В магазине ООО «Мэтр‑Л» работают следующие сотрудники: продавцы непродовольственных (канцелярских) товаров и кассиры торгового зала.
На продавца канцелярских товаров могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенный уровень электромагнитных излучений; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инструмента, инвентаря, товаров и тары; вредные вещества в воздухе рабочей зоны; физические перегрузки; нервно-психические перегрузки.
На кассира торгового зала (контролера-кассира) могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; прямая и отраженная блесткость; нервно-психические перегрузки.
|
|
При подготовке товаров к продаже и при перекладывании покупок в инвентарные корзины на контролера-кассира могут воздействовать дополнительные факторы: острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инструмента, инвентаря, тары, товаров; физические перегрузки.
Все сотрудники магазина (продавцы и кассиры) должны извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
Все торговые работники обязаны соблюдать следующие санитарно-гигиенические требования: оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной; перед началом работы надевать чистую форменную одежду, менять ее по мере загрязнения; застегнуть форменную одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды; не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы; после посещения туалета мыть руки с мылом; не принимать пищу на рабочем месте.
Для уменьшения воздействия негативных производственных факторов работники торговли обязаны:
- выполнять ту работу, которая определена его должностной инструкцией;
- содержать в чистоте рабочее место;
- соблюдать режим труда и отдыха в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности;
- соблюдать меры пожарной безопасности.
При организации рабочих мест работников торговли следует руководствоваться ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 12.2.033, ГОСТ 12.2.049, ГОСТ 12.2.061, ГОСТ 12.4.026, межотраслевыми и отраслевыми рекомендациями по их обустройству.
|
|
Рабочие места продавцов должны быть расположены вне зоны перемещения механизмов, товаров, тары и движения грузов и обеспечивать удобство наблюдения за протекающими операциями и управления ими. Расположение рабочих мест должно предусматривать свободное пространство для перемещения работников при эксплуатации оборудования.
Организация и состояние рабочих мест, а также расстояние между рабочими местами должны обеспечивать безопасное передвижение работника и транспортных средств, удобные и безопасные действия с товарами и тарой, а также техническое обслуживание, ремонт и уборку производственного оборудования.
Рабочее место должно обеспечивать выполнение трудовых операций в удобных рабочих позах в пределах зоны досягаемости моторного поля в горизонтальной и вертикальной плоскостях и не затруднять движений работника.
При организации рабочего места продавца в зависимости от характера работы следует предусматривать возможность выполнения рабочих операций в положении сидя или при чередовании положений сидя и стоя, если выполнение операций не требует постоянного передвижения работника. На рабочем месте, где работа производится сидя, должны быть установлены удобные стулья.
Для работы в положении стоя рекомендуются следующие параметры рабочего места: ширина – 600 мм, длина – 1600 мм, высота рабочей поверхности – 955 мм, пространство для стоп – не менее 150 мм по глубине, 150 мм – по высоте и 530 мм – по ширине.
Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации при аварийной ситуации.
Рабочие места продавцов должны быть оборудованы откидными сиденьями или стульями для кратковременного отдыха в момент отсутствия покупателей. Не разрешается использовать для этих целей ящики и другие предметы.
На упаковочных столах должны быть предусмотрены емкости для размещения упаковочного материала (коробок, пакетов, бумаги и т. д.).
На рабочем месте контролера-кассира (кассира) должен быть подъемно-поворотный стул со слегка прогнутой поверхностью сиденья и с регулировкой по высоте сиденья (в пределах 0,40–0,45 м), шириной 0,42 м и глубиной 0,41 м. Покрытие рабочих сидений, спинок должно обеспечивать малую теплопроводность и возможность влажной уборки.
Для удобного положения ног при работе в положении «сидя», рабочее место контролера-кассира (кассира) оснащается подставкой для ног, регулируемой по высоте и углу наклона опорной площадки.
Для создания оптимальных условий работы контролеров-кассиров и кассиров следует обеспечить высокие уровни освещенности на рабочих местах и исключить из их поля зрения источники как прямой, так и отраженной блесткости. Для этого светильники должны располагаться непосредственно над рабочим местом контролера-кассира (кассира).
Для защиты кассиров от преступных посягательств на их рабочих местах предусматривается аварийное освещение и устанавливается кнопка тревожной сигнализации, предназначенная для передачи сигналов тревоги.
7 .2 Требования к безопасности работы оборудования
Устройство и эксплуатация торгово-технологического оборудования должны соответствовать ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.2.049. ГОСТ 12.2.061, ГОСТ 12.2.062, ГОСТ 12.2.064, ГОСТ 12.2.124, ГОСТ 12.4.026, ГОСТ 26582–85Е, а также руководствам по эксплуатации оборудования, установленными заводами-изготовителями.
Торгово-технологическое оборудование должно быть безопасным для работников при его монтаже, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, транспортировании и хранении. На все оборудование должна быть техническая документация (паспорт, руководство по эксплуатации).
|
|
Пристенное торговое оборудование должно иметь маркировку допускаемой нагрузки каждой полки и общую. Облицовка рабочих поверхностей столов должна быть неэлектропроводной и нескользкой.
Конструкция оснастки должна обеспечивать устойчивость и безопасность при пользовании ею, не допускать возможности падения, скатывания с полок хранящихся товаров, инвентаря.
При расстановке контейнеров в торговом зале следует учитывать возможность их завоза и установки электрокарами или другими механизмами.
Стеллажи должны соответствовать ГОСТ 14757 и ГОСТ 16140. Стеллажи в помещениях должны быть прочными, устойчивыми и крепиться между собой и к конструкциям зданий. Проходы между стеллажами должны быть шириной не менее 1 м. Конструкция стеллажей и деталей их крепления должна обеспечивать жесткость, прочность, устойчивость, безопасность и удобство выполнения монтажных и ремонтных работ. Элементы стеллажей не должны иметь острых углов, кромок и поверхностей с неровностями.
Стеллажи, выполненные из металла, должны иметь защитное заземление. Стеллажи испытываются один раз в год на наибольшую нагрузку. На стеллажах должны быть вывешены таблички с указанием их максимальной грузоподъемности и сроков очередных испытаний. Не допускается загрузка стеллажей свыше предельной нагрузки, на которую они рассчитаны.
Для укладки (снятия) груза на стеллажах следует применять приставные лестницы или стремянки с плоскими ступенями. Приставные лестницы должны иметь вверху крючья для крепления за стеллаж.
Устройство и эксплуатация контрольно-кассовых машин должны соответствовать ГОСТ 23411, ГОСТ 24750, ГОСТ 25861, ГОСТ 26626, ГОСТ Р 50747, согласно которым:
- машина должна обеспечивать защиту работника от прикасания к ее токоведущим и движущимся частям;
- при ручном вводе цифровой информации на десятиклавишной цифровой клавиатуре ход клавиш не должен превышать 6 мм, усилие нажатия на клавишу не должно превышать 1,4 Н;
- клавиши без фиксации должны возвращаться в исходное положение, не допускается их затирание и заклинивание;
|
|
- ключи, входящие в комплект машины, должны легко вставляться (выниматься) в соответствующие замки, свободно без заедания, поворачиваться и четко фиксироваться в необходимом положении;
- кожух машины должен быть снабжен устройством, исключающим его бесконтрольное снятие;
- в машине должна быть обеспечена световая и звуковая сигнализация при блокировке;
- изображения цифр, символов и сигнальных указателей на индикаторном устройстве должно быть четким, хорошо различимым с расстояния 1 м при освещении не более 500 лк;
- машина должна быть устойчиво установлена и заземлена через специальные заземляющие контакты;
- подключение машины к сети должно осуществляться сетевым кабелем питания длиной не менее 2 м и вилкой с заземляющим контактом. Машина должна быть снабжена специальным устройством, предохраняющим кабель от изломов и перетираний;
- заправку (замену) чековой и контрольной лент, смазывание красящей ленты необходимо производить только после отключения машины от сети;
- при остановке машины по неизвестной причине, а также при внезапном стопорении ее необходимо отключить от сети электропитания;
- при эксплуатации машины запрещается: работать на неисправной машине; работать на машине при снятой крышке или открытой дверце чекопечатающего механизма; включать машину в сеть без предохранителя; применять самодельные предохранители или предохранители, не рассчитанные на ток, предусмотренный технической характеристикой данной машины.
Столы, кассовые кабины и другая оснастка должны иметь возможность регулирования их высоты для обеспечения оптимального положения работника в зависимости от рабочей позы, тяжести работ, дополнительно устанавливаемого на них оборудования. Монтаж оборудования должен выполняться в соответствии с проектно-сметной документацией, разработанной в установленном порядке, и требованиями завода-изготовителя.
Оборудование должно быть полностью укомплектовано. Снятие каких-либо узлов и деталей, а также эксплуатация без них не допускаются. Конструкция оборудования должна предусматривать прямое и свободное положение тела работника или наклон его вперед не более чем на 15°. Стационарное оборудование должно устанавливаться на фундамент и надежно крепиться болтами.
Оборудование не должно иметь острых углов, кромок и неровностей поверхностей, представляющих опасность травмирования работающих. Компоновка составных частей оборудования должна обеспечивать свободный доступ к ним, безопасность при монтаже и эксплуатации.
Материалы конструкции оборудования не должны оказывать опасное и вредное воздействие на организм человека на всех заданных режимах работы, а также создавать пожаро- и взрывоопасные ситуации.
Оборудование должно отвечать требованиям безопасности в течение всего периода эксплуатации при выполнении потребителем требований, установленных в эксплуатационной документации.
Безопасность работы
Основные правила техники безопасности и охраны труда для работников розничной торговли, к которым относятся и сотрудники ООО «Мэтр‑Л», регламентируются «Межотраслевыми типовыми инструкциями по охране труда для работников розничной торговли», утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12 февраля 2002 г. № 9.
Перед началом работы продавец должен подготовить рабочее место для безопасной работы – проверить устойчивость прилавков, стеллажей, прочность крепления оборудования к подставкам; надежно установить передвижное оборудование и инвентарь на прилавке, подставке; удобно и устойчиво разместить запасы товаров, инвентарь, приспособления, упаковочные и обвязочные материалы в соответствии с частотой использования и расходования;
Также продавец должен проверить внешним осмотром достаточность освещения рабочей поверхности (зоны); отсутствие слепящего действия света; отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки; надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств электрооборудования; прочность крепления крюков раздвижных лестниц, не позволяющих произвольное их раздвижение во время работы; отсутствие посторонних предметов вокруг применяемого оборудования; отсутствие выбоин, трещин и других неровностей на рабочих поверхностях прилавков; состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, скользкости) на пути перемещения.
Перед началом работы на контрольно-кассовой машине кассир торгового зала должен проверить внешним осмотром устойчивость машины на столе, отсутствие внешних повреждений и посторонних предметов вблизи кассовой машины; исправность кабеля (шнура) электропитания, вилки, розетки; наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между корпусом машины и заземляющим проводом).
До включения контрольно-кассовой машины в электросеть проверить исправность блокирующих устройств. Включить контрольно-кассовую машину в электросеть и получением нулевого чека проверить ее работу.
Убедиться в исправной работе устройства вызова охраны (администрации), детектора банкнот, аварийного освещения.
Удобно и устойчиво разместить запасы сопутствующих товаров, упако-вочные материалы в соответствии с частотой использования и расходования. Не хранить в кассовой кабине посторонние предметы, личные вещи.
Обо всех обнаруженных неисправностях применяемого оборудования, торгового инвентаря, контрольно-кассовой машины, электропроводки и других неполадках продавцы и кассиры обязаны сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
Во время работы продавцы и кассиры обязаны соблюдать следующие требования безопасности:
- выполнять только ту работу, по которой прошли обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущены лицом, ответственным за безопасное выполнение работ;
- не поручать свою работу необученным и посторонним лицам;
- применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструменты, использовать их для тех работ, для которых они предназначены;
- соблюдать правила перемещения в помещении, пользоваться только установленными проходами;
- содержать свое рабочее место в чистоте.
- отключать от электрической сети применяемое оборудование при перерыве подачи электроэнергии, во время перерыва в работе или при возникновении хотя бы одной из следующих неисправностей: повреждении штепсельных соединений или изоляции кабеля (шланга); нечеткой работе выключателя; возникновении усиленного или постороннего шума; появлении дыма или запаха, характерного для горящей изоляции).
Продавцы обязаны:
- не загромождать порожней тарой, инвентарем, излишними запасами товаров проходы между прилавками, стеллажами, штабелями товаров к пультам управления, рубильникам, путям эвакуации и т.п.
- передвигать тележки, стеллажи, контейнеры в направлении «от себя»;
- не использовать для вскрытия тары случайные предметы или инструмент с заусенцами, пользоваться для этих целей только специальным инструментом;
- вскрытие верха ящиков производить от торцевой стороны соответствующим инструментом (гвоздодером, клещами), торчащие гвозди удалять, металлическую обивку загибать внутрь ящика;
- укладывая товары на верхние полки горок и стеллажей, пользоваться только исправными, устойчивыми лестницами, испытанными в установленном порядке. Не использовать вместо лестниц-стремянок ящики и другие предметы.
- при распаковке товаров в жесткой таре надевать рукавицы и использовать специальные приспособления. При обвязке упаковочных коробок, пакетов использовать шпагат, толщина которого исключает порезы рук.
При работе на контрольно-кассовой машине кассир обязан:
- соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации завода-изготовителя;
- включать машину в электрическую сеть через специальную розетку, которая должна быть заземлена;
- заправку (замену) чековой и контрольной лент, добавление краски в красящий механизм производить после отключения машины от электросети;
- помнить, что у машин с автоматическим открыванием денежного ящика во время выдачи первого чека под действием пружины происходит выталкивание денежного ящика не менее чем на одну треть его длины;
- удалять застрявшие обрывки чековой ленты пинцетом;
- отключить контрольно-кассовую машину от электрической сети при пробое электрического тока на корпус машины.
При эксплуатации контрольно-кассовой машины не допускается: приступать к работе при отсутствии или неисправности заземления; применять предохранители, не рассчитанные на ток, предусмотренный технической характеристикой данной машины, включать машину в сеть без предохранителя (заменять предохранитель «жучком»); прерывать работу машины после ее включения до окончания рабочего цикла; работать на машине при снятой крышке или открытой дверце чекопечатающего механизма.
При возникновении аварийных ситуаций все сотрудники обязаны:
- в аварийной обстановке оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
- во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности и других повреждениях электрооборудования, появления запаха гари, немедленно отключить питание, отсоединить электрический разъем (вилку) из розетки и сообщить об аварийной ситуации начальнику (руководителю) подразделения.
- при возгорании оборудования, принять меры к тушению пожара подручными средствами или огнетушителем после отключения нгоборудования от электросети, немедленно сообщить о пожаре руководителю подразделения.
- пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
По окончании работы продавец обязан выключить применяемое оборудование и электроприборы, местное освещение, убрать инструмент, приспособления, инвентарь в отведенные места хранения; вынести порожнюю тару, упаковку и мусор в места, отведенные для временного хранения и сбора отходов;
По окончании работы кассир обязан произвести межремонтное обслуживание контрольно-кассовой машины и подготовить ее к следующему рабочему дню в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации данного типа кассовой техники, далее отключить контрольно-кассовую машину от сети.
За невыполнение Инструкции по технике безопасности виновные привлекаются к ответственности согласно правилам внутреннего трудового распорядка или взысканиям, определенным Кодексом законов о труде Российской Федерации.
7 .4 Расчет освещения по удельной мощности осветительной установки
Для расчета общего равномерного освещения используется – метод расчета по удельной мощности.
Удельная мощность (W) Вт/м2, является важнейшим энергетическим показателем светильника, она показывает, какая электрическая мощность источников света требуется для создания заданной освещенности 1 м2 площади при известных значениях номинальной мощности ламп в светильнике, количестве светильников, общей площади помещения, высоте подвеса светильников, коэффициенте запаса, отражающих свойств потолка, стен и пола (формула 3.4.1)
N = (W × S): (n × P н) (3.4.1)
где N – количество светильников; n – количество ламп в светильнике;
W – удельная мощность осветительной установки, Вт/м2;
Рн – номинальная мощность одной лампы, Вт;
S – освещаемая площадь, м2.
Исходные данные (административное помещение):
1. Параметры помещения: длина А = 10 м; ширина В = 6,5 м; высота Н = 2,8 м
2. Коэффициенты отражения потолка r1 = 70%; стен r2 = 50%; пола r2 = 10%
3. Норма освещенности Е = 200 лк
4. Коэффициент запаса Кз = 1,4;
5. Коэффициент минимальной освещенности Z = 1,1
6. Тип светильника ЛПБ 25 2х40
Определение площади, подлежащей освещению
S = A × B = 10 × 6,5 = 65 м2
Согласно исходным данным и значениям коэффициентов, выбираем из справочника следующие данные (при Е = 100 лк; Кз = 1,5).
- удельная мощность осветительной установки W =6,5 Вт/м2;
- количество ламп в светильнике n = 2;
- номинальная мощность одной лампы Рн = 40 Вт;
Определим мощность осветительной установки методом удельной мощности:
(3.4.2)
где WЛ – мощность лампы, Вт; N – число светильников;
WУД.ФАКТ – фактическая удельная мощность освещения (формула 3.4.3)
(3.4.3)
где РУД.ТАБЛ – удельная мощность освещения, которая выбирается по справочной литературе в зависимости от типа светильника, размеров помещения, коэффициентов отражения стен и потолка, высоты подвеса светильника.
= 11,7 Вт
Таким образом, для общего равномерного освещения торгового помещения ООО «Мэтр‑Л» общей площадью 65 м2 нужно использовать следующее количество светильников:
N = (11,7 × 65): (2 × 40) = 9,5 = 10 светильников
Эскиз системы общего равномерного освещения рассмотрим на рис. 19.
Рисунок 19 – Эскиз системы общего равномерного освещения