Понятие и этапы деловой карьеры

Карьера (в широком смысле) – это активное и осознанное продвижение человека в освоении и совершенствовании своей трудовой деятельности, связанное с должностным или профессиональным ростом. В узком понимании карьера – это индивидуальный трудовой путь человека, способ достижения личных и организационных целей посредством продвижения по службе.

Каждый человек обладает собственными приоритетами в профессиональной деятельности и строит свою карьеру исходя из собственных целей.

Возможные цели карьеры:

1. Моральное удовлетворение, которую дает желаемая и соответствующая самооценке должность.

2. Деньги и разнообразные побочные доходы, которые дают некоторые должности.

3. Возможность руководить и контролировать как можно большее количество людей.

4. Возможность творчества / возможность работать на себя.

5. Автономия, самостоятельность и независимость.

6. Повышение профессиональной компетентности.

Для людей с разными ориентациями в карьере будут подходить разные пути ее развития, поэтому руководству при планировании карьеры следует учитывать установки и ценностные ориентации сотрудников.

Различают два основных типа карьеры:

· Профессиональная карьера – рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии узкой специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения и завоевание авторитета в этой области) и по линии широкой специализации (овладение смежными специальностями, вторыми профессиями)

· Должностная (внутриорганизационная карьера) – связана с изменением должностного статуса человека в организации. Она может реализовываться по трем направлениям:

вертикальной карьеры – подъем на более высокую ступень служебной организации (наиболее наглядная). Связана с наличием у человека волевых и мотивационных качеств.

• горизонтальной карьеры – перемещение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии.

• центростремительной карьеры – продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Деловая карьера содержит ряд последовательных этапов, на которых удовлетворяются определенные потребности работников.

1. Предварительный (до 25 лет). На этом этапе идет подготовка к трудовой деятельности, учеба в школе, выбор области деятельности, профобразование. К окончанию этого этапа человек определяется к конкретном виде деятельности.

2. Становление (25–30 лет_. На этом этапе происходит освоение работы, развитие профессиональных навыков.

3. Продвижение (30 – 45 лет). На этом этапе идет повышение квалификации, служебно-профессиональное продвижение.

4. Сохранение (45 – 60 лет). Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены. Сотрудник достигает предела служебного роста, вершин самовыражения.

5. Пенсионный (после 65 лет). Как правило, человек ищет занятие другими видами деятельности

Планирование карьеры одно из направлений кадровой работы в организации. Управление карьерой должно обеспечивать профессиональное и должностное продвижение работников в зависимости от уровня профессионализма, личностных качеств и результатов деятельности.

 

Планирование и продвижение персонала в организации

 

Планирование карьеры это одно из направлений кадровой работы в организации. Управление карьерой должно обеспечивать профессиональное и должностное продвижение работников в зависимости от уровня профессионализма, личностных качеств и результатов деятельности.

Технология управления карьерой – это комплекс методов воздействия руководителей, кадровой службы и самого сотрудника с целью развития способностей, накопления опыта и рационального использования потенциала в интересах сотрудника и организации.

Технология управления карьерой включает разработку плана карьеры, в котором излагается один или несколько вариантов профессионального и должностного развития работника в организации. В этом плане содержится:

наименование должностей, которые при определенных условиях с течением времени может занять работник;

– формы и сроки обучения и стажировок;

– время исполнения должностных обязанностей;

– запланированное назначение.

План составляется руководителем подразделения совместно с сотрудником и кадровой службой, утверждается руководителем организации, учитывается срок нахождения на первой должности (не менее 4–5 лет).

Таким образом, служебно-профессиональное продвижение персонала – это серия поступательных перемещений по различным должностям.

На продвижение работников в организации влияют следующие факторы:

· Уровень образования

· Деловые качества работника

· Работоспособность

· Качество выполняемой работы

· Стиль и методы работы

· Аналитические способности

· Дисциплинированность

Продвижение работников по служебной лестнице может реализовываться по трем направлениям:

вертикальное – подъем на более высокую ступень служебной организации (наиболее наглядная). Связана с наличием у человека волевых и мотивационных качеств.

• горизонтальное – перемещение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии. Связана с наличием коммуникативных качеств.

• центростремительное – продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений. Например, приглашение работника на ранее недоступные для него совещания, встречи, доступ к секретным источникам информации, отдельные важные поручения и пр. (наименее очевидное, но более привлекательное направление карьеры). Связана с проявлением интеллектуальных качеств работника.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: