Число опрошенных информантов – 150 человек
Средний возраст – 39 лет.
Образование – высшее.
1. Ответы респондентов объединились в три группы:
1) умение наслаждаться жизнью, получать удовольствие от жизни – 43%;
2) следование правилам хорошего тона – 35%;
3) уважение к другим – 22%.
2. В качетве понятий, наиболее четко отражающих концепт «le savoir-vivre» выделяют:
1) politesse – 19%;
2) tact – 19%;
3) courtoisie – 18%;
4) égards – 16%;
5) bienséance – 14%;
6) délicatesse – 14%.
3. Качества и характеристики человека, который умеет жить объединены в четыре группы:
1) умение наслаждаться жизнью, получать удовольствия – 41%;
2) следование правилам хорошего тона – 33%;
3) уважение – 16%;
4) искренность, открытость – 10%.
4. Качества и характеристики человека, который не умеет жить объединены в четыре группы:
1) эгоист (не умеет наслаждаться жизнью и мешает другим получать удововльствия) – 41%;
2) пренебрегает правилами хорошего тона – 37%;
3) проявляет неуважения к другим – 13%;
4) грубость – 9%.
5. Среди наиболее важных жизненных ценностей французские информанты отметили:
1) любовь (как близких так и мужчины (женщины) – 29%;
2) свобода – 22%;
3) удовольствия – 21%;
4) семья – 17%;
5) друзья – 11%.
6. Успех в жизни зависит от 1) человека – 81% опрошенных; 2) от случая - 0%. Определенная роль оттается случаю в достижении успеха в жизни 19% информантов.
7. Бонвиван определяется французами как::
1) человек, который умеет наслаждаться жизнью – 53%;
2) эпикуреец – 28%;
3) весельчак и приятный в общении – 19%;
Приложение 2
Анкета, представленная русским информантам, с целью выявления обыденного понимания концепта «уметь жить» в русской лингвокультуре.
Вы учавствуете в лингвистическом эксперименте, направленном на выявление обыденного понимания лингвокультурного концепта «уметь жить» в русской лингвокультуре. Просим Вас ответить на вопросы и оставить информацию о себе. Заранее благодарны за участие. Спасибо.
1. Что Вы понимаете под выражением «уметь жить»?
Уметь жить – это _____________________________________________
_____________________________________________________________.
2. На что в большей степени направлено «умение жить» (пронумеруйте по степени важности):
1) достижение материального благосостояния;
2) достижение социального успеха;
3) получение удовольствия от жизни;
4) признание в обществе;
5) другое ___ (уточните).
3. Связано ли «умение жить» с игрой на публику:
1) да;
2) нет.
4. Из приведенного списка выберите то, что для Вас является наиболее важным в жизни (пронумеруйте выбранные варианты ответа по степени важности):
Семья, друзья, любовь близких, любовь мужчины (женщины), физическая любовь, успех, счастье, удовольствие, комфорт, свобода, работа, учеба… или другое (уточните).
5. Продолжите фразу:
Человек, которы умеет жить – это ______________________________.
6. Продолжите фразу:
Человек, который не умеет жить – это ___________________________.
7. Как можно назвать человек, который умеет жить?
____________________________________________________________.
8. Как можно назвать человека, который не умеет жить?
_____________________________________________________________.
9. От чего зависит жизненный успех (подчеркните):
1) от человека;
2) от случая?
10. Связано ли для Вас следование правилам хорошего тона (вежливость, такт, учтивость) с «умением жить»?
1) да;
2) нет.
Ваш возраст: ________________________________________________
Образование:__________________________________________________
Профессия:___________________________________________________