Отношение к деятельности

 

Жизнь правоверного мусульманина определяется обязанностями, налагаемыми на него исламом: он должен признавать исключительно единого бога - Аллаха и ежедневно пять раз, обратившись лицом к Мекке, возносить молитву ("салят"); в течение тридцати дней месяца Рамадан верующие соблюдают пост ("саум"); один раз в жизни верующий должен совершить "хадж" - паломничество в Мекку, после чего он получает звание хаджи; кроме того, он должен выплачивать религиозный налог ("закат"), который в Тунисе взимает государство.

Сверх того, большинство мусульман стремится подавать милостыню нищим. Народные поверья хранят множество представлений о магических символах, восходящих к еще доисламским временам. Для предотвращения несчастья прибегают к различным мерам предосторожности. Символ "Рука Фатимы", называемый также "камса" (пятерня или ладонь) - наиболее распространенное средство защиты. "Руку Фатимы" носят как кулон или брелок. Многие пожилые женщины наносят хной знаки на теле, которые защищают от порчи. У мусульман не принято есть стоя или на ходу, смотреть в лицо человека, занятого едой и пить воду после жирного блюда.

Все, что связано с работой: отношение к труду, основные виды трудовой деятельности, разделение труда, методы и принципы работы (например, премии и стимулы, продвижение по службе и т. д.), также отличает одну культуру от другой. Работа определяется как напряжение или усилие, направленное на производство или свершение чего-то. С этим понятием связано множество различных терминов, таких как «труд», «инструменты», «предприятие», «занятость», «карьера», «профессия», «род занятий», «место работы» и т. д.

В культурах, где определяющую роль играет религия, работа является актом служения Богу и народу и считается моральным долгом каждого члена общества.

Трудовые ресурсы. В 1994 в экономике Туниса было занято 2,8 млн. человек, ок. 77% из них мужчины. Приблизительно 22% трудовых ресурсов было сосредоточено в сельском хозяйстве, 20% – в обрабатывающей промышленности, 29% – в сфере услуг, 14% – в торговле, ресторанном и гостиничном бизнесе и 13% – в сфере строительства. Рост безработицы в 1993 вынудил многих тунисцев искать работу за пределами родины. Многочисленность тунисской диаспоры свидетельствует о неблагоприятной ситуации в области занятости, но в то же время денежные переводы из-за границы составляют важный источник накоплений иностранной валюты. В последнее время правительство поощряло отъезд тунисцев на заработки в Саудовскую Аравию, что было вызвано оттоком рабочей силы из таких стран, как Франция и Ливия.

Социальная структура. Тунис создает впечатление хорошо структурированного общества с преобладанием среднего класса, большая часть крестьянского населения которого занята в натуральном секторе сельского хозяйства. Хотя по конституции 1959 ислам является государственной религией, религиозные соображения не оказывают влияния на государственную политику страны. Жесткий контроль правительства за экономической жизнью Туниса привел к ослаблению некогда всесильного профсоюзного центра страны, Всеобщего тунисского объединения труда (ВТОТ), в рядах которого в 1992 состояло ок. 330 тыс. человек.

 

Отношение к общению

Манера общения тунисцев во многом зависит от их образования и положения в обществе. Чем более высокую ступень социальной лестницы человек занимает, тем более он сходен в поведении с людьми западного мира. У крестьян и разнорабочих значительно сильнее проявляются особенности восточного менталитета. Они поистине «дети природы». Но все же тунисцы, работающие в сфере туризма, ориентированы на более привычную для нас манеру общения.

В высококонтекстуальных культурах арабского мира большая часть информации уже известна человеку и лишь незначительная часть представлена в словах. О многом говорит внешний вид, статус, марка автомобиля, расположение и размещение офиса. Слова же, наоборот, камуфлируют и скрывают истинные намерения говорящего. Например, восточный менеджер никогда не скажет прямо: «Отчет должен быть готов к 17. 00» Вместо этого он будет туманно говорить примерно следующее: «Что-то давно у нас не было проверяющего. А ведь уже конец месяца. Не исключено, что он появиться завтра. От него всего можно ожидать».

Проявление в ходе деловой беседы глубочайшего уважения к старшим по возрасту будет естественным и необходимым в мусульманских культурах. Но представитель западной культуры воспримет это как безнадежную отсталость и тормоз прогресса. Наоборот, информация о высоком уровне образования молодых менеджеров как основное достоинство для западной культуры будет неправильно воспринята на востоке, где обратят внимание на отсутствие опыта.

Невербальные, или неречевые, коммуникации, являясь составляющей коммуникационной системы языка, также специфичны для каждой культуры. Действия, движения человека, размещение предметов в пространстве несут информацию сами по себе, без слов. К невербальным аспектам коммуникаций относится влияние контекста на сказанное или написанное.

В высококонтекстуальной культуре значение сказанного определяется не столько словами, сколько контекстом — жестами, ситуацией, окружением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: