Основные принципы международного права у гуннов

 

Исходя из вышеприведенных документов, касающихся международных отношений гуннов, мы приходим к следующим основным выводам:

1.Представления гуннских тюрков об отношениях с другими государствами - это представления народа, достигшего очень высокой степени развития культуры.

2.Согласно гуннским представлениям, нормальными отношениями между двумя государствами являются мирные отношения.

3. Международные отношения регулируются договорами.

4. Войны происходят из-за нарушения договоров.

5. Уважение к договорам - это священная обязанность людей.

6. Государства предъявляют друг другу требования, просьбы и жалобы через послов.

7. Личность послов неприкосновенна («послам смерти нет»).

8. Санкции против нарушения договоров - проклятие Тенгри и война.

Церемония заключения договоров у гуннов была чрезвычайно оригинальной: для этого они вместе с прибывшими для заключения договора зарубежными послами поднимались на вершину священной горы.

Сначала ножом, называемым «кинглук», приносили в жертву белого коня. Во время жертвоприношения специальный сосуд наполняли молоком, кумысом или вином. Затем представители обеих сторон, которым предстояло заключить договор, наносили себе рану (делали порез) и добавляли в сосуд с кумысом (молоком или вином) по несколько капель своей крови. После этого представители обеих сторон погружали в содержимое сосуда свои сабли и несколько раз произносили положения договора. Далее они торжественно декларировали уважение и почтение к договору и пили кумыс (молоко или вино), смешанный с кровью.



Экономика гуннского общества

 

Экономика гуннского общества по описанию Сыма Цяня весьма примитивна.

Основным видом хозяйственной деятельности гуннов всегда было кочевое скотоводство. При экстенсивном скотоводческом хозяйстве, когда корма для скота на зиму не заготовлялись, лошадь имела и то преимущество, что она могла тебеневать, т.е. круглый год находится на подножном корму, добывая траву из-под неглубокого снега.

Кроме огромных табунов лошадей, основным богатством у гуннов были стада быков, яков и верблюдов, громадные отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности: каждая семья имела права на определенную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой всего рода. Для сохранения численности и нераздельности имущества семьи гунны, как отмечает Сыма Цянь «после смерти отца берут в жены мачех, после смерти старшего или младшего брата женятся на их женах». Как и многих кочевников у гуннов существовало многоженство. Предусматривалась и семейная ответственность за чужого имущества, прежде всего скота – семья виновного могла быть обращена в рабство.

В Забайкалье археологи исследовали один из гуннских городков у впадения р. Иволга в Селенгу. Там обнаружены следы железоделательного и бронзоволитейного производства, а главное сошники из чугуна и литейные формы для них, железные серпы и каменные зернотерки. Судя по малым размерам сошников, плуги у гуннов были небольшие деревянные, и земля выкапывалась не глубоко. Развитию земледелия, однако, препятствовали суровые природные условия страны гуннов, и собственное производство зерна (главным образом, проса и ячменя) никогда не удовлетворяло потребности довольно многочисленного населения (по расчетам исследователей около 1,5 млн. человек).

Гуннские правители на подвластной им территории заботились о развитии сельского хозяйства и обеспечении населения продовольствием. На плодородных, но не вовлеченных в земледельческий оборот землях они устраивали земледельческие «колонии». Для того чтобы не допустить массового голода, правители обеспечивали необходимые запасы зерна, хранившиеся в амбарах.

Ввиду того, что значительная часть гуннов была занята разведением скота, земледельческой продукции в засушливые годы не хватало. В таких случаях гунны приобретали необходимое количество зерна на базарах, расположенных у границы с Китаем. В обмен на зерно они продавали китайцам крупный рогатый скот, кожу, шерсть и, по всей вероятности, изделия из железа. Часть продовольствия и некоторые другие предметы потребления выплачивали подчиненные гуннам племена в качестве дани. Среди них самую большую группу составляли китайцы. Они выплачивали дань в большинстве случаев натурой. Это были зерно (просо, рис), шелковые и хлопчатобумажные ткани, а иногда сельскохозяйственные орудия. Размер дани был различным в зависимости от времени и типа договора. И после того, как китайцы объявили гуннских правителей своими вассалами, они продолжали платить им дань.

Кроме китайцев, тюркам платили дань племена «сьен-пи» и «уху-ань», занимавшие в Гуннском государстве земли, граничащие с Маньчжурией. Их дань состояла из конских, бычьих и овчинных шкур. О видах дани, выплачивавшейся гуннам обитавшими на севере и западе тинглингами, усунями и жителями Китайского Туркестана, точных данных нет. Но сам факт даннических отношений не вызывает сомнения.

Тюркские подданные гуннов использовались, в частности, как воины в период войн.

Хунны проживающие в непосредственной близости с Китаем, не могли не перенять некоторые элементы культуры Китая.

Украшения, найденные в захоронениях хунну, говорит об их культурном развитии, а монеты, найденные там же, о том, что у них так - же была развита торговля. Само присутствие найденных предметов в могильниках, свидетельствует о наличии религии у хуннов. Могильники, которые они создавали над умершим сородичем, могут нам рассказать о том, какое положение занимал тот или иной человек в их обществе. Они верили, что всё это могло пригодиться почившему, в последующей, загробной жизни. Однако украшения и предметы, захороненные с почившим, показывает нам, как делилось общество хунну на бедных и богатых.

Культура хунну имела сходство со скифо-сарматской культурой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: