Расчет клиноременной передачи

 

Из раздела 2 заимствуем следующие данные

P1 = 20,69 кВт

n1 = 2937 об/мин

iр = 3

Т1 = 67,3 Н * м

В зависимости от частоты вращения малого шкива и передаваемой мощности выбираем по монограмме (2.С.134) клиновой ремень сечения А,с площадью поперечного сечения F=81 мм2

Определяем диаметр меньшего шкива d1(2.c.l30)

d1>=3*(T1)1/3

d1 = 3 * (67300)1/3 = 121,86 мм

по ГОСТу принимаем d1 = 125 мм

Определяем диаметр большего шкива d2 и согласуем с ГОСТ:

d2 = ip * d1 * (1 – ε) = 3 * 125 * (1 – 0,015) = 369 мм

где ε – коэффициент упругого скольжения

по ГОСТу принимаем d2 = 400 мм

при этом фактическое передаточное отношение

ip = d2/(d1 * (1 – ε)) = 400/(125 * (1 – 0,015)) = 3,05

Расхождение составляет (3,05 – 3)/3 * 100% = 1,6%

что меньше допускаемых обычно 3%

Выбираем межосевое расстояние арем

арем = 600 мм (это не противоречит условию) (d1 + d2) ≤ арем ≤ 2,5(d1 + d2)

525 ≤ арем ≤ 1312,5

Определяем длину ремня L:

L = 2 * арем + (π/2) * (d1 + d2) + (d2 – d1)2/(4 * арем) =

= 2 * 600 + (3,14/2) * (125 + 400) + (400 – 125)2/(4 * 600) = 2056 мм

Из (2.стр.121) L = 2000 мм

Соответствующее этой длине межосевое расстояние

арем = 0,25 * ((L – w) + ((L – w)2 – 2y))1/2

где

 w = 0,5 * π * (d1 + d2)

 y = (d2 – d1)2

После подстановки получаем

w = 0,5 * 3,14 * (400 + 125) = 824,25 мм

y = (400 – 125)2 = 75625 мм

арем = 0,25 * ((2000 – 824,25) + ((2000 – 824,25)2 – 2 * 75625))1/2 = 596 мм

Найдем угол охвата меньшего шкива (2.стр.130)

φ ≈ 180о – ((d2 – d1)/арем) * 60о = 180о – ((400 – 125)/596) * 60о = 152о

окружное усилие передаваемое одним клиновым ремнем сечения Б (интерполируя)

Р0 = 155 + (177 – 155)/5 * 2 = 159,4 Н

Допускаемое окружное усилие на один ремень

[Р] = Р0 * Сα * СL * Ср

Сα = 1 – 0,003 * (180 – φ) = 1 – 0,003 * (180 – 152) = 0,916 (2.стр.135)

Коэффициент учитывающий влияние длины ремня

СL = 0,3 * L/L0 + 0,7 = [L0 = 1700] = 0,3 * 2000/1700 + 0,7 = 1,05

Ср = 1

[Р] = 159,4 * 0,916 * 1 * 1,05 = 153,3 Н

скорость v = 0,5 * ω1 * d1 = 0,5 * 307,4 * 125 * 0,001 = 19,2 м/с

окружное усилие

Р = Р1/v = 20690/19,2 = 1077 Н

расчётное число ремней

Z = P/[Р] = 1077/153.3 = 7.02 = 7

Примем предварительно напряжение от предварительного натяжения σ0 = 1,6 Н/мм

Предварительное натяжение каждой ветви ремня вычисляется по формуле (2.стр.136)

S0 = σ0 * F = 1,6 * 81 = 130 H

Усилие действующее на валы

РВХ = 2 * S0 * Z * sin(φ/2) = 2 * 130 * 7 * sin(152o/2) = 1766 H



Задание на контрольную работу №2

 

На основании результатов решения задачи предыдущей контрольной работы расcчитать следующие передачи привода:

- расcчитать зубчатую тихоходную цилиндрическую передачу

- расcчитать цепную передачу

 

Расчет тихоходной цилиндрической передачи редуктора.

Материалы зубчатых колес и допускаемые напряжения.

 

2.1.1. Для зубчатых колес назначаем дешевую углеродистую качественную конструкционную сталь 45 по ГОСТ 1050-80. После улучшения материал колес должен иметь нижеследующие механические свойства, (2,с.34)

Шестерня                                                   Колесо

Твердость                          НВ 230...260 НВ 200...225

Предел текучести σТ, не менее                  440 МПа  400 МПа

Предел прочности σb, не менее                750 МПа  690 МПа

 

2.1.2. Допускаемое контактное напряжение при расчете зубьев и общем случае (2,стр.33)

н] = σнlim в * KHL/[SH] (4.1)

где σнlim в – предел контактной выносливости при базовом числе циклов, МПа;

КHL – коэффициент долговечности;

[SH] – коэффициент безопасности.

Для стальных колёс с НВ 350 (2,стр.27)

σнlim в = 2НВ + 70 (4.2)

Коэффициент долговечности (2,стр.33) КHL = 1

если взять [SH] = 1,15 (2.стр.33), то расчет по формулам (4.1), (4.2) дает

н]1 = (2НВ + 70) * КHL/[SH] = (2 * 230 + 70) * 1/1,15 = 461 МПа (4.3)

н]2 = (2НВ + 70) * КHL/[SH] = (2 * 200 + 70) * 1/1,15 = 409 МПа (4.4)

В частном случае для косозубых передач допускаемое контактное напряжение при расчете на выносливость (2.стр.85)

н] = 0,45 * ([σн]1 + [σн]2) (4.5)

при соблюдении условия [σн] < 1,23 * [σн]мин

где [σн]1 и [σн]2 – соответственно допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса вычисленные по формуле (4.1).

Расчёт по формуле (4.5) даёт

н] = 0,45 * (461 + 409) = 391,5 МПа

н] < 1,23 * [σн]мин = 409 МПа условие выполняется

 

2.1.3. Допускаемое контактное напряжение при кратковременных перегрузках для колес зависит от предела текучести σт и вычисляется по формуле

н]max = 2,8 * σт (4.6)

при σт = 400 МПа (берётся минимальное значение для колеса)

н]max = 2,8 * 400 = 1120 МПа

2.1.4. Допускаемые напряжения изгиба при проверочном расчете зубьев на выносливость вычисляются по формуле /3,с.190/

F] = σFlim в * КFL * KFC/[SF] (4.7)

где σFlim в – предел выносливости материала зубьев при нулевом цикле, соответствующего базовому числу циклов;

КFL – коэффициент долговечности при расчёте зубьев на изгиб;

КFC – коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки на зубья (в случае реверсивной передачи);

[SF] – допускаемый коэффициент безопасности (запаса прочности).

По рекомендациям (2,стр.43-45) берём:

для заданных сталей

σFlim в 1 = 1,8 * НВ = 1,8 * 230 = 414 МПа

σFlim в 2 = 1,8 * НВ = 1,8 * 200 = 360 МПа

при одностороннем нагружении зубьев, КFC = 1 (привод не реверсивный) [SF] = 1,75

КFL = (NFO/NFE)1/m (4.8)

где m – показатель корня;

NFO – базовое число циклов;

NFE – эквивалентное число циклов.

Для колёс с твердостями зубьев до и более НВ 350 коэффициент m равен соответственно 6 и 9. Для всех сталей принимается NFO = 4·106. Для обоих колес NFE имеет те же численные значения, что и NHE (см.п.2.1.2.). Оба эти значения (для шестерни – 70*107, для колеса – 21*107) больше NFO = 4*106, поэтому КFL = 1 (3,стр.191,192).

Расчёт по формуле (4.7) даёт соответственно для шестерни и колеса

F]1 = 414/1,75 = 236,6 МПа

F]2 = 360/1,75 = 205,7 МПа

 

2.1.5. Допускаемое напряжение изгиба при расчете зубьев на кратковременные перегрузки для сталей с твердостью менее НВ 350

н]max = 0,8*σт (4.9)

Расчёт по этой формуле (см.п.2.1.1.) даёт для шестерни и колеса соответственно

F]max 1 = 0.8*440=352 МПа

F]max 2 = 0.8*400=320 МПа

 

Расчёт геометрических параметров быстроходной зубчатой передачи.

 

Межосевое расстояние передачи из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев (2,стр.32)

аw = Ка*(u+1)*((T4*Kнb)/([σн]2*u2ba))1/3 (2.10)

где Ка - коэффициент, равный 49,5 и 43 для прямозубых и косозубых колес соответственно;

u - передаточное число зубчатой пары, u = 3, (передача понижающая);

Т4 - момент на колесе /на большем из колес/, T4 = 1449 H*м

Кнb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, Кнb = 1,25;

н] – допускаемое контактное напряжение, [σн] = 391,05 МПа;

φba - коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию, φba = 0,5;

В итоге расчёт по формуле (2.10) даёт

аw = 43*(3+1)*((1449*103*1,25)/(391,52 * 32 * 0,5))1/3 = 237 мм

Межосевое расстояние округляем до стандартного значения (3,стр.30)

аw = 224 мм

нормальный модуль (2,стр.36)

mн = (0,01…0,02)* аw = (0,01…0,02)*224 =3,36 мм

Из стандартного ряда модулей (3,стр.30) берем mн = 3,5 мм

Назначим угол наклона зубьев β = 40о (2,стр.37). Тогда число зубьев шестерни

Z1 = 2* аw *cosβ/((u+1)*mн) = 2*224*cos40o/(3+1)*3.5 = 24.5

Примем Z1 = 26, тогда число зубьев колеса

Z2 = Z1* i(з) = 26*3 = 78

Уточненное значение cosβ = (Z1+Z2)*mн/(2* аw) = (26+78)*3.5/(2*224) = 0.8125

Отсюда β = arccos(0.8125) = 36o

При Z1 = 26 подрезание зубьев исключается, т.к. условие неподрезания (2,стр.38)

Zмин = 17*cos2β<Z1 = 18 соблюдено, что видно из расчёта.

Делительные диаметры шестерни и колеса соответственно

d1 = (mн*Z1)/cosβ = 1.25*26/cos36o = 40 мм

d2 = (mн*Z2)/cosβ = 1.25*78/cos36o = 144 мм

Диаметры вершин зубьев

da1 = d1+2mн = 40+2*3.5 = 47 мм

da2 = d2+2mн = 144+2*3,5 = 151 мм

ширина колеса (берем колесо как нераздвоенное) b≤φba*aw = 0.5*224 = 112 мм.

Примем b = 110

Принимаем ширину каждого колеса b2 = 55

Шестерни возьмем шире колес на 4 мм

b1 = b2+4 = 55+4 = 59 мм

 

Проверочный расчёт прочности зубьев быстроходной передачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: