Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений

 

И. Кононова считает, что процесс формирования и развития гуманных проявлений в сюжетно-ролевой игре очень сложен и многогранен. Он требует от воспитателей постоянного контроля и руководства. В своих исследованиях автор определяет задачи по достижению определенных результатов в работе по формированию гуманных отношений к окружающим:

1) развивать у детей способность понимать состояние, настроение окружающих по выражению лица, интонации речи, эмоциям;

2) стимулировать у дошкольников положительные эмоции, выражающие чувства доброжелательности и заботливого отношения к людям;

3) формировать способы эмоционального содействия, умение утешать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Для реализации этих задач, по нашему мнению, необходимо создание педагогических условий:

- организация предварительной работы (беседа с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы);

- пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса, через оценку деятельности детей;

- руководство сюжетно-ролевой игрой;

- использование социальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим.

В исследованиях И. Кононова раскрывает сущность предварительной работы: "Если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о разного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия.

В результате действия носят в основном стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет игры не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены". [13]

Г.И. Радвил считает: "Руководство сюжетно-ролевыми играми детей шести лет должно быть направлено на расширение тематики и углубление содержания детских игр, на развитие самостоятельности и самоорганизации играющих детей, на формирование положительных нравственных качеств детей и коллективистских отношений". [24]

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей автор делит на две группы:

Приемы прямого и приемы косвенного воздействия.

Приемы косвенного воздействия на сюжетно-ролевые игры детей.

I. Обогащение представлений и знаний детей

- экскурсии;

- встречи с известными людьми;

- наглядное восприятие явлений и фактов, непосредственное участие в той или иной деятельности;

- чтение художественной литературы;

- рассказывание;

- беседы.

Этот прием позволит отвести игре должное место в педагогическом процессе.

II. Создание игровой обстановки

- наборы игрушек и атрибутов для игр на бытовые темы и на темы труда взрослых;

- материал для игр должен располагаться по темам и назначению в доступных детям шкафах;

- участие детей в изготовлении атрибутов развивает их интерес к содержанию игры.

Этот прием очень эффективен в развитии и поддержании интереса к игре, в обогащении и углублении ее содержания.

III. Предложение темы игры

- рассматривание иллюстраций, картин, детских рисунков;

- чтение книг;

- рассказы воспитателя, детей.

использование этого приема помогает сблизить учебный процесс и игру, использовать игру для уточнения и закрепления знаний, для развития некоторых умений и навыков.

IV. Беседа по ходу прошедшей игры

- продумать ход беседы;

- анализ содержания игры;

- оценка партнерских отношений;

- выяснить оценочную позицию самих детей.

V. Наблюдение за играми детей другой группы.

VI. Разговор с детьми о содержании предстоящей игры

- о возможном сюжете игры;

- о создании игровой обстановки;

- о распределении ролей;

- об использовании атрибутов.

Этот прием помогает выяснить уровень подготовленности игры и при необходимости наметить пути восполнения упущенного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: