Отечественный опыт регулирования системы обязательного медицинского страхования на муниципальном уровне

 

Отечественный опыт регулирования и развития системы обязательного медицинского страхования рассмотрим на примере реализованной программы "Развитие информатизации управления здравоохранением в Ульяновской области с целью реализации мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ на 2008 год". Исследование и изучение данной программы позволит выявить направления для составления программы информатизации системы здравоохранения в муниципальном образовании "Нижнекамский муниципальный район".

Государственными заказчиками и разработчиками программы "Развитие информатизации управления здравоохранением в Ульяновской области с целью реализации мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ на 2008 год" являются Правительство Ульяновской области и территориальный фонд обязательного медицинского страхования населения Ульяновской области. Целью разработанной программы является реализация мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Достижение поставленной в программе цели необходимо осуществить посредством следующих задач:

- оснащение учреждений здравоохранения средствами вычислительной техники;

- внедрение компьютерных технологий для информационного обеспечения реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ;

- внедрение унифицированных программ мониторинга предоставления льготным категориям граждан дополнительного лекарственного обеспечения и обеспечение санаторно-курортным лечением на территориальном и учрежденческом уровнях;

- подготовка справочников, классификаций унифицированных типов документов с целью информационного обмена между участниками программ.

Исполнителями рассматриваемой программ должны выступить Департамент здравоохранения и фармации Ульяновской области и территориальный фонд обязательного медицинского страхования населения Ульяновской области

В целях подтверждения важности и необходимости программы "Развитие информатизации управления здравоохранением в Ульяновской области с целью реализации мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ на 2008 год" рассмотрим основные аспекты системы здравоохранения в Ульяновской области.

Эффективное управление в системе здравоохранения возможно только при условии полноценного информационного обеспечения процессов управления системы здравоохранения. Информационная среда здравоохранения рассматривается в рамках подходов, формирующих единые медицинские информационные ресурсы. В области в системе здравоохранения процесс внедрения информационных технологий и обеспечение лечебно-профилактических учреждений компьютерной техникой проводится медленно. К сожалению, приходится констатировать недостаточное финансирование процессов информатизации отрасли. Данная проблема в значительной степени обострилась при реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

По состоянию на 2007 год право выписки лекарственных средств льготным категориям граждан имеют 156 учреждений здравоохранения. Для выписки рецептов в амбулаторно-поликлинических учреждениях приобретено только 7 компьютеров, временно переведены из других служб и подразделений здравоохранения 41 компьютер. Для компьютеризации лечебно-профилактических учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, необходимо 289 компьютеров.

Приобретение компьютеров необходимо для выписки рецептов льготным категориям граждан, для осуществления мониторинга предоставляемой медицинской помощи в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам, имеющим право на лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение, для выполнения задач формирования базы данных предоставляемых медицинских услуг, формирования реестров выписанных лекарственных средств с целью контроля. Также необходимо финансирование оперативного обмена информации с использованием электронной почты и сопровождения программных продуктов [[43]].

Представим плановые объемы и источники финансирования в таблице 4.

Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы предполагаются:

- создание единого информационного пространства в отрасли;

- повышение качества оказания медицинской помощи в результате:

1) создания унифицированных, стандартизированных программных средств в здравоохранении на региональном уровне;

2) оперативного сбора и получения достоверной статистической информации о реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

 

Таблица 4 – Объем и источники финансирования

№ п/п

Наименование мероприятия

Количество компьютеров

Средства территориального фонда обязательного медицинского страхования (млн. рублей)

1.

Укомплектование оргтехникой

289

9,2

2.

Программно-техническое обеспечение

 

0,8

 

Всего

289

10,0

 

Таким образом, представлена программа "Развитие информатизации управления здравоохранением в Ульяновской области с целью реализации мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ на 2008 год" является одним из положительных отечественных опытов информатизации системы обязательного медицинского страхования.

Некоторые российские регионы для реализации программ информатизации здравоохранения создают координационные советы по информатизации здравоохранения (например, Брянская область) [[44]].

Смоленская область также имеет опыт в разработке и реализации программ по информатизации в системе здравоохранения. Таким опытом выступает областная целевая программа "Информатизация системы здравоохранения Смоленской области на 2006 год".

Анализ современного состояния здоровья населения Смоленской области характерен негативными тенденциями в демографическом процессе. Продолжается рост смертности населения на фоне значительного снижения рождаемости. Снижается уровень здоровья населения. Реализации государственной политики по обеспечению гарантий населению Смоленской области на бесплатную медицинскую помощь за счет эффективного использования имеющихся ресурсов, при одновременном расширении доступности и повышении качества медицинского обслуживания, возможна при условии широкого внедрения новых ресурсосберегающих медицинских технологий, сложность внедрения которых заключается в необходимости сбора и обработки массивов информации, используемых при анализе, прогнозировании и оптимизации расходов на медицинскую помощь населению. Очевидно, что без внедрения в систему здравоохранения современных информационных технологий, без организации единого информационного пространства и автоматизированной системы здравоохранения решить эти задачи невозможно.

Программа призвана обеспечить реализацию государственной политики в области информатизации системы здравоохранения, рациональное использование финансовых средств на цели информатизации, повышение эффективности использования вычислительной техники, программных средств и людских ресурсов.

Рассматриваемая Программа разработана в соответствии с областным законом "О здравоохранении в Смоленской области", приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.07.02 г № 279 "Об основных направлениях развития информатизации охраны здоровья населения России на 2002-2004 годы", от 27.08.2005 № 344 "Об утверждении концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плане ее развития"; Концепции информатизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации на 2000-2006 годы, утвержденной Правлением Федерального фонда обязательного медицинского страхования 26.04.2002.

Основной целью программы "Информатизация системы здравоохранения Смоленской области на 2006 год" являются создание единой информационно – аналитической сети системы здравоохранения на основе:

- внедрения в деятельность учреждений здравоохранения новых информационных технологий, объединяющих в себе современные средства вычислительной техники, программное обеспечение, средства связи и предназначенных для решения задач сбора, обработки и анализа информации;

- создания инфраструктуры, необходимой для эффективного функционирования информационной системы здравоохранения;

- совершенствование системы управления здравоохранением, лечебно-диагностического процесса.

Основными направлениями информатизации системы здравоохранения Смоленской области является:

- мониторинг процессов, связанных с состоянием здоровья населения Смоленской области, в том числе рождаемости, смертности, заболеваемости;

- мониторинг исполнения государственных гарантий обеспечения населения Смоленской области бесплатной медицинской помощью, в том числе льготного лекарственного обеспечения;

- внедрение телемедицинских технологий в практическое здравоохранение;

- информатизация специализированной медицинской помощи, интеграция в единое информационное пространство областной межведомственной информационной системы;

- совершенствование автоматизированной системы учета застрахованного населения области;

- совершенствование системы сводных медицинских статистических отчетов;

- разработка информационной системы оценки качества и эффективности оказания медицинской помощи населению Смоленской области, а также методики оценки эффективности управления экономическими ресурсами в системе обязательного медицинского страхования;

- совершенствование автоматизации кадровой службы;

- совершенствование автоматизации бухгалтерско-экономической службы;

- использование и развитие телекоммуникационной сети системы управления здравоохранением;

- совершенствование организационной структуры и научно-методического обеспечения системы здравоохранения;

- обеспечение безопасности и защиты информации;

- стандартизация и унификация информационных технологий;

- внедрение новых информационных технологий, современных программных и аппаратных средств, модификация программного обеспечения;

- развитие автоматизированной системы электронного документооборота системы здравоохранения.

Изучение состояния здоровья населения области связано с государственной политикой системы статистического анализа, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом по статистике Российской Федерации и другими ведомствами.

Эффективному функционированию этой системы должны способствовать:

- интегрированные показатели, отражающие состояние здоровья населения и система охраны здоровья населения Смоленской области;

- финансовые показатели, характеризующие оценку исполнения программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения на разных уровнях системы здравоохранения;

- методики наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека;

В условиях реформирования здравоохранения важной задачей стала организация взаимодействия государственных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения (далее – ЛПУ) со специализированными учреждениями здравоохранения путём дистанционного оказания высококвалифицированной помощи населению Смоленской области с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и интеллектуального потенциала специалистов ЛПУ. Телемедицинские технологии – это комплекс лечебно-диагностических консультаций, управленческих, образовательных, научных и просветительских мероприятий, реализуемых с применением телекоммуникационных технологий. Определены два основных направления развития телемедицины в Смоленской области:

- консультативное (консультации дистанционным путем по материалам истории болезни пациента);

- образовательное (участие медицинских работников дистанционным путем в конгрессах, конференциях, совместных заседаниях научных обществ, курсах повышения квалификации врачей, обучении уникальным методикам и т.д.);

Консультативное направление осуществляется:

- между Государственным учреждением здравоохранения "Смоленская областная клиническая больница" (далее – ГУЗ "Смоленская областная клиническая больница") и ведущими профильными медицинскими центрами Москвы и других регионов Российской Федерации;

- между ЛПУ Смоленской области (центральными районными больницами (далее – ЦРБ) и ГУЗ "Смоленская областная клиническая больница").

Использование телемедицины при направлении больных на консультацию или госпитализацию в ГУЗ "Смоленская областная клиническая больница" позволит:

- усилить контроль при обследовании и лечении пациентов в ЦРБ;

- упорядочить госпитализацию пациентов в специализированные отделения ГУЗ "Смоленская областная клиническая больница";

- избежать необоснованного направления больных в ГУЗ "Смоленская областная клиническая больница";

- проводить наблюдение за больными в динамике заболевания без выезда в ГУЗ "Смоленская областная клиническая больница";

- ускорить госпитализацию в ГУЗ "Смоленская областная клиническая больница" больных со сложным диагнозом;

Программа призвана обеспечить интеграцию локальных вычислительных сетей ЛПУ, органов управления здравоохранением, системы обязательного медицинского страхования в единое региональное информационное пространство, подключение к внешним (глобальным) сетям.

В целях развития телекоммуникационных средств передачи данных необходимо:

- создание малых локальных сетей в ЛПУ;

- развитие и модернизация единой областной телекоммуникационной сети системы здравоохранения на основе современных технологий, использование внешних (глобальных) сетей передачи данных;

- создание центральной информационно-справочной базы системы здравоохранения Смоленской области на основе Web-технологии;

- обеспечение доступа к ресурсам Intranet- сети Администрации Смоленской области всех субъектов информационного обмена системы здравоохранения.

Организационно-методическое обеспечение информатизации системы здравоохранения Смоленской области включает:

- совершенствование структуры и периодичности обмена информации, повышение уровня ее достоверности, степени ее детализации и оперативности представления;

- обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа;

- разработка нормативных документов, регламентирующих общие принципы в информатизации системы здравоохранения;

- проведение переподготовки персонала в целях внедрение новых информационных технологий.

Объем финансирования настоящей Программы за счет средств областного бюджета составляет 988,1 тыс.рублей, внебюджетных источников – 4116 тыс. рублей.

Информатизация системы здравоохранения позволит объединить информационные ресурсы отрасли здравоохранения в целях обеспечения органов управления здравоохранением, фонда обязательного медицинского страхования информацией по разным направлениям деятельности; эффективного взаимодействия учреждений и служб системы здравоохранения; обеспечения информационного взаимодействия с базами и банками данных других отраслей народного хозяйства в рамках областной межведомственной информационной системы.

Контроль за выполнением мероприятий целевой программы осуществляет Департамент Смоленской области по здравоохранению и Смоленский фонд обязательного медицинского страхования [[45]].

Итак, представленные программы информатизации системы здравоохранения в Ульяновской и Смоленской областях представляют собой весьма позитивный опыт в данной сфере. Необходимо отметить, что данные программы способствуют оперативному сбору и получению достоверной статистической информации о реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Использование телемедицины при направлении больных на консультацию или госпитализацию в ГУЗ "Смоленская областная клиническая больница" позволит: усилить контроль при обследовании и лечении пациентов в ЦРБ; упорядочить госпитализацию пациентов в специализированные отделения; избежать необоснованного направления больных в ГУЗ "Смоленская областная клиническая больница"; проводить наблюдение за больными в динамике заболевания без выезда в ГУЗ "Смоленская областная клиническая больница"; ускорить госпитализацию в ГУЗ "Смоленская областная клиническая больница" больных со сложным диагнозом. Таким образом, представленный опыт необходимо спроецировать на муниципальное образования "Нижнекамский муниципальный район". Из опыта развития информатизации управления здравоохранением в Ульяновской области можно использовать следующие направления программы "Развитие информатизации управления здравоохранением в Ульяновской области с целью реализации мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ на 2008 год":

- оснащение учреждений здравоохранения средствами вычислительной техники;

- внедрение компьютерных технологий для информационного обеспечения реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ;

- подготовка справочников, классификаций унифицированных типов документов с целью информационного обмена между участниками программ.

Опыт разработки и реализации программы "Информатизация системы здравоохранения Смоленской области на 2006 год" позволяет спроецировать на Нижнекамск следующие направления:

- мониторинг процессов, связанных с состоянием здоровья населения Смоленской области, в том числе рождаемости, смертности, заболеваемости;

- совершенствование системы сводных медицинских статистических отчетов;

- разработка информационной системы оценки качества и эффективности оказания медицинской помощи населению Смоленской области, а также методики оценки эффективности управления экономическими ресурсами в системе обязательного медицинского страхования;

- стандартизация и унификация информационных технологий;

- внедрение новых информационных технологий, современных программных и аппаратных средств, модификация программного обеспечения;

- развитие автоматизированной системы электронного документооборота системы здравоохранения.


3.2 Проект мероприятий по совершенствованию муниципального регулирования системы ОМС на территории МО "Нижнекамский муниципальный район"

 

Дальнейшее совершенствование здравоохранения в Нижнекамском муниципальном районе необходимо проводить в рамках программы "Информатизация системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования в муниципальном образовании "Нижнекамский муниципальный район на 2008-2010 гг.".

Целью данной программы должно стать оснащение учреждений здравоохранения средствами вычислительной техники, внедрение компьютерных технологий для информационного обеспечения, внедрение унифицированных программ мониторинга предоставления льготным категориям граждан дополнительного лекарственного обеспечения и обеспечение санаторно-курортным лечением на территориальном и учрежденческом уровнях, подготовка справочников, классификаций унифицированных типов документов с целью информационного обмена между участниками программ.

Информатизация здравоохранения муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" имеет достаточно высокий уровень развития. Развитие этого направления проводилось поэтапно в соответствии с программами, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также органами исполнительной власти муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район".

В рамках реализации этих программ созданы и внедрены в эксплуатацию типовые проекты информационных систем для различных учреждений здравоохранения (стационаров, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, специализированных диспансеров и центров), функционирует ряд систем федерального назначения, в том числе регистры сахарного диабета; лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС, онкологический регистр.

Важнейшим этапом в развитии и совершенствовании информатизации здравоохранения явилось внедрение системы обязательного медицинского страхования. За счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования в короткий промежуток времени была осуществлена компьютеризация лечебно-профилактических учреждений, участвующих в системе обязательного медицинского страхования, и филиалов Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с изменением механизмов финансирования в работу лечебно-профилактических учреждений были внедрены информационные системы по автоматизации статистического учета и отчетности, что позволило преодолеть рутинность в работе медицинского персонала, а также повысить достоверность информации о деятельности учреждений и здоровье населения муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район". Были разработаны и внедрены информационное и программное обеспечение системы учета и контроля страховых взносов, регистр застрахованных, а также программы по контролю реестров на оплату медицинских услуг, в том числе для межтерриториальных взаиморасчетов.

Вместе с тем систему информатизации здравоохранения и обязательного медицинского страхования муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" нельзя назвать окончательно сформированной. Накопленный опыт показал необходимость применения системного подхода в реализации этого направления, начиная с лечебно-профилактического учреждения, где формируется вся исходная информация.

Одним из основных недостатков является отсутствие единых стандартов структуры информационных ресурсов, объемов и потоков обмена информацией. Чрезвычайно важной проблемой остается необходимость разработки стандартных классификаторов и системы кодирования объектов здравоохранения, ликвидации устаревших функционально однотипных систем, используемых в разных учреждениях, формирование единого подхода к созданию информационного, сетевого, программного и технического обеспечения здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования с учетом требований всех федеральных органов государственной власти.

Важное значение принадлежит развитию инфраструктуры информатизации: материально-техническое обеспечение Управления здравоохранения г. Нижнекамска и Нижнекамского района Министерства здравоохранения Республики Татарстан, создание групп (отделов) автоматизированных систем управления и кабинетов телемедицины в лечебно-профилактических учреждениях, организация системы сервисного и абонентского обслуживания программно-аппаратных комплексов, обучение медицинских работников компьютерным технологиям. Учитывая актуальность проблемы, представляется необходимым осуществить целевое финансирование мероприятий по развитию и совершенствованию информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район".

Создание условий для реализации государственной политики по обеспечению гарантий населению на бесплатную медицинскую помощь при одновременном расширении доступности и повышении качества медицинского обслуживания за счет эффективного использования имеющихся ресурсов, совершенствования лечебно-диагностического процесса, профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" посредством внедрения современных информационных технологий:

- создание единого информационного пространства здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" и его интеграция в информационные системы различного уровня;

- повышение оперативности и качества принятия управленческих решений за счет обеспечения руководителей и специалистов всех уровней своевременной информацией о деятельности учреждений здравоохранения и о состоянии здоровья населения;

- комплексное использование информационных ресурсов органами управления здравоохранением, системы обязательного медицинского страхования центрами госсанэпиднадзора и органами исполнительной власти;

- обеспечение высокого уровня компьютеризации лечебно-диагностического процесса, внедрение современных телекоммуникационных систем и телемедицинских технологий, развитие информационных технологий клинической и образовательной направленности;

- повышение качества справочно-информационного обслуживания учреждений здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования, органов местного самоуправления и населения путем создания отраслевой информационно-справочной системы с публичным доступом через Интернет, повышение эффективности и качества всех видов работ, связанных с документооборотом и медико-санитарной информацией.

Представленная программа "Информатизация системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования в муниципальном образовании "Нижнекамский муниципальный район на 2008-2010 гг." требует дополнительного финансирования, которое необходимо осуществлять из средств республиканского бюджета, территориального фонда обязательного медицинского страхования и местного бюджета.

Для информатизации системы здравоохранения муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" необходимо создание специализированных баз данных, с целью повышения эффективности системы обязательного медицинского страхования, проведение специальных мероприятий, которые представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 – Мероприятия по информатизации в системе здравоохранения муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"

Наименование мероприятия Назначение Стоимость, рублей Источники финансирования
1 2 3 4
Внедрение базы данных "Всероссийская диспансеризация детей" Реализация программы позволит на 20 процентов снизить число рецидивов хронических болезней, на 15 процентов снизить частоту заболеваний опорно-двигательного аппарата, на столько же-репродуктивные потери, на 20 процентов снизить частоту заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. 78500,00 Республиканский бюджет Республики Татарстан и местный бюджет муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"
Установление автоматизированной информационной системы "Квалификационное тестирование" Проведение предаттестационной проверки знаний врачей-специалистов 102300,00 Республиканский бюджет Республики Татарстан и местный бюджет муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"
Обновление компьютеров в ЛПУ Повышение эффективности программного обеспечения за счет наиболее мощной компьютерной техники 980000,00 Местный бюджет муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" и ТФОМС
Создание единых стандартов структуры информационных ресурсов, объемов и потоков обмена информацией Систематизация исходной информации 500000,00 Местный бюджет муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" и ТФОМС

Итого:

1660800,00  

 


Представленные финансовые расчеты позволят спланировать бюджет муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" на 2008 год с цель. Проведения информатизации системы обязательного медицинского страхования Нижнекамского муниципального района.

Контроль за исполнением Программы должен осуществляться Советом муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район". Ответственные исполнители должны представлять периодическую отчетность по реализации механизмов, планов и этапов Программы Совету муниципалитета.

Основой для формирования механизма реализации предлагаемой Программы послужили следующие нормативные правовые акты Российской Федерации и муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район":

- Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";

- Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 № 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации";

- Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1994 № 1390 "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации";

- Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 № 1387;

- Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65;

- Положение о социально-гигиеническом мониторинге, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 № 426;

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19.01.1998 № 12/2 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении";

- Концепция развития телемедицинских технологий в Приволжском федеральном округе, утвержденная распоряжением Представительства Министерства здравоохранения Российской Федерации в Приволжском федеральном округе от 27.11.2002 № 11;

- Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ, утвержденные постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 27.07.1987 № 454/22-70;

- Межотраслевые типовые нормы времени на работу по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23.07.1998 № 28;

- Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы – СанПиН 2.2.2.542-96, утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14.07.1996 № 14.

Таким образом, в системе развития обязательного медицинского страхования предлагается внедрить предложенную программу "Информатизация системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования в муниципальном образовании "Нижнекамский муниципальный район на 2008-2010 гг." с целью повышения эффективности функционирования системы обязательного медицинского образования.

 


4. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: