Нормативно-правовая база, регулирующая осуществление финансовой деятельности предприятия

№ п/п Наименование нормативно-правового акта Краткая характеристика Недостатки нормативно-правового акта
1 2 3 4
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть вторая) Гл. 4. Ст. 48-65 Определяется классификация юридических лиц, т.е. отнесение соответствующего вида юридических лиц к той или иной группе, что предопределяет его особый правовой режим.   Гражданский кодекс РФ полностью регулирует правовой статус товариществ, а в отношении обществ ГК РФ ограничивается лишь общими правилами, подлежащими конкретизации в специальных законах об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью.
2 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. от 27.07.2006 г.) Определяется порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Определяются общие параметры осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Закон не содержит специальной общей нормы, регламентирующей предоставление информации об обществе контрагентам.  
3 Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. от 18 декабря 2006 г.) Определяются вопросы правового положения общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества. Не определен порядок оценки имущества собственников ООО при слиянии, поглощении и присоединении общества
4 Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. от 26 июля 2006 г.) Определяются вопросы добросовестной и недобросовестной конкуренции и вопросы государственного контроля за деятельностью организаций на товарных рынках Отсутствует эффективный механизм реализации запретов на антиконкурентную деятельность законодательных органов субъектов Российской Федерации    
5 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. от 18 декабря 2006 г.) Устанавливаются основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Нормы Закона противоречат нормам ГК в нескольких принципиальных моментах, а именно в решении вопросов 1) о субъектах, которые могут быть банкротами; 2) о разновидностях банкротства по критерию способа осуществления ликвидации (Закон не регулирует добровольное банкротство); 3) об очередности удовлетворения требований кредиторов и о применении при этом принципов соразмерности и пропорциональности.

 

Таким образом, в настоящий момент создана нормативно-правовая база регулирования и осуществления финансово - хозяйственной деятельности, однако в настоящий момент наблюдаются некие противоречия и недостатки в законодательстве, поэтому для дальнейшего эффективного функционирования предприятий в РФ необходимо устранять данные пробелы.

 

1.3 Информационная база учета финансовых результатов

 

Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Отчетность о финансовых результатах содержит важнейшие показатели эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Эти данные наряду с балансом организации составляют основную информацию, необходимую организациям, взаимодействующим с организацией, акционерам, дебитором и кредиторам, банком, налоговым органам. Поэтому в составе квартальной и годовой бухгалтерской отчетности организации представляют отчет о прибылях и убытках за соответствующий период, форму №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Важное значение при анализе финансовых результатов деятельности предприятия является налоговая отчетность по налогу на прибыль.

Также источниками информации при анализе прибыли являются данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль», а также соответствующие таблицы плана экономического и социального развития организации.

Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях рыночной экономики определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.

Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией конкретными условиями его экономического развития.

Осуществляемое в соответствии с государственной финансовой политикой централизованное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам, а, в конечном счете — уровень эффективности и риска этой деятельности в целом.

Направления и формы государственного регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования в сочетании с уровнем развития экономики определяют характер внутренней финансовой среды (или «финансовый климат») в той или иной стране, который существенно влияет на ее рейтинг и ранговое место в мировой финансовой системе. Внутренняя финансовая среда («финансовый климат») характеризуется системой действующих в стране правовых и экономических условий осуществления финансовой деятельности отдельными субъектами хозяйствования (как резидентами, так и нерезидентами), существенно влияющих на уровень доходности и риска финансовых операций. Внутренняя финансовая среда («финансовый климат») во многом определяют объемы и эффективность финансовых отношений предприятий с зарубежными партнерами, степень государственной финансовой поддержки предприятий за счет внешних займов, уровень интегрированности финансовой системы страны с мировой финансовой системой.

Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий носят целенаправленный характер на каждом этапе экономического развития страны. На современном этапе это регулирование подчинено следующим основным целям:

1. Обеспечение направленности форм и методов государственного регулирования финансовой деятельности предприятий на реализацию разработанной государственной финансовой политики в целом.

2. Упорядочение форм и условий внешних и внутренних финансовых отношений с целью их согласованности с соответствующими формами, используемыми в сфере государственных финансов и финансов домашних хозяйств.

3. Обеспечение единства основных условий осуществления финансовой деятельности предприятиям различных форм собственности, отраслевой принадлежности и организационно-правовых форм функционирования.

4. Обеспечение единства условий и возможностей формирования всеми предприятиями необходимых финансовых ресурсов за счет внутренних источников при эффективной их хозяйственной деятельности.

5. Обеспечение свободного и открытого доступа всех предприятий к внешним источникам формирования финансовых ресурсов.

6. Регламентация отдельных направлений финансовой деятельности и форм использования финансовых ресурсов предприятий в соответствии с осуществляемой государственной экономической и социальной политикой.

Процесс государственного регулирования финансовой деятельности предприятий включает:

1. Создание необходимой нормативной базы, регулирующей основные формы и виды финансовой деятельности предприятий на современном этапе развития рыночных отношений и адекватной уровню развития экономики страны.

2. Формирование нормативных требований к унификации параметров в отдельных используемых предприятиями финансовых инструментов и регламентация правил ведения операций с ними.

3. Формирование определенной системы требований к созданию и деятельности финансовых институтов, обслуживающих финансовую деятельность предприятий, и лицензированию различных видов этих институтов.

4. Формирование действенной системы экономических стимулов к использованию в практике финансовой деятельности предприятий наиболее эффективных с позиций общеэкономического развития страны направлений и форм этой деятельности, прогрессивных видов финансовых инструментов.

5. Создание действенной системы финансовых и иных санкций за нарушение предприятиями установленных правовых норм осуществления финансовой деятельности.

6. Регламентирование систем и форм контроля за соблюдением предприятиями установленных государственными органами правовых норм осуществления финансовой деятельности.

Эффективность работы предприятия может быть установлена путем анализа его финансово-экономического положения за ряд периодов хозяйственной деятельности. Основой для подобного анализа может быть баланс и отчетность предприятия. В настоящее время есть несколько подходов для проведения такого анализа. Наиболее часто встречающийся подход опирается на вычисление относительных показателей (коэффициентов).

Рассмотрим 5 важнейших коэффициентов, которые достаточно легко получить из бухгалтерского баланса и отчетности.

1) Коэффициент рентабельности, определяющий прибыльность работы предприятия. Данный коэффициент иногда рассматривается как отношение прибыли предприятия к себестоимости продукции, работ и услуг. В этом случае он характеризует рентабельность основной деятельности предприятия. Для проведения анализа удобнее использовать отношение чистой прибыли к сумме всех доходов, полученных в исследуемом периоде. Под чистой (нераспределенной) прибылью понимается прибыль, полученная предприятием от всех видов деятельности, уменьшенная на величину налога на прибыль.

 

ЧП

Кр = ────────── х 100% (1.3)

Сумма Д

 

где:

Кр - коэффициент рентабельности деятельности предприятия по чистой прибыли;

ЧП - чистая (нераспределенная) прибыль предприятия, определяемая по строке 470 пассива баланса с названием "Нераспределенная прибыль отчетного года" и являющаяся в течение года накапливаемой суммой на счете 99 "Прибыли и убытки" (+ -), а в конце года на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";

Сумма Д - суммарный доход в виде выручки от реализации продукции (работ, услуг), определяемой по обороту на субсчете 90-1 "Выручка", плюс доходы от внереализационных операций, выявляемые на субсчете 91-1 "Прочие доходы".

Иногда коэффициент рентабельности вычисляется в виде отношения прибыли (или нераспределенной прибыли) к собственному или общему капиталу предприятия. Для стабильно работающего предприятия существует устойчивая взаимосвязь между всеми этими соотношениями, и в качестве критерия можно выбирать любой из них. Используя принцип денежных потоков, будем определять коэффициент рентабельности деятельности предприятия в виде отношения чистой (нераспределенной) прибыли к совокупности полученных доходов.

По оценкам зарубежных специалистов, этот коэффициент считается приемлемым, если он находится в пределах 8-15%.

2) Коэффициент абсолютной ликвидности, определяющий способность предприятия быстро выполнить свои краткосрочные обязательства.

 

ДС + КФВ

Кал = ──────────── (1.4)

КО

 

где:

Кал - коэффициент абсолютной ликвидности;

ДС - денежные средства;

КФВ - краткосрочные финансовые вложения;

КО - краткосрочные обязательства.

Денежные средства в формуле, приведенной выше, отражают сумму по строке 260 "Денежные средства" актива баланса, которая обобщает цифры на счетах: 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути[14]".

Краткосрочные финансовые вложения включает суммы средств на счетах: 58 "Краткосрочные финансовые вложения" и 81 "Собственные акции (доли)" за вычетом сумм на счете 59 "Резервы под обесценение ценных бумаг", обобщенные в строке 250 "Краткосрочные финансовые вложения" актива баланса.

Краткосрочные обязательства включают в себя суммы в разделе V "Краткосрочные обязательства" пассива баланса по строкам 610 "Займы и кредиты" (счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам"), 620 "Кредиторская задолженность" и 660 "Прочие краткосрочные обязательства". Строки 610 и 660 включают суммы по следующим счетам: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (расчеты по полученным авансам). А также по счетам: 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами[15]".

Нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности 0,2-0,5.

3) Коэффициент промежуточного покрытия, показывающий, сможет ли предприятие в заданные сроки рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам.

 

ДС + КФВ + ДЗк

Кпп = ──────────────── (1.5)

К

 

где:

Кпп - коэффициент промежуточного покрытия;

ДЗК - краткосрочная дебиторская задолженность, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Краткосрочная дебиторская задолженность отражает сумму строки 240 "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)" актива баланса. В этой строке содержатся сведения о следующих счетах: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (расчеты по выданным авансам), 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". А также по счетам: 68 "Расчеты по налогам и сборам", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При этом суммы на счетах 62 и 76 уменьшаются на суммы соответствующих резервов, если они создаются для уменьшения эффекта предпринимательского риска и числятся на счете 63 "Резервы по сомнительным долгам".

Нормативное значение коэффициента промежуточного покрытия 0,7-0,8.

4) Коэффициент покрытия, определяющий достаточность ликвидных активов для погашения краткосрочных обязательств.

 

ДС + КФВ + ДЗк + ДЗд + ЗЗ

Кп = ────────────────────────── (1.6)

КО

 

где:

Кп - коэффициент покрытия;

ДЗд - долгосрочная дебиторская задолженность, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;

ЗЗ - запасы и затраты.

Долгосрочная дебиторская задолженность отражает сумму строки 230 "Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты" актива баланса. Она включает в себя такие же счета, что и краткосрочная дебиторская задолженность.

Запасы и затраты включают в себя суммы строк 210 "Запасы" и 220 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" актива баланса. В строке 210 содержатся сведения о следующих счетах: 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". А также о счетах: 20 "Основное производство", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", 44 "Расходы на продажу", 45 "Товары отгруженные", 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам", 97 "Расходы будущих периодов". При этом суммы материальных запасов, кроме тех, которые числятся на счетах 45, 97, используются за вычетом сумм резервов, представленных на счете 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей". А стоимость товаров, принимаемая в расчет, в балансе отражается по покупным ценам (т.е. без учета торговых наценок, надбавок и т.п., зафиксированных на счете 42 "Торговая наценка[16]").

В строке 220 содержится сумма на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Нормативное значение коэффициента покрытия 2-2,5.

5) Коэффициент финансовой независимости, характеризующий обеспеченность предприятия собственными средствами.

 

СС

         Кфн = ─── х 100% (1.7)

ИБ

где:

Кфн - коэффициент финансовой независимости;

СС - собственные средства;

ИБ - итог (валюта) баланса.

Собственные средства отражают итоговую сумму раздела III "Капитал и резервы" пассива баланса. Она обобщает суммы по счетам: 80 "Уставный капитал", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (с учетом знаков), 86 "Целевое финансирование".

Нормативное значение коэффициента финансовой независимости 50-60%. Указанные нормативные значения коэффициентов могут служить ориентирами для оценки работы предприятия.

Чаще всего используют очень простую систему оценки финансово-экономического состояния предприятия, которую можно свести к следующей аналитической таблице (табл. 1.4).

К сожалению, указанные нормативы не являются общими для предприятий всех отраслей экономики и видов деятельности. Наиболее целесообразным следует считать ориентацию на нормативные коэффициенты своей отрасли. Но на сегодняшний день устанавливать такие нормативы некому, а самой фирме собрать и статистически обработать данные балансов и отчетностей предприятий своей отрасли невозможно, так как предприятия их не публикуют. Другой подход, который можно порекомендовать бухгалтеру, это оценка изменений указанных коэффициентов во времени. Систематический их рост - явное свидетельство успешной работы фирмы[17].

Для определения коэффициента рентабельности необходимо привлечь сведения из оборотно-сальдовой ведомости, а именно кредит субсчета 90-1, который характеризует выручку.

Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на три группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом.

Администрация организации – это совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений. Представители администрации являются одними из основных пользователей бухгалтерской информации. Ее состав для каждого представителя определяется в зависимости от выполняемых им функций и уровня должности, занимаемой представителем. Собственников, совладельцев и первых руководителей организации, например, больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации (соотношение платежных средств и обязательств). Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.п.

Основными критериями при определении состава информации для каждого работника администрации являются:

- соответствие состава информации функциям работника;

- стоимость информации;

- необходимость соблюдения коммерческой тайны.

Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности. По данным отчетности они делают выводы о финансовых перспективах, о ликвидности и платежеспособности организации.

Сторонними пользователями бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом являются налоговые органы, казначейство, Контрольно – ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов Российской Федерации, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.).

Налоговые органы и казначейство, в отличие от других сторонних пользователей информации, имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией, необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость и на заработную плату, акцизов. Вся учетная информация предоставляется ревизорам КРУ Министерства финансов РФ и вышестоящих органов управления, а также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку. Работникам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования предоставляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.

Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации. Указанный перечень оформляется приказом руководителя.

Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния). В органы Госкомстата представляется статистическая отчетность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность предназначена для отражения достоверных и полных сведений об имущественном и финансовом состоянии организации и о финансовых результатах ее деятельности. Эта информация необходима внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) для принятия экономически обоснованных решений при осуществлении хозяйственной деятельности, а также внешним пользователям (инвесторам, кредиторам, государственным органам исполнительной власти и др.). Например, банки на основе показателей бухгалтерской отчетности принимают решение, смогут ли они выдать кредит организации. С балансом и отчетом о прибылях и убытках знакомят инвесторов (акционеров, участников) организации. Бухгалтерскую отчетность предприятий используют органы государственной статистики, формируя показатели социально-экономического положения России, необходимые для выполнения управленческих функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также для проведения макроэкономических исследований.

 


2 Бухгалтерский учет финансовых результатов на ООО «Айк»

 

2.1 Краткая характеристика ООО «Айк»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Айк» учреждено в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 65 ФЗ от 13.06.1992г., действующим законодательством Российской Федерации и г. Пушкино.

ООО «Айк» является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, отраженное на самостоятельном балансе, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, органов местного самоуправления г. Пушкино и Уставом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием.

Общество создается в целях развития предпринимательства и извлечения прибыли. Потенциальными потребителями услуг ООО «Айк» являются вновь строящиеся и реконструируемые предприятия, а также объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Основным видом деятельности предприятия является производство пенобетонных и керамических блоков.

Имущество общества составляют основные фонды и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе общества.

Имущество предприятия формируется за счет следующих источников:

- уставный капитал;

- доходы, полученные от предпринимательской деятельности;

- доходы от ценных бумаг;

- кредиты банков и других кредиторов;

- иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

ООО «Айк» как и любое другое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, получает доход, с которого уплачивает различные налоги и платежи в бюджет. Средства, остающиеся у предприятия после уплаты этих налогов и платежей, поступают в его полное распоряжение.

В табл. 2.1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Айк» за 2004-2006 гг.

 

Таблица 2.1



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: