Правовое регулирование деятельности коммерческих банков в России

по дисциплине «Банковское дело»


Содержание

 

Введение

Глава 1. Организация и деятельность коммерческих банков

1.1 Сущностные характеристики деятельности коммерческих банков в РФ

1.2 Порядок создания и организационно-правовая структура коммерческих банков

1.3 Виды юридической ответственности, связанные с деятельностью банков

Глава 2. Регулирование деятельности коммерческих банков

2.1 Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков

2.2 Надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков

Глава 3. Правовое регулирование института финансового омбудсмена в Российской Федерации

3.1 История возникновения института финансового омбудсмена

3.2 Права и обязанности финансового омбудсмена в РФ

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Актуальность темы исследования. Наша жизнь и общество претерпели множество глобальных изменений за последние годы, что значительно повлияло на функции и деятельность государства, их содержание. Реформирование экономической, политической и социальной сфер жизни российского общества продиктовано динамически изменяющимся миром вокруг нас и нашими потребностями в правовом государстве, способном чутко и быстро реагировать на изменение потребностей общества, изменение или появление новых видов правоотношений, требующих законодательного регулирования, эволюцию прежних, сюда же отнесем устранение пробелов и противоречий в правовой регламентации правоотношений.

Как денежная и финансовая системы, банковская система является объектом финансово-правового регулирования, поскольку она связана с общественными отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач, обслуживания интересов публичной власти.

Банковская система, будучи одним из самых важных элементов экономики любого современного государства, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в официальный оборот, но и является механизмом межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, а также ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.

Бесперебойное и эффективное функционирование государственных органов и учреждений, развитие суверенного государства в целом напрямую зависят от состояния банковской системы страны, от ее устойчивости и надежности. Без такой системы невозможно успешное осуществление государственных экономических, социальных, политико-правовых, экологических и других программ и проектов.

Современное состояние банковской системы Российской Федерации принято характеризовать следующими особенностями:

1) наличием двухуровневой банковской системы, включающей в себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков;

2) определенной независимостью Центрального банка РФ от органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации;

3) преобладанием в банковской системе кредитных организаций, основанных на негосударственной форме собственности;

4) наличием отношений гражданско-правового и хозяйственно-правового характера между разными уровнями банковской системы.

Таким образом, особая значимость банковской системы, наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании банковской деятельности обусловлены тем, что деятельность Банка России и кредитных организаций непосредственно влияет на реализацию государственной экономической политики, финансовой стабильности и обеспечение экономической безопасности страны.

Центральный банк Российской Федерации и коммерческие банки, являясь субъектами финансового права, выступают в качестве юридических лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов, т.е. являются важнейшим звеном финансовой системы государства.

Цель данного дипломного исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов исследовать проблему, связанную с определением правового положения коммерческих банков на территории России.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:

- охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной деятельности;

- определить место коммерческих банков в банковской системе;

- дать сущностные характеристики деятельности коммерческих банков в РФ;

- рассмотреть механизм контроля за деятельностью коммерческих банков;

- проанализировать виды юридической ответственности коммерческих банков;

- дать характеристику института общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена);

- представить выводы и рекомендации по совершенствованию нормативного регулирования деятельности коммерческих банков на территории России.

Новизна дипломного сочинения определяется тем, что с переходом страны на новые условия хозяйствования существенно изменилась структура банковских учреждений, значительная роль в которой стала принадлежать коммерческим банкам. Без достаточно глубокого изучения сущности, назначения и деятельности коммерческих банков, их правового положения не может быть достигнуто нормальное функционирование данных хозяйствующих субъектов, что может оказать существенное влияние на формирование рыночной экономики России.

Практическая значимость данной работы определяется ее направленностью на решение вопросов связанных с правовым статусом коммерческих банков. Данная работа поможет предпринимателям разобраться в специфике банка как хозяйствующего субъекта, порядке создания и ликвидации коммерческого банка, формах и методах банковского обслуживания, особенностях взаимоотношений Центрального банка России с коммерческими банками.

 


Глава 1. Организация и деятельность коммерческих банков в РФ

 

1.1 Сущностные характеристики деятельности коммерческих банков в РФ

 

Банковская деятельность - это коммерческая деятельность кредитных организаций (банков, небанковских кредитных организаций), направленная на получение прибыли путем систематического осуществления банковских операций на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации, полученной после государственной регистрации кредитной организации в соответствии с действующим федеральным законодательством[1].

Банковская деятельность - это банковские операции, а также другие действия кредитной организации, которые непосредственно направлены на развитие эффективности и повышение безопасности банковских услуг.

Банковская деятельность имеет множество аспектов. Следует различать основную и вспомогательную банковскую деятельность.

Основная банковская деятельность - это такая деятельность кредитной организации, которая включает банковские операции и сделки[2].

Отметим, что банковская деятельность (операции) может совершаться банками и иными кредитными организациями в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами ЦБ РФ только после регистрации кредитной организации или получения разрешения (лицензии) ЦБ РФ, т.е. после приобретения юридическим лицом особой правосубъектности. Не являются банковской деятельностью те виды операций, для осуществления которых не требуется регистрация в качестве кредитной организации и получения лицензии ЦБ РФ.

Банковские кризисы оказываются более болезненными, чем кризисы производства, поскольку влекут за собой многочисленные финансовые потери участников, связанных друг с другом цепочкой денежно-кредитных обязательств. Избежать банковского кризиса и приумножить капиталы, как свои, так и клиентов, - главная проблема банков.

Проблемы банковского сектора во многом связаны с экономикой и политикой страны в целом, ее законодательной базой, системой управления. Проблемы, охватывающие экономику отдельно взятого коммерческого банка (на уровне отношений "банк - клиент"), связаны с его конкретной деятельностью, умением эффективно управлять проходящими через него денежными потоками. От того, как банки управляют своей ликвидностью, формированием капитальной базы, согласуют процентную политику по активным и пассивным операциям, умеют организовать свою работу и обеспечить высокую конкурентоспособность на рынке банковских продуктов и услуг, зависит сбалансированное, стабильное и устойчивое функционирование банка в экономике страны. В настоящее время представляется, что уровень управления основными параметрами банковской деятельности в России находится на более низком уровне, чем требуется для экономики[3].

Имеет место объективная необходимость выяснить соотношения терминов "банк" и "банковская деятельность", поскольку в работах некоторых ученых делается акцент на исключительную принадлежность деятельности к субъекту.

Примером послужит выражение упоминавшегося ранее А.Е. Шерстобитова: "...к банковской деятельности, следует отнести только те сделки, которые составляют существо банка, т.е. сделки по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц, размещению указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открытию и ведению счетов граждан и юридических лиц"[4].

О.М. Олейник также включает в понятие "банковская деятельность" только те виды операций, которые включены в определение "банк"[5].

По мнению А.А. Тедеева, под банковской деятельностью следует понимать экономическую и организационно-экономическую деятельность коммерческих кредитных организаций и Центрального банка РФ по систематическому совершению банковских операций и сделок, а равно обеспечению их совершения. Банковская деятельность представлена им как совокупность сделок, совершаемых кредитными организациями:

- банковские операции;

- банковские сделки;

- иные сделки кредитных организаций[6].

По сути, его мнение зиждется на том, что норма предоставляет закрытый список (ограниченный, четкий перечень) видов доступных для банков сделок и операций и не подлежит расширительному толкованию, а следовательно, формирует общий (совокупный) объем понятия "банковская деятельность".

Интересными, в свою очередь, представляются выводы Г.А. Тосуняна об объеме определяемого понятия, в которое он включает не только проведение собственно банковских операций, перечисленных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", но и деятельность, непосредственно связанную с осуществлением банковских операций либо обусловленную ими (создание кредитной организации, группы кредитных организаций, холдинга; реорганизация кредитных организаций; ликвидация кредитных организаций, их банкротство и т.п.).

То есть логика суждения заключается в том, что только кредитные организации и Банк России (его учреждения) вправе на законных основаниях систематически осуществлять банковские операции.

Банковские операции - суть, сердцевина (сущность) банковской деятельности как исключительного вида деятельности. Но кредитные организации и Банк России осуществляют не только банковскую, но и иные виды деятельности. Вся деятельность названных субъектов, которая причинно обусловлена банковскими операциями либо направлена на их осуществление, есть банковская деятельность.

Однако Г.А. Тосунян данным заявлением определяет только объем, но не содержание определения "банковская деятельность", тем самым мы возвращаемся к той части деятельности кредитных организаций, которая состоит в осуществлении именно банковских операций, а прочие действия, например по созданию, реорганизации, ликвидации и т.п. кредитной организации, непосредственно банковской деятельностью являться не могут[7].

Понятие "банковская деятельность" рассматривалось многими известными учеными в их трудах[8], что послужило определением его дефиниции и выделением некоторых характерных черт банковской деятельности:

- это предпринимательская деятельность, т.е. экономическая по своей природе, следовательно, направлена на получение прибыли;

- осуществляется только специальными субъектами (кредитными организациями и Центральным банком);

- кредитные организации осуществляют ее только после получения и на основании лицензии, выдаваемой ЦБ РФ;

- основным ее содержанием является систематическое совершение банковских операций и банковских сделок, а равно организационные мероприятия, призванные обеспечить совершение таких операций и сделок[9].

Отметим тот факт, что банковская деятельность, помимо кредитных организаций, осуществляется и Банком России - это осуществление им своих, предусмотренных федеральным законодательством функций, в том числе банковских операций. Она может рассматриваться в двух аспектах.

Во-первых, она может рассматриваться как деятельность, которая направлена на осуществление целей, поставленных перед ним Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[10]. К таким целям относятся защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, санирование.

Во-вторых, банковская деятельность Банка России направлена на создание условий для нормального функционирования банковской системы[11], за что он, собственно, несет ответственность.

В настоящее время в банковскую деятельность принято включать:

1) банковские операции, перечень которых закреплен Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"[12];

2) финансовую деятельность кредитных организаций, т.е. деятельность по созданию и использованию различных фондов;

3) дополнительную банковскую деятельность - деятельность, связанную с:

а) созданием и преобразованием кредитной организации;

б) процедурами ликвидации кредитной организации и т.п., а также вспомогательной деятельностью по охране, финансовой безопасности, компьютеризации и др.[13].

Банковские операции определяются в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"[14]:

В банковской операции А.Г. Братко выделяет несколько основных элементов ее содержания[15]:

1) банковская операция имеет цель. Например, операции по банковскому вкладу совершаются с целью привлечения денежных ресурсов, а операции по их размещению - с целью получения дохода. Деньги - это предмет банковской операции, а их прирост - основная цель для всех операций, рассматриваемых в совокупности. Чем больше аккумулируется денег на счетах кредитной организации и чем правильнее они размещаются, тем больше доходов и прибыли получает кредитная организация. Поэтому кредитная организация должна правильно определить общую стратегию своей деятельности. В основном это зависит от того, как организовано управление в кредитной организации;

2) банковская операция представляет собой определенную технологию, т.е. набор и последовательность совершения банковских действий ее служащими. Например, использование различных форм безналичных расчетов и соответствующая им банковская документация подробно регламентируются нормативными актами Центрального банка[16]. Безналичные расчеты производятся в определенной форме. Это может быть платежное поручение, платежное требование, аккредитив, чек или инкассовое поручение;

3) управление банковскими рисками. Кредитная организация должна управлять рисками, которые возникают в процессе ее деятельности. Это в первую очередь кредитные и рыночные риски. В частности, она обязана соблюдать экономические нормативы (например, норматив достаточности собственных средств, нормативы ликвидности, другие нормативы)[17] и создавать резервы. То есть Центральный банк, устанавливая требования, регулирует порядок проведения банковских операций и минимизирует риски. Такие требования - это основная часть правового режима проведения банковских операций. В целом же правовой режим банковских операций - это ее юридические параметры, но он не самоцель[18].

На основе вышеизложенного подведем некоторые итоги и выведем определение банковской операции, опираясь на мнение А.Г. Братко. Банковская операция представляет собой предусмотренную федеральными законами и нормативными актами Банка России систему действий (технологии деятельности) кредитной организации, которую она должна исполнить для оказания услуг своему клиенту по осуществлению конкретной сделки[19].

Кредитная организация помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять и банковские сделки[20], которые, как описывалось ранее, тоже можно рассматривать как часть банковской деятельности.

Для более глубокого понимания содержания банковской деятельности выявим разграничение между банковскими сделками и операциями.

Банковские операции - это сделки, совершать которые могут только кредитные организации. Совершение банковских операций лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковской деятельности, преследуется по закону и карается применением мер юридической ответственности вплоть до уголовной.

Банковские сделки - это те сделки, которые помимо банков и небанковских организаций могут совершать и другие организации и индивидуальные предприниматели. Но в случаях, когда такие сделки совершают кредитные организации, сами сделки считаются банковскими и образуют банковскую деятельность.

Однако банковскую операцию не следовало бы, как это делают все авторы[21], смешивать со сделкой, которую заключает кредитная организация со своим клиентом. Сделка совершается по взаимному соглашению сторон, и ни одна сторона не имеет права навязывать свою волю другой стороне. В отличие от этого банковская операция осуществляется только одной стороной - кредитной организацией. Она имеет императивный характер, поскольку регулируется банковским законодательством. При этом необходимо учитывать, что банковские операции регулируются только федеральными законами и нормативными актами Банка России (ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"), а сделки - нормативными актами, указанными в п. 7 ст. 3 ГК РФ[22]. К тому же на осуществление банковских операций требуется банковская лицензия, для осуществления сделок ее не требуется. Различия имеются и в налогообложении: все банковские операции освобождены от налога (НДС), за исключением инкассации[23], а сделки с участием банка таким налогом облагаются.

По смыслу закона можно определить отличия в технике и в процедуре ее осуществления. Банковские операции могут производиться только на территории кредитной организации либо ее филиала, сделки - без ограничения в пространстве и во времени. Примером может служить договор депозитного вклада и напротив - предоставление информации по видам банковских услуг.

Еще одна немаловажная черта: кредитная организация в отличие от других предпринимателей, как правило, работает с чужими денежными средствами, ее деятельность имеет публичный характер.

Пытаться отыскать какие-либо различия, вытекающие из сравнения юридической природы или правовой конструкции банковских сделок и операций, не представляется возможным в силу того, что они осуществляются кредитной организацией исключительно по собственной инициативе, на свой страх и риск, независимо друг от друга, с любым лицом, пожелавшим вступить в подобные правоотношения, и являются гражданско-правовыми сделками, иначе говоря, их сущность идентична.

Такого же мнения придерживается А.Е. Шерстобитов, его слова подтверждают наши умозаключения: "...с точки зрения гражданского права банковская операция не имеет ничего особенного по сравнению с понятием гражданско-правовой сделки"[24].

В данном случае мы сталкиваемся с делением, основой которого является, как писал А.М. Плешаков, "критерий, по которому Закон о банках определяет одни действия как операции, а другие как сделки, и для чего существует их терминологическое различие"[25].

Соответственно при отсутствии гражданско-правовой обоснованности разделения приводит нас к верному выводу А.Е. Шерстобитов: "...категория "банковская операция" имеет право на существование только с точки зрения публичных интересов в сфере банковской деятельности"[26].

Публично-правовой взгляд открывает возможность по выделению определенных критериев в понятии "банковские операции" для четкого разделения не просто на терминологическом уровне, но и, как писал Г.А. Тосунян, "позволяет определить устойчивые границы управляющего воздействия Банка России на осуществление кредитными организациями банковской деятельности"[27].

Подвергая сделки кредитной организации процедуре лицензирования (т.е., как указывалось ранее, только выборочно и с перемещением этих сделок в другой "терминологический" разряд - "банковская операция"), Центробанк применяет публично-правовые меры воздействия. Такие меры должны служить определенным целям, и они вытекают из функций Банка России, их видится две:

- с одной стороны, необходимо сформировать условия для финансовой устойчивости, надежности кредитных организаций и единообразия в возможностях и порядке их деятельности, включая механизм ограничения (не только по количеству субъектов, осуществляющих банковскую деятельность, но и по объему и качеству предоставляемого банковского продукта);

- с другой стороны, согласно Федеральному закону о Центральном банке РФ, исходя из целей (развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы) и функций[28], он обязан соблюдать условия и предпринимать мероприятия по развитию и укреплению банковской системы страны, тем более что несет за это ответственность.

Отсюда различия, определяющие разделение банковских операций и сделок, перечисленных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", видятся в следующем:

1) в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" сделки, перечисленные в ч. 2 ст. 5 Закона, они могут осуществлять с момента государственной регистрации юридического лица (как и любые гражданско-правовые сделки, поскольку, пройдя процедуру регистрации, субъект приобретает статус юридического лица и соответственно правосубъектность)[29], а осуществление права на совершение банковских операций - только с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России;

2) Центральный банк получил от законодателя санкционный инструмент воздействия в рамках банковского регулирования и надзора (запрет на совершение банковских операций в виде отзыва банковской лицензии)[30] за некоторые нарушения банковского законодательства[31]. Причем данный механизм ограничения не распространяется на осуществление кредитной организацией сделок, перечисленных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Однако формальный подход к определению банковской сделки затруднен ее содержанием. Приведем некоторые примеры:

1) оказание консультационных и информационных услуг, указанное в п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", регулируется гл. 39 ГК РФ, и сделка может быть заключена не только кредитной организацией;

2) поручителем по договору в соответствии со ст. 361 ГК РФ может выступать любое юридическое лицо, не только банк;

3) заключение договора доверительного управления денежными средствами, напротив, может осуществить только кредитная организация, поскольку п. 2 ст. 1013 ГК РФ прямо указывает на ограничения в объекте сделки (доверительное управление денежными средствами) и относит для определения субъекта к п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Таким образом, для применения бытующего в научной литературе[32] термина "банковские сделки" ко всем сделкам, осуществляемым банками, следует относиться настороженно и использовать критерий исключительности, т.е. свойственности только кредитным организациям.

На наш взгляд, законодатель применяет метод дозволения и этим, дабы закрепить объем допускаемых видов обычных сделок для кредитных организаций, выводит их в разряд специфичных, наполняя перечень услуг в предоставляемом банковском продукте.

Помимо банковских операций и банковских сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитная организация вправе осуществлять и иные сделки. Совершение таких сделок не образует банковской деятельности, а носит для ее осуществления вспомогательный характер.

Подводя итоги, попытаемся дать определение. Под банковской деятельностью должно понимать коммерческий вид деятельности, представляемый как систематическое осуществление кредитными организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию) Центрального банка Российской Федерации, полученное без нарушения условий лицензирования либо в силу прямого указания закона, предусмотренных законодательством банковских операций в объеме, определенном таким разрешением (лицензией), в отношении клиентов, в том числе и банков-корреспондентов.

 


1.2 Порядок создания и организационно-правовая структура коммерческих банков

 

Традиционно деятельность кредитных организаций строго регламентируется государством[33]. По этой причине в соответствии со ст.10 Закона о государственной регистрации юридических лиц Законом о банках установлен специальный порядок регистрации кредитных организаций. Государственную регистрацию банков и иных кредитных организаций осуществляет Банк России на основании ст. 12 Закона о банках, который в целях осуществления им надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций[34].

Таким образом, Банк России с самого начального этапа - этапа создания коммерческих банков - предъявляет к ним определенные требования, которые служат целям государства и общества в целом. В случае соответствия кредитных организаций указанным требованиям они проходят регистрацию и лицензирование. При этом коммерческие банки обязаны соблюдать как общие правила, установленные для всех юридических лиц, - противопожарные, санитарные и др., так и специальные банковские.

С.В. Виноградов считает, что в целях выполнения возложенной государством на Банк России задачи по развитию и укреплению банковской системы на стадии создания кредитных организаций Центральный банк РФ выполняет функции по осуществлению регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций. При этом контрольные функции Банка России на стадии создания кредитных организаций охватывают четыре направления. Это контроль:

1) за первичным созданием кредитных организаций;

2) за расширением круга деятельности кредитных организаций;

3) за реорганизацией кредитных организаций;

4) за изменениями и дополнениями, вносимыми в устав кредитной организации, в состав ее участников и руководителей исполнительных органов[35].

К.Т. Трофимов предлагает выделить следующие виды особенностей создания банков:

- процедурные (требования к предъявляемым документам и процедуре регистрации);

- материально-правовые (требования к учредителям, уставному капиталу и руководству)[36].

Создание банков, по его мнению, можно подразделить на создание нового банка и реорганизацию уже созданных банков[37].

Создание банков представляет собой длительный организационный процесс, в течение которого решается ряд важнейших вопросов, определяющих деятельность банков. Процесс регистрации коммерческих банков, по мнению А.Ю. Бурковой, включает три основные стадии: подготовка документов, сама регистрация и пострегистрационные процедуры[38].

Закон о банках разграничивает очередность государственной регистрации и лицензирования: "Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации...". Кроме того, Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

О нецелесообразности и искусственности разделения процедур государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций пишет и Е.Е. Фролова[39]. По ее мнению, нужно ввести требование единовременной оплаты уставного капитала в полном объеме и расширить перечень документов, необходимых и достаточных для государственной регистрации банков, за счет документов об оплате уставного капитала. Таким образом, государственная регистрация и лицензирование будут полностью объединены в одну процедуру[40].

Процедура получения банковской лицензии, по мнению С.В. Пыхтина, неразрывно связана с процессом государственной регистрации банков[41].

С одной стороны, доводы о нецелесообразности разъединения процессов государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности понятны. В практике встречаются случаи, когда Банк России, зарегистрировав организацию, отказывает в выдаче лицензии, поскольку заявитель не представил для получения указанной лицензии необходимый пакет документов, предусмотренный Законом о банках. Судебные органы, рассматривая жалобу по данному делу, согласны с действиями Банка России[42]. Можно сделать вывод, что разрыв этих двух процедур может негативно отразиться на самом субъекте права - банке в виде невозможности им осуществления своей банковской деятельности.

С другой стороны, нельзя согласиться с мнением о необходимости включения в перечень документов, необходимых для государственной регистрации банка и лицензирования им своей деятельности, документа, подтверждающего 100-процентную оплату уставного капитала банка. Данное предложение можно считать нелогичным как с точки зрения оплаты уставного капитала субъекта, который еще не существует и не зарегистрирован, так и с точки зрения распределения среди учредителей акций или долей несуществующего лица. По этой причине следует согласиться с законодателем и оставить процедуру государственной регистрации банка и лицензирования его деятельности такой, какой она отражена в нормативных правовых актах.

Можно выделить еще одну проблему, связанную с государственной регистрацией коммерческих банков, - вопрос о создании единого порядка государственной регистрации для всех юридических лиц. Закон о банках определяет, что кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. По мнению некоторых ученых, такой порядок регистрации должен быть приведен в соответствие с правилами Гражданского кодекса РФ. При регистрации кредитных организаций в Центральном банке РФ цель унификации этой процедуры и создания единого государственного реестра юридических лиц не достигается. Так как деятельность банков связана с обслуживанием множества кредиторов и вкладчиков, с особым финансовым риском, выбор того или иного банка должен производиться на основе открытых данных не только о бухгалтерском балансе и отчетности, но и регистрационных данных, что в настоящее время практически невозможно. Поэтому в Законе о государственной регистрации юридических лиц вопрос должен быть решен в интересах пользователей банковских услуг. Однако названный Закон пошел по другому пути, предусмотрев специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Есть и другое мнение, согласно которому Центральный банк РФ более не ведет регистрацию кредитных организаций - это делает уполномоченный регистрирующий орган, а Банк России принимает решение о регистрации[43].

Данное мнение также является спорным, поскольку в Законе о банках указано, что уполномоченный регистрирующий орган лишь вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись, что нельзя расценивать как государственную регистрацию кредитной организации.

Можно выделить еще один вопрос, возникающий в процессе государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, на который в теории нет однозначного ответа. Так, некоторые ученые считают, что перечень установленных Законом о банках документов, необходимых для государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, шире по сравнению с документами, представляемыми обычными юридическими лицами в соответствии с законом о государственной регистрации юридических лиц, так как эти два процесса объединены[44].

Перечень документов действительно шире, но по причине особого, отличного от обычных юридических лиц статуса банков как института, играющего важную роль в экономике страны, и особого, более строгого отношения государства к вопросу регистрации банков и лицензирования их деятельности.

Остановимся на рассмотрении вопросов, связанных с лицензированием банковской деятельности. И хотя лицензия на осуществление банковских операций выдается после государственной регистрации банка, именно с получением специального разрешения (лицензии) Банка России Закон о банках связывает возникновение у банка права осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках. Банк создается для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности путем осуществления банковских операций. Право на их осуществление возникает только с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Как отмечается в литературе, лицензирование предпринимательской деятельности есть правовое средство государственного регулирования рыночных отношений, элемент легитимации определенных видов деятельности предпринимателя[45]. Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных знаний, направлены на обеспечение общественных интересов или требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан[46]. Основной целью лицензирования отдельных видов деятельности является контроль за ее осуществлением для обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства[47].

Применительно к банковской деятельности "сущность лицензирования кредитных организаций на осуществление банковских операций Банком России состоит в том, что он официально признает и санкционирует как орган государственной власти за кредитными организациями право (специальной правосубъектности) осуществлять банковские операции и контроль за выполнением этих операций"[48].

Лицензирование банковской деятельности имеет еще одну существенную особенность - последовательное получение прав на осуществление банковских операций и сделок.

Созданному путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов:

1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

2. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

3. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Банку, имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности могут быть выданы лицензии следующих видов:

1. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях.

2. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.

3. Генеральная лицензия.

Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет.

"Тот факт, что лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях может быть выдана банку только спустя два года с момента его государственной регистрации, позволяет сделать вывод о том, что до получения этой лицензии юридическое лицо, именуемое "банк", в полном смысле слова и в свете ст.1 Закона о банках таковым не является. С одной стороны, установление двухгодичного срока и перечня дополнительных требований и условий для получения лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц преследует цель проверить устойчивость функционирования банка и его готовность работать с наименее защищенными клиентами - гражданами, а с другой - рождает противоречие в банковском законодательстве между наименованием "банк" (де-юре) и кругом операций, которые тот фактически может осуществлять (де-факто)"[49].

С вопросом расширения деятельности и получения банковской лицензии на другие виды банковских операций О.М. Олейник связывает возможность добровольного изменения банком своей специальной компетенции. В этом случае "речь может идти о получении новых лицензий при условии, что банк соответствует квалификационным требованиям, необходимым для этого"[50].

Таким образом, для банков установлена специальная процедура государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности.

Государственную регистрацию банков и лицензирование банковской деятельности осуществляет Банк России, что является оправданным. Банковская деятельность - особый вид предпринимательской деятельности для общества и государства, банки - особый вид коллективных субъектов. Банковская деятельность настолько связана с экономикой страны, с ее благосостоянием, что нуждается в особом надзоре. Банк России в целях осуществления им надзорных функций осуществляет государственную регистрацию банков, лицензирование банковской деятельности. И именно в интересах пользователей банковских услуг надо оставить за Банком России как специализированным органом возможность осуществлять надзорные функции путем государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности.

Определенные сложности в практической деятельности вызывают вопросы отнесения тех или иных действий к банковским. Например, является ли банковской деятельностью и требует ли получения лицензии на ее осуществление заключение договоров займа между юридическими лицами.

Существует точка зрения, что сложностей в определении субъектов банковской деятельности в качестве кредитных организаций (как банков, так и небанковских кредитных организаций) нет, поскольку решающее значение в решении этой задачи имеют формальные признаки кредитных организаций. Дело в том, что Законом о банках и банковской деятельности установлен жесткий порядок государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования их деятельности. При этом необходимыми формальными признаками всякой кредитной организации являются: ее государственная регистрация в качестве таковой (кредитной организации) как в Едином государственном реестре юридических лиц, так и в Книге регистрации кредитных организаций, ведущейся Банком России; наличие у кредитной организации лицензии на осуществление соответствующих банковских операций, выданной Банком России, и необходимой учетной записи об этом в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который также ведется Банком России. При наличии указанных формальных признаков соответствующая коммерческая организация (хозяйственное общество) может быть идентифицирована в качестве кредитной организации.

Надлежащим субъектом кредитного договора (на стороне кредитора) в настоящее время является именно банк, поскольку деятельность кредитной организации по предоставлению кредитов представляет собой размещение от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности денежных средств, привлеченных во вклады и на банковские счета физических и юридических лиц. Иными словами, указанная деятельность кредитной организации представляет собой совокупность тех банковских операций, которые составляют исключительные полномочия банков (ст. 1 Закона о банках). Хотя, конечно же, не исключена теоретическая возможность того, что осуществление банковских операций в указанном сочетании может быть дозволено Банком России и другим кредитным (небанковским) организациям[51].

Итак, в процессе создания и осуществления деятельности банки вступают в различные административные правоотношения с государственными органами. При этом последние оказывают на них управляющее, властное воздействие. Это отношения, связанные с государственной регистраций и лицензированием банковской деятельности, с осуществлением государственного надзора за деятельностью коммерческих банков со стороны Банка России и иных государственных органов, с привлечением банков к административной ответственности. В данных административных правоотношениях с государственными органами банки выступают носителями пассивной административной правосубъектности.

 

1.3 Виды юридической ответственности, связанные с деятельностью банков

 

Банки любого государства принимают непосредственное участие в развитии экономических отношений как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях. Действующее обычное законодательство Российской Федерации и его составная часть - чрезвычайное законодательство рассматривают совершение правонарушений в условиях общественных бедствий как отягчающее вину обстоятельство. В бюджетах государств содержатся статьи расходов, предназначенных для предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий. Например, в бюджете США это составляет 4 - 6% от его объема (в 2010 году его размер составил более 2 трлн. Долларов США).

Прошло более десяти лет с начала реформирования российской экономики и процесса ее интеграции в мировое экономическое сообщество. Изменения затронули все стороны жизни, включая банковскую и внешнеэкономическую сферы. Создание в России открытой экономической системы привело к отказу государства от валютной монополии и действующих ранее ограничений в области внешней торговли.

Банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Новое банковское законодательство внесло кардинальные изменения не только в элементарный состав кредитно-банковской системы, но и в сами принципы построения и управления этой системой. Современная банковская система России имеет двухуровневое построение. Критерием отнесения элементов к тому или другому уровню является их положение в системе, обусловленное отношениями субординации.

Центральный банк России расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом. Коммерческие банки и кредитные учреждения составляют нижний уровень системы. Основными целями Центрального банка являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы РФ;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Функция банковского надзора представляет собой установленную законом государственную деятельность Банка России по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение режима законности в организации и функционировании всех элементов, образующих банковскую систему РФ. Банковский надзор осуществляется в целях обеспечения надлежащего соблюдения кредитными организациями действующего банковского законодательства и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность.

В последние годы государство стало более строго отстаивать свои финансово-экономические интересы и контролировать законность деятельности банков.

Наиболее распространенным основанием для отзыва у банков лицензий является нарушение требований федерального закона, предусматривающего комплекс мероприятий, направленных на противодействие незаконному отмыванию денег. Это можно объяснить тем, что слишком велик искус, перевешивающий опасность отрицательных последствий.

Своих клиентов российские банки, как и зарубежные, делят на две категории - обычные с традиционным набором услуг и VIP-клиенты. Несколько лет назад к категории VIP банки относили клиентов, способных единовременно совершить банковскую операцию на сумму 50 тысяч долларов. Времена меняются и затем эту планку подняли до 100 тысяч долларов (например, банки "Глобэкс" и Газпромбанк). В 2010 году по-настоящему солидный клиент уже "стоил" 5 и более миллионов долларов. Это значительно больше, чем требования даже для класса VIP - персон швейцарских банков (от 1 млн. долларов).

Помимо отзыва лицензии российское законодательство предусматривает и другие виды юридической ответственности в отношении банков и их работников. Например, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено наложение административного штрафа:

за осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии)[52], если такое разрешение обязательно, либо с нарушением требований, установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации;

за невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию РФ товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств, нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности;

за несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов[53].

В случае нарушения уполномоченным банком федеральных законов, нормативных актов и предписаний Центрального банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности за проведение валютных операций клиентов без обосновывающих документов, за ненаправление в установленный срок информации в Банк России, за продажу иностранной валюты клиенту либо приобретение иностранной валюты по поручению клиента в нарушение установленных требований, к уполномоченному банку может быть применена мера воздействия в виде ограничения проведения операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и в безналичной формах.

Ограничение проведения уполномоченным банком операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах может состоять из ограничений на следующие операции, применяемых как по отдельности, так и вместе:

ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты от своего имени и за свой счет;

ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет;

ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации);

ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации).

Ограничение проведения операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах на биржевом и внебиржевом валютном рынке может быть введено сроком до шести месяцев в зависимости от характера нарушения, совершенного уполномоченным банком. А в случае неоднократного применения к уполномоченному банку указанных выше мер Банк России вправе отозвать у уполномоченного банка лицензию на осуществление банковских операций.

Действующим законодательством предусмотрено сразу четыре состава административных правонарушений в сфере валютного регулирования[54].

Уголовная ответственность установлена за такое валютное преступление, как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Ответственность наступает по ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту - УК РФ)[55].

Согласно ст. 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей.

Согласно п. 1 ст. 14 УК РФ валютное преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Важно, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случае будет сумма в 5 миллионов рублей, прописанная в примечании к ст. 193 УК РФ. Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной валюты будет меньше 5 миллионов рублей, то данное деяние будет квалифицироваться уже не по нормам уголовного законодательства, а по нормам административного права.

Валютное преступление - это преступление средней тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности, освобождение от наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в ч. 3 ст. 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы[56].

Согласно ст. 8 УК РФ к уголовной ответственности можно привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии - действии или бездействии - состава преступления, сформулированного в статье УК РФ.

Рассмотрим подробнее характеристики состава валютного преступления по ст. 193 УК РФ.

Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную валюту.

Субъективной стороной валютного преступления выступает прямой умысел, поскольку субъект сознавал, что не возвращает иностранную валюту, и желал этого.

В данном случае используемые в уголовном праве другие признаки субъективной стороны - мотивы и цели невозвращения иностранной валюты значения не имеют и могут выступать только лишь в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовного дела по существу.

Объектом валютного преступления являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Данные отношения возникают между уполномоченным банком и юридическим лицом и связаны с возвращением валютных ценностей на территорию Российской Федерации.

Объективную сторону валютного преступления составляет невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк. Понятие «крупный размер» расшифровано в примечании к ст. 193 УК РФ. На практике эта сумма достаточно незначительна, поскольку речь идет о сумме рядовой сделки между организацией и ее иностранным партнером.

Действующее законодательство определяет ситуации, когда в силу обстоятельств деяние не считается противоправным. Статья 2.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состояние крайней необходимости определяет следующим образом: «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значимым, чем предотвращенный вред».

В ч. 2 ст. 39 Уголовного кодекса Российской Федерации также дано определение понятию «крайняя необходимость». «Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости».

 


Глава 2. Регулирование деятельности коммерческих банков

 

2.1 Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков

 

Одним из методов регулирования и надзора за функционированием банков являются экономические нормативы (их соблюдение контролируется через банковскую отчетность), которые «в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать...» банкам согласно ст. 62 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[57].

В период кризиса Банком России активно используются нормы, регулирующие требования к резервам кредитных организаций. Официальная статистика показывает[58], что период с 15 октября 2008 г. по 30 апреля 2009 г., который совпадает с первой фазой мирового финансового кризиса, характеризуется резко сниженными требованиями к кредитным организациям по резервированию.

Экономические нормативы широко применяются во всем мире, но ни в одной стране нет такого широкого спектра и большого количества нормативов, как в России. Так, например, в Японии утверждаются нормативы, регулирующие достаточность собственного капитала, ликвидность активов, предоставление крупного кредита и выплату дивидендов. В Германии регулируются достаточность собственного капитала, ликвидность и предоставление крупных кредитов[59]. Причем в России вместо одного общего норматива ликвидности, как в развитых странах, действуют сразу три: Н2, Н3, Н4; по кредитным рискам - четыре: Н6, Н7, Н9.1, Н10.1.

Экономическим нормативам дана характеристика в названном выше Законе в ст.ст. 62-72 «Банковское регулирование и банковский надзор», а в ст. 35 эти нормы не названы в списке основных инструментов денежно-кредитного регулирования, хотя присутствовали в ст. 13 «Денежно-кредитное регулирование» Закона РСФСР от 02.12.1990 № 394-1 «О Центральном банке РСФСР»[60].

Одна из основных задач нормативов - лимитирование кредитной экспансии коммерческих банков, что при излишнем ограничении может вызвать нехватку денег в экономике.

Обязательные экономические нормативы имеют денежно-кредитную экономическую сущность.

Данные нормативы являются относительными (процентными), кроме перечня видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. Это следующие нормативы:

- предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- нормативы ликвидности кредитной организации;

- нормативы достаточности собственных средств (капитала);

- размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

- нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Значение экономических нормативов настолько велико, что представляется целесообразным рассмотреть эти нормы не только как инструмент «обеспечения устойчивости кредитных организаций», а значительно шире - в плане влияния обязательных экономических нормативов на эффективность работы банков и, главное, как инструмент государственной денежно-кредитной политики на экономику России в целом.

С 01.04.2004 действует Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков»[61], которая существенно отличается от старой, отмененной Инструкции Банка России от 01.10.1997 № 1 «О порядке регулирования деятельности банков»[62]. С 18 до 10, а затем до 9 сократилось число обязательных нормативов, определяемых новой Инструкцией, с сохранением прежней нумерации и названий нормативов и с некоторым изменением методики расчетов и предельных значений двух нормативов Н2 и Н3, зато сама Инструкция увеличилась в объеме почти в полтора раза, вероятно, за счет предусмотренных новым документом положений, которые, по оценке Банка России, будут препятствовать применению кредитными организациями схем по искусственному приведению этих параметров в соответствие с обязательными экономическими нормативами, что раньше делалось в конце месяца.

Величина капитала является базой для расчета большинства экономических нормативов в связи с использованием его расчетной величины при исчислении большинства прочих относительных нормативов, когда капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетной формулы этих норм и, таким образом, является одной из нескольких (чаще всего двух) величин, определяющих значение норматива.

Относительные, «дробные» нормативы определяются соотношением в разнообразном сочетании групп (устанавливаются пропорции и взаимозависимость) активов и пассивов, активов и активов, пассивов и пассивов, где в числителе или знаменателе чаще всего фигурирует расчетная величина капитала. Капитал банка, используемый при расчете экономических нормативов, в соответствии с Положением Банка России от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций»[63], определяется как сумма основного и дополнительного капитала, уменьшенная на целый ряд сумм, например допущенных убытков.

Если вычитание из собственных средств убытков и некоторых других корректировок вполне оправданно, то вызывает сомнение целесообразность уменьшения капитала на целый ряд других активов банка. Например, расчетное уменьшение капитала за счет недосозданных резервов на возможные потери по ссудам и под другие возможные потери. Это представляется дополнительным, двойным «наказанием» за недосоздание резервов, кроме собственно санкций, применяемых к банкам за создание резерва в размере меньшем, чем предусмотрено нормами.

Уменьшение собственных средств за счет определенных корректировок суммы капитала ухудшает значения большинства обязательных экономических нормативов вплоть до критического (максимального или минимального) уровня; при этом величина собственных средств находится в числителе или знаменателе расчетных формул нормативов.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка Н1 регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив достаточности капитала Н1 ограничивает объем активных операций в зависимости от капитала. Норматив стимулирует увеличение капитала банка, что позволяет расширить объем активных операций, а также улучшить качество активов: чем менее рискованные активы, тем большую их сумму может аккумулировать банк в пределах Н1.

Норматив достаточности капитала банка определяется как отношение размера капитала банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1 установлено в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка: для банков с размером капитала не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, - 10%; для банков с размером собственных средств менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, - 11%.

Дифференциация нормативов стимулирует укрупнения и слияния банков, так как предельно допустимые значения для банков с капиталом выше суммы, эквивалентной 5 млн евро, ниже, чем для малых и средних банков.

В целях контроля над состоянием ликвидности банка, т.е. его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, установлены нормативы ликвидности, которые регулируют риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов, а также отношение его ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.

Норматив мгновенной ликвидности банка Н2 ограничивает риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования, определяемую в порядке, установленном Банком России.

Для выполнения норматива требуется, в основном, "замораживание" соответствующих сумм денег на корсчетах в Банке России и кредитных организаций развитых стран, а также в кассе банка, что сокращает активные операции банка, так как данные средства практически не приносят дохода. Норматив также стимулирует сокращение пассивов до востребования. Снижение предельно допустимого значения норматива позволяет расширять активные операции.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 установлено с 01.04.2004 в размере 15% (уменьшение с 20%).

Либерализация Н2 и других нормативов ликвидности произведена Банком России Указанием от 31.03.2008 № 1991-У[64]. При этом коммерческие банки получили возможность принимать решение об учете в знаменателе расчетной формулы соответствующих корректировок по обязательствам банка с целью оптимизации фактических значений нормативов.

Норматив текущей ликвидности банка Н3 регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) с соответствующими сроками исполнения обязательств, определяемую в порядке, установленном Банком России.

Для выполнения норматива необходимо поддержание соответствующей структуры активов и пассивов, приобретение необходимых сумм ликвидных, поэтому и низкодоходных активов, что снижает прибыльность банка.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 установлено в размере 50% (снижение с 70%). Уменьшение норматива способствует увеличению активных операций, как и снижение Н2, т.е. в этих случаях Банк России несколько смягчает нормативные требования.

Норматив долгосрочной ликвидности банка Н4 ограничивает риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года к собственным средствам банка и обязательствам с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года, скорректированным на величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций), определяемую в порядке, установленном эмиссионным банком.

Увеличение максимально допустимого значения позволило бы банку наращивать объем активных операций, в том числе инвестиций; аналогичный эффект (здесь и во всех нормативах, где капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетных формул) вызвал бы отказ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: