Приемы агрессивных проявлений у выделенной подгруппы детей

И.Ф.

физические

вербальные

мимические пантомимич.

дестр. дейст-
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 1 2 3 4 вия
1.Кристина Н. 22 1 16 3 4 8 5 1 - 12 5 2 5 5 2 2 3 21
2. Вероника Н. 4 - 13 - 3 - 1 - 4 10 - 1 4 2 1 2 1 2
3.Саша П. 17 4 11 - - 3 5 2 6 6 2 2 - - 6 - 7 2
4.Вадим К. 8 - 12 - - - 4 3 8 1 - 2 1 - - - - 12
5.Максим С. 9 - 14 - - 7 3 7 - - - - - - - - - 6
6.Саша М. 12 - 6 - - - 4 - - 2 - 1 - - - - - 9
7.Ваня И. 7 - 8 - - - 4 1 1 3 - 2 1 - - - - 6
8.Андрей К. 6 - 8 - - - 3 - - - - 2 - - - - - 9
9.Алеша Д. 9 - 5 - - - 2 - - 1 - 1 - - - - - 5

 

Анализируя приемы агрессивных проявлений у выделенной подгруппы детей, можно отметить, что чаще дети используют удары руками, предметами, также они толкаются, обзываются, плюются, показывают язык, грозят кулаком. Реже царапаются, грубят, ломают игрушки, рвут книги. Важно также отметить, что среди перечисленных выше приемов девочки, практически не использовали удары ногами и бережно относились к одежде “обидчика” (не рвали, не пачкали ее). В то время как в конфликтах мальчиков одежда “жертвы”, очень часто, была измазана или порвана.

Не все дети использовали выше перечисленные приемы в полном их объеме. Весь объем приемов использовали из мальчиков только Саша П., Вадим К. Из девочек Кристина Н., Вероника Н.

Для меня было особо интересным установить по возможности мотивы зафиксированных мной актов агрессии, для чего анализировались мотивировки детьми-агрессорами своих агрессивных проявлений.

Брался в расчет также факт, были ли агрессивные проявления инициативными или реактивными - реакцией на нарушение установленного в детском обществе правила или ответными на агрессию другого.

Надо отметить, что часть детей Саша М., Кристина Н., Саша П. пытались скрыть истинные мотивы своей агрессии, другие старались “отмахнуться” от правдивого ответа и говорили например: “стукнул просто так” Максим С., “скучно было” Андрей К., Вадим К., “мы просто пошутили” Алина Я., “подумаешь, ничего страшного не случилось” Вероника Н. и лишь немногие признавали свою вину.

Изучение особенностей мотивов агрессивных проявлений старших дошкольников по отношению друг к другу дало нам возможность разделить их на 5 подгрупп.

1. Самоутверждение, соперничество (желание быть первым) “я обогнал его, а он сразу стукнул” (Саша М. гр. № 1), “я первая добежала, а она меня толкнула” (Вероника Н. гр. № 3).

2. Неуспех деятельности или прерывание ее кем-то “а что он мешает мне рисовать” (Сережа Л. гр. №1), “мы строили дорогу, а он пришел и мешает” (Дима Н. гр. № 2).

3. Отсутствие интересной деятельности, в которой могли бы выплеснуться избытки энергии (от скуки, от бездеятельности, как справедливо отметил К.Флейк “Если ребенку не дать пинать мяч, он будет пинать другого ребенка”).

4. Желание зло подшутить, зловредничество (вывести партнера из себя, довести до слез).

5. Нарушение правил взаимодействия, установленных в детском обществе группы детского сада. Среди этих нарушений игнорирование:

а) правила “первенства владение интересной игрушкой или местом для игры тем ребенком, кто первый предъявил свои права. “Я первый взял машину, а он отнимает” (Андрей К. гр.№ 1). “Я уже играла на этом месте раньше, а она меня прогнала” (Даша М. гр. № 3);

б) права на свою собственность (“Это моя кукла, я ее из дома принесла, а Катька ее взяла и не отдает”. Алена Б. гр. № 3);

в) равенство членов группы на общие блага (“Этот конструктор общий”, а он играет и играет” - Саша Ш гр. № 2, “Эта посуда всехняя, зачем она все забрала себе?” - Света К. гр. № 3);

г) правила охраны деятельности ребенка и ее результатов (“Мы старались, строили, такая дорога хорошая получилась, а он взял и все сломал. Ну, мы ему и наподдали” Вахтанг К. гр. №1);

д) нарушение правил честной справедливой игры (“Она играет нечестно - все время врач и врач. И я забрала у нее слушалку” Света гр. № 1);

е) право на обособление в игре (“Я тут играю, а он пришел и мешает”); ж) ответная агрессия с целью защиты себя от агрессивных нападок сверстника;

з) ответная агрессия с целью защиты другого ребенка.

Только в отдельных случаях агрессия была враждебной - когда целью агрессии было довести другого ребенка до слез (“А, я хотел посмотреть, как она плачет” Сережа Л. гр. №1).

Проведенный анализ мотивировок детьми своего агрессивного поведения свидетельствует насколько они многообразны и далеко не ограничиваются конфликтами, обусловленными желанием ребенка обладать интересной игрушкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: