Результаты по тесту НЛО представлены в таблице 1 и в диаграмме 1.
Таблица 1
Результаты исследования направленности в общении
№№ | Баллы | Доминирующий тип направленности в общении |
1 | диалогическая | |
2 | авторитарная | |
3 | диалогическая | |
4 | диалогическая | |
5 | диалогическая | |
6 | альтуистическая | |
7 | диалогическая | |
8 | индефферентная | |
9 | диалогическая | |
10 | индефферентная |
Рис. 1. Анализ результатов исследования по методике НЛО
Итак, по результатам данного исследования видно, что у исследуемых воспитателей выявлены разные типы направленности в общении.
В основном представлено диалогический уровень направленности (60%), являющийся наиболее предпочитаемой формой межличностного взаимодействия, основанной на субъект - субъектных (личностных) отношениях. Ей соответствует позиция признания равенства по правам, а не по возможностям.
В двух случаях выявлен индефферентный тип направленности (20%), 1 авторитарный (10%) и 1 альтруистический (10%).
Результаты по методике общего уровня общительности представлены в таблице 2 и диаграмме 2.
Таблица 2
Результаты исследования уровня общительности по методике В.Ряховского
№№ | Баллы | Общий вывод об уровне общительности |
1 | 16 | заниженный |
2 | 19 | заниженный |
3 | 13 | о/низкий |
4 | 19 | заниженный |
5 | 11 | о/низкий |
6 | 12 | о/низкий |
7 | 19 | заниженный |
8 | 14 | о/низкий |
9 | 22 | средний |
10 | 11 | о/низкий |
Рис. 2. Анализ результатов исследования уровня общительности по методике В. Ряховского
Итак, по результатам данного исследования видно, что у воспитателей в основном наблюдается заниженный и низкий уровень общительности.
Высокий уровень общительности не показал никто (0%), средний –1 человек, заниженный – 4 человека, очень низкий – 5 человек.
Из данных диаграммы 1 видно, что средний уровень общительности воспитателей 10%, высокий уровень – 0%, заниженный – 40% и очень низкий – 50%.
Практические рекомендации
Для повышения уровня развития общительности нами была разработана система занятий (Приложение 3) по формированию коммуникативных и умений педагогов и стилей общения. В основу программы легли работы А.С. Прутченкова и Ф. Бурнарда.
Программа представляет собой разработки занятий на повышение уровня общения, коммуникативных и организаторских умений, стиля общения педагогов.
Система занятий построена из расчета 10 занятий по 2 упражнения по 1,5- 2 часа в неделю по выходным. В группе – 10 человек.
Одно занятие содержит упражнение на развитие общения и эмпатии и упражнение на развитие коммуникативных или организаторских умений.
Заключение
В заключение, проведя теоретические и практические исследования, необходимо сделать следующие выводы:
Проблема человеческого общения и его места в развитии представлений человека о самом себе является одной из актуальнейших в ряду тех, над которыми работает психологическая наука.
Концепции рассматривают общение как самостоятельную категорию, которая имеет свои внутренние закономерности развития и выступает как взаимодействие субъектов; как основа межличностных отношений и условие развития личности; как обмен информацией. Общение разворачивается в условиях наличия коммуникативной потребности, инициативности и активности субъекта. Общение является сложным, многоуровневым и многофункциональным социальным явлением. С позиций современных концепция нами охарактеризованы три взаимосвязанные стороны общения: информационная (коммуникационная), интерактивная и перцептивная.
В общении как в процессе последовательных действий, поведенческих актов (как вербальных, так и невербальных) происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимоотношений, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление и регулирование совместной деятельности. В деловом общении людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.
Коммуникативная деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления.
Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.
В собственно психологическом, узком смысле индивидуальный стиль - «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными. Стили общения прежде всего подразделяются на три общих вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содержанием внешними условиями деятельности»
Проведено эмпирическое исследование общения на примере группы воспитателей ДОУ № 30. Определен общий уровень общительности, тип направленности в общении.
Для педагогов большее значение имеет хорошо развитые коммуникативные навыки, стремление расширять сферу контактов, умение убеждать и добиваться своих целей.
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что педагоги обладают заниженным и низким уровнем общительности.
У педагогов выявлен в основном диалогический уровень направленности (60%), являющийся наиболее предпочитаемой формой межличностного взаимодействия. В двух случаях выявлен индефферентный тип направленности (20%), 1 авторитарный (10%) и 1 альтруистический (10%).
Для повышения уровня развития общительности и стиля общения нами была разработана система. В основу программы легли работы А.С. Прутченкова и Ф. Бурнарда.
Таким образом, гипотеза доказана, цели достигнуты, задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболин Л., Иванова Н. И др. О восприятии и понимании ребенка. - Казань: «Карпос», 1996.-197 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ.-1969.- 314 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Владос.- 1998.- 329 с.
4. Бодалев А.А. К проблеме социальной перцепции. Сб. Экспериментальная и прикладная психология. Л.,1970, 54-58 с.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.-300 с.
6. Буева Г.А. Человек: деятельность и общение М., 1978,132 с.
7. Бэрон Р., Ригардсон Д. Агрессия. - СПб.:Питер, 1998. -170 с.
8. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. – 678 с.
9. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.:Наука.- 1966.-160 с.
10. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.М.,1987, с.123
11. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. - М., 1986.
12. Запорожец А.В. Развитие эмоционально регуляции действий у ребенка//Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси. 1971
13. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. - М.: Педагогика.- 1977.-289 с.
14. Крек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте// Вопросы психологии 1997.-№2.-С.48-60
15. Леонтьев А.Л. Педагогическое общение М., 1979,С. 118
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. 326 с.
17. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоции: Тексты. — М., 1984.-298 с.
18. Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики. - М.:Наука.- 1984.-289 с.
19. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопр. психол. 1961. № 3. С. 117-124.
20. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопр. психол. 1978. № 5. С. 72-78.
21. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
22. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
23. Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995. -130 с.
24. Мудрик А.В. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников. Автореферат канд.дисс.,1970, 25 с.
25. Марцинковкая Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.:Прогресс.- 1997.-117 с.
26. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1974.
27. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1985.
28. Общение и формирование личности школьников/Под ред. А.А.Бодалева, Р.Л.Кричевский, М.,1987. - 250 с.
29. Онишенко Г.И. К проблеме регулятивной функции эмоции в психологии. - Одесса., 1986.
30. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
31. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974.
32. Рейковская Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Наука.- 1979.-198 с.
33. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.-197 с.
34. Рубинштейн С.Л. Общая психология. М.:ИНФРА-Норма.-1999.-560 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989 — Т II — С. 176.
36. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1994. № 6. С. 5-16.
37. Сорокоумова А.Е. Уроки общения в начальной школе. Методическое пособие. - АО «Мэрия», 1994.-89 с.
38. Титаренко Т,М. Такие разные дети. Киев.: Радянска школа.-1989.- 231 с.
39. Эльконин Д.Б. Из научных дневников // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989.
40. Якобсон П.М. Психология чувств. - М.:Педагогика.- 1958.-200 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Текст опросника. «Пожалуйста, в опросном листе укажите свои данные. А сейчас представьте, пожалуйста, что Вам необходимо обсудить с хорошо знакомым человеком важную для Вас обоих проблему. Из предлагаемых вариантов окончания фраз выберите тот, который соответствует Вашим представлениям о том, как будет происходить это общение.
Старайтесь выбирать быстро, помня, что нет «хороших» и «плохих» ответов, - важно, чтобы они отражали Ваше мнение. Отвечать следует строго в порядке предъявления предложений, возвращаться к «ответам» после ознакомления с последующими фразами нельзя.
I. Я обычно начинаю общение...
1 — с улыбкой и искренней доброжелательностью;
2-е высказывания своей точки зрения, своих требований;
3 — когда мне это выгодно;
4 — чем я могу помочь собеседнику;
5 — когда собеседник сделает первый шаг;
6 — как получится.
II. Мне нравится такое общение...
1 — которое мне не мешает;
2 — если оно происходит без противоречий и мне все ясно;
3 — когда чувствуешь, что ты нужен человеку и можешь ему помочь;
4 — в котором я получаю то, что мне надо;
5 — которое приносит мне удовольствие, меня понимают и не возражают;
6 — если каждый высказывает свою мысль и мы открываем что-то новое.
III. Если собеседник перестает меня слушать...
1 — виновата я сама, пытаюсь вернуть его внимание, спрашиваю, чем я могу помочь;
2 — пусть он сам говорит;
3 — продолжаю говорить;
4 — очень важно вместе понять почему;
5 — я обижаюсь и высказываю ему свои возмущения;
6 — значит, он что-то задумывает против меня.
IV. Если в общении назревает конфликт...
1 — то мои действия зависят от силы соперника;
2 — надо твердо стоять на своем;
3 — важно понять его причины и действовать сообща и корректно;
4 — ну и пусть назревает;
5 — обязательно надо его сгладить, перейти на другую тему;
6 — я сама виновата, постараюсь исправить свою оплошность.
V. Если собеседник не отвечает на мой вопрос...
1 — постараюсь понять почему и действую соответственно;
2 — это не важно, не буду приставать; 3-я замолкаю, теряюсь;
4 — я обижаюсь и прекращаю всякое общение с ним;
5 — значит, ему плохо, спросила что-то не так;
6 — значит, я нащупала его слабое место.
VI. Собеседник меня перебивает...
1 — если что-то дельное — пусть;
2 - я выслушиваю его, иногда прошу дать мне возможность досказать его мысль;
3 — делаю замечание один раз, потом обижаюсь;
4 — я замолкаю и слушаю;
5 — значит, у него плохие нервы, надо это учесть;
6 — значит, я долго говорю, а у человека что-то важное,
VII. В конце разговора...
1 — мы смотрим друг на друга, улыбаемся и договариваемся о встрече;
2 - я испытываю удовлетворение, если меня поняли;
3-я сообщаю о том, что беседа была приятной, и делаю выводы про себя;
4 — собеседник должен остаться доволен разговором;
5 — собеседник подводит итоги;
6 —«подбивается» результат.
Бланк фиксации ответов
Ф. И. ребенка___________________________________________
Кто отвечает (нужное подчеркнуть): мать, отец, педагог (указать
Ф. И. О.)_______________________________________________
Группа___________________
№ | Номера ответов | Н |
I | 1 23456 | |
II | 123456 | |
III | 123456 | |
IV | 123456 | |
V | 123456 | |
VI | 123456 | |
VII | 123456 |
Последняя (пустая) графа «Н» испытуемыми не заполняется. С ней работает психолог — он фиксирует букву, соответствующую той или иной направленности. Это соответствие отражено в ключе, с помощью которого определяют, какую из направленностей выбрал обследуемый в каждом из утверждений как наиболее соответствующую его представлениям.
Обработка и интерпретация результатов осуществляется с помощью ключа.
№ | Тип направленности | |||||
Д | А | М | Ал | К | И | |
I | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
II | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
III | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 |
IV | 3 | 2 | 1 | 6 | 5 | 4 |
V | 1 | 4 | 6 | 5 | 3 | 2 |
VI | 2 | 3 | 5 | 6 | 4 | 1 |
VII | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Методика позволяет выявлять следующие типы направленности:
1. Диалогическая (Д) — наиболее предпочитаемая форма межличностного взаимодействия, основанная на субъект-субъектных(личностных) отношениях. Ей соответствует позиция признания равенства по правам, а не по возможностям.
Субъектные отношения основываются на принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагают ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов общения. Как полагает Г. А. Ковалев, «эти отношения представляют собой тот оптимальный психологический фон организации контактов, к которому должны стремиться все люди и который при адекватной внешней репрезентации и внутреннем принятии приводит к подлинному взаимораскрытию, личностному взаимообогащению взаимодействующих на этом уровне людей» [32, с. 49]. Таким образом, общение как диалог разворачивается в условиях адекватного отражения людьми друг друга.
Недиалогическая — форма объект-субъектных и объект-объектных отношений, основанных на позиции «иметь» (по Э. Фромму), рассматриваемой как разновидность потребительской установки (во всем ее многообразии). Для недиалогического типа общения свойственно отсутствие открытого выражения чувств. Различают следующие виды недиалогической направленности в общении:
Авторитарная (А) — позиция признания главенства собственной силы и прав в ущерб партнеру.
Альтруистическая (Ал) — позиция принятия ответственности на себя, но большую значимость имеет другой, который воспринимается слабым и нуждающимся в участии.
Манипулятивная (М) — позиция, отличающаяся сокрытием истинных целей общения и взаимодействия или их маскировкой, что в итоге ведет к потере доверительности между партнерами.
Конформистская (К) — позиция приспособления, подчинения, ухода от ответственности в принятии решений, перекладывание ее на других, что в конечном счете приводит к психическим перегрузкам, состоянию безысходности.
Индифферентная (И) — позиция безразличия по отношению к личности партнера, когда во главу угла ставится дело и игнорируются чувства.
При подсчете ведущий тип направленности в общении определяется на основании наибольшего количества выборов от общего соотношения ответов. Например, при подсчете обнаружилась следующая пропорция: К — 4 выбора; Ал — 2 выбора; М — 1 выбор, следовательно, испытуемый имеет склонность к конформистскому (приспособительному) общению, то есть чаще всего он склонен поддаваться влиянию со стороны собеседника. В целом же можно говорить о присущей ему недиалогичности в общении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика «Определение общего уровня общительности»
Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Оценка ответов: "да" – 2 очка, "иногда" – 1 очко, "нет" – 0 очков.
Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.
Классификатор теста
30-31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
Текст опросника
Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРГОРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Цель: Развитие организаторских и коммуникативных склонностей социальных педагогов, а также эмпатических способностей