отношения.

4. Сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: