Если в позднеиндустриальном обществе роль государства в экономике была довольно велика, то в конце XX столетия на гребне демократической волны возобладало представление о возможности и необходимости рыночного саморегулирования. Этому способствовали сами исторические факты: крах мирового социализма, отход от прогосударственной ориентации в развитых странах в 80-х годах, успешные результаты приватизационного бунта [4, с. 163]. Однако, со временем самовластная рыночная система выявила существенные недостатки в своём функционировании, обнаружили себя так называемые «провалы» рынка, появившиеся в массовых масштабах на практике [2, с. 45]. Эти сбои обусловили необходимость государственного вмешательства в экономику с целью разрешения возникших противоречий. Требовалось найти пути стимулирования экономического роста с учётом включения в социально-экономическую систему важнейших, но не принимавшихся во внимание рыночной экономикой, критериев общественных благ и социального равенства. Так стало очевидным, что реальная экономическая система способна успешно развиваться в условиях централизованного и децентрализованного хозяйствования [17, с. 30] смешанного типа. Но именно в сей данный переходный период и возникает вопрос о реформировании властных отношений в экономике, об отсутствии эффективной власти (её избыток с частной стороны и недостаток со стороны государства) [8, с. 63]. Становится актуальным выяснение количественного и качественного процента участия государства в регулировании экономики. При этом подчёркивается, что последнее не должно быть вмешательством внешних политических сил в экономику, а должно обеспечить создание нового субъекта новых экономических отношений [2, с. 45], новых институтов гражданского общества.
|
|
Обоснуем необходимость государственного регулирования, назвав недостатки рыночной экономики и последствия её функционирования. Основными из последних следует назвать такие, как «неравномерность распределения мировых ресурсов и сложность демографических проблем, а также возрастающая угроза экологических бедствий» [15, с. 36]. Рыночная система породила мировые хозяйственные кризисы и массовую безработицу. В России же в перестроечный период с 1992 по 1998год, вопреки ожиданиям благоприятных последствий от либерализации экономики, внутренний валовой продукт только сократился на 44%, равно как и промышленное производство на 56%. Производство труда во всех приватизационных отраслях упало в 2-3 раза. Государство разом лишилось значительной части предприятий, пополняющих бюджет. Последствия особо ярко проявились в августе 1998 года, когда рухнула вся государственная финансовая система. В данной ситуации не был учтён тот факт, что расширить конкуренцию можно и без массовой приватизации государственных предприятий. К тому же зарплату работникам переставалиплатить именно после перехода предприятий в частную собственность. Большое количество прибыли через дилерские сети уходило за рубеж. При остром дефиците товаров расширялось незаконное их производство [14, с. 15-22].
|
|
Изначальными причинами увеличения масштабов государственного вмешательства в экономику было стремление придать современному обществу гуманный характер, обеспечив равные права всем, и избавить экономику от её хронических трудностей [15, с. 46].
Рыночной экономике свойственен цикличный характер. Поэтому после любого нарушения равновесия начинают действовать механизмы приспособления к новым условиям вплоть до установления нового оптимума. Однако в ходе процесса приспособления могут возникнуть «такие соотношения между ценами и количеством производимых товаров и услуг, что образуется так называемые «чёртов круг», т.е. воспроизводство кризиса. Если в связи с неожиданно сократившимся спросом предприятия начнут меньше производить, введут неполный рабочий день и сократят число занятых, то снизятся доходы и платежеспособный спрос населения. Предприятия будут приспосабливаться к новому сокращенному спросу и еще более экономить на рабочей силе, а это еще более сократит спрос. Из-за недозагрузки производственных мощностей прекратятся новые инвестиции. Процесс сокращения производства ускорится, и будет постепенно охватывать все новые отрасли. Первоначальное сокращение спроса сыграет, таким образом, роль первотолчка в цепной реакции» [17, с. 31].
Одно из слабых мест механизма рыночной экономики — обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости. В относительно слаборазвитых регионах хуже условия заработка и инвестиций. Конкурентоспособные рабочие и служащие, предприниматели и активная молодежь устремляются в городские агломерации. Платежеспособный спрос в этих регионах сокращается, а вместе с ним уменьшается стимул к капиталовложениям, несмотря на низкую цену на землю.
Количественный рост во многих сферах промышленности и строительства связан с безвозвратным расходованием невоспроизводимых ресурсов и растущей нагрузкой на окружающую среду. Целесообразной была бы переориентация хозяйственного развития на качественные показатели. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить такую переориентацию.
Накопление капитала ведёт к его концентрации и слиянию форм деятельности. Таким образом, число крупных компаний, определяющих ситуацию на рынке, сокращается, а их доля в выпуске продукции, инвестициях и занятости возрастает. Поучается, основной двигатель рыночного прогресса – конкуренция подрывает саму себя [17, с. 32-33].
В России особенно ярко проявила себя инфляция и финансовая нестабильность из-за стремления к приближению внутренних цен к мировым. И это свершилось, в то время как рабочая сила – тот же товар, оценивалась по прежним низким ценам. Уровень жизни снизился ещё более [1, с. 105].
Рыночная система допускает нарушения внутренней стабильности. Исходя из этого, старики, больные, инвалиды могут вообще ничего не получать на рынке: рынок не принимает во внимание обеспечение социального равенства. К тому же рынок не занимается производством общественно полезных благ, которые были бы доступны и бесплатны для населения. Это внутренняя и внешняя безопасность, здравоохранение, образование, функционирование центральных, муниципальных управленческих и судебных органов. Только государство в интересах всего населения способно исключить эти блага из сферы рыночных отношений, предоставив их бесплатно обществу за счёт налогов, принудительных сборов, отчислений во внебюджетные фонды.
|
|
Рыночные структуры не принимают во внимание так называемые внешние негативные эффекты предпринимательской деятельности, которые, как правило, не ложатся целиком на один какой-либо объект, а распространяются и на другие. Примером служат нередкие случаи безответственного отношения к окружающей среде, её загрязнение. Связано это с отсутствием принципа материальной ответственности, с необходимостью вмешательства объективных сил – государственных органов для принудительных мер воздействия по оплате возникающих такого рода народнохозяйственных затрат [17, с. 35-40].
Рыночная система не в состоянии функционировать без особых сфер деятельности, обеспечивающих эффективное производство товаров и услуг – без соответствующей инфраструктуры. Этот комплекс является предметом особого внимания со стороны государства, способного организовать хозяйственные процессы в масштабах всей страны. Сюда относятся естественные монополии, крупнейшие корпорации: предприятия транспорта, связи, энергетики, путей сообщения, строительства дорог и каналов. Это также учреждение университетов, поощрение науки и развития научно-технического прогресса, гарантия надёжности национальной валюты, создание денег и выпуск их в обращение. Самостоятельно рыночный механизм не в состоянии обеспечить необходимое единство социальных и экономических систем: отчетности, делопроизводства, сертификации, стандартизации. [18, с. 85-89].
Итак, с выявлением неспособности рынка преодолеть перечисленные противоречия следует обозначить функции государства в процессе их разрешения и установления экономического равновесия.