Использование маркетинга коренным образом меняет концепцию управления на предприятиях аграрно-промышленного комплекса, в том числе и нашей страны. На этих предприятиях основополагающей идеей является не общее управление производством, а управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, базирующееся на разработке, производстве и реализации продукции в соответствии с рыночным спросом. В результате в области определения целей и задач агрофирмы решающими становятся рыночные, а не производственные возможности. Последние жестко увязываются с конкретными требованиями рынка для извлечения от реализации производимой продукции максимальной прибыли. В этих условиях резко возрастает роль маркетинговой службы, специалисты которой должны находиться в начале, а не в конце производственного цикла.
В ЗАО «Агрофирма «Восход» маркетинговую службу возглавляет заместитель директора по маркетингу. В состав службы входят три специалиста (ввиду небольшой номенклатуры и ассортимента действующего предприятия), обученные на деньги фирмы в одном из ВУЗов, специально для работы на сельхозпредприятии уровня агрофирмы. Служба маркетинга предприятия представляет развивающуюся структуру, которая будет усложняться и увеличиваться по мере роста производства, постановки новых целей и задач перед ней.
|
|
Основными задачами службы маркетинга на предприятии являются:
o Комплексное изучение рынков и перспектив их развития;
o Выявление неудовлетворенных потребностей в товарах;
o Приспособление производства к требованиям потребителей;
o Изучение конкурентов, стратегии и тактики их воздействия на покупателей (рекламы, ценовой политики, других методов конкурентной борьбы) и принятие соответствующих мер по устранению негативных для фирмы факторов деятельности;
o Формирование спроса и стимулирование сбыта, планирование и осуществление сбытовых операций, обеспечение условий для устойчивой реализации продукции фирмы;
o Рыночная ориентация производства, научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.
Деятельность маркетинговой службы агрофирмы сочетает в себе комплексные работы экономического, финансового, технико-производственного, сбытого и исследовательского характера, что определяет высокие требования к уровню теоретической и практической подготовки персонала маркетинговой службы. Руководитель службы маркетинга агрофирмы и ее сотрудники согласно должностным инструкциям, разработанным на предприятии должны: выбирать выгодные рынки, формы и методы работы на них, анализировать текущую рыночную ситуацию, ориентируя производство на потребности рынка; разрабатывать рекомендации о выпуске новой продукции и прогнозы развития рынка; разрабатывать и реализовывать стратегию и тактику маркетинга; разрабатывать маркетинговые программы и обеспечивать их реализацию; рекомендовать основные требования к продукции, ее ассортименту; разрабатывать и реализовывать товарную, инновационную, ценовую, сбытовую, рекламную политику агрофирмы.
|
|
Кроме того, служба маркетинга выполняет посреднические функции между всеми структурными подразделениями фирмы, оказывая влияние на реализацию жизнеобеспечения предприятия, отслеживает состояние внешней среды, обращая внимание на деятельность конкурентов.
Оплата труда в агрофирме на сегодняшний день соответствует средней зарплате в отрасли и регионе и составляет около 6 тысяч рублей в месяц, причем стимулирование дополнительной части оплаты труда производится для работников маркетинговой службы в зависимости от объема продаж фирмой своей продукции как сырья и полуфабрикатов, так и готовой продукции через сбытовую сеть.[16]
Необходимый объем финансирования и источники покрытия
Как уже упоминалось в работе основные привлеченные средства должны быть использованы агрофирмой для приобретения, установки и наладки нового оборудования для производства мясных консервов из собственного сырья. В то же время затраты на маркетинговую программу продвижения нового продукта будут занимать до 7% от чистой прибыли предприятия, получаемой от реализации продукции на сегодняшний день или около 28 тысяч рублей в месяц (включая зарплату сотрудников маркетинговой службы). Затраты на реализацию маркетинговой программы и ее доля в общих затратах агрофирмы приводится в таблице 4.2.
Табл. 4.2.
Смета затрат на маркетинг
№№ п/п | Показатель | Тыс.руб. | Процент |
1 | Планируемая годовая выручка от реализации | 6 624 | 100% |
2. | Затраты на маркетинг | 464 | 7% |
3 | Затраты на производство (строка 1 – строка 2) | 6160 | |
4 | Реклама | 9 | 0,2% |
5 | Организация сбыта | 2,8 | 0,6% |
6 | Другие затраты на продвижение | 3,5 | 0,8% |
7 | Затраты на распределение, обслуживание потребителей | 8 | 1.8% |
8 | Упаковка | 13 | 3% |
9 | Зарплата сотрудников и руководителей маркетинговой службы (входит в произв.затр) | 336 | |
10 | Стоимость информации | 2,8 | 0,6% |
11 | Суммарные маркетинговые затраты (сумма строк 4-10) | 800 | |
12 | Чистый доход | 5824 |
Таким образом, агрофирма покрывает затраты на маркетинг из собственной прибыли еще до внедрение на рынок нового товара, а в последствии возможно увеличение суммарных затрат на маркетинговые программы в виду увеличения прибыли за счет внедрения новых видов ассортиментной продукции.
Выводы и предложения
По нашему мнению ЗАО «Агрофирма «Восход» находится на правильном пути развития и подходит к этапу, который специалисты оценивают как зрелость фирмы. Такому этапу соответствуют следующие показатели:
o Переход от адаптации к рынку к целенаправленному изменению рынка
o Разработка долгосрочных целей и стратегий
o Создание управленческой команды
o Совершенствование организационной структуры по мере развития новых форм бизнеса
o Привлечение инвестиций
o Оказание помощи постоянным партнерам и контрагентам в области маркетинга.
Наши предложения сводятся к следующим:
o Необходимо развивать товарный ассортимент, не ограничиваясь внедрением одного вида консервов;
o Агрофирме следует опираться на более современные технологии сельхозпроизводства во всех отраслях собственного хозяйства;
o Руководству агрофирмы необходимо пересмотреть основные показатели деятельности маркетинговой службы предприятия и критерии оценки его деятельности вместе с созданием новой системы стимулирования персонала.
|
|