Раздел 3. Экономическое сотрудничество Анголы с СССР

 

На первом съезде Народного движения за освобождение Анголы были определены перспективы дальнейшего революционного развития страны. Ангола выбрала путь социализма. Съезд народной ангольской Республики принял «Основные направления экономического и социального развития». Был взят курс на развитие государственного сектора экономики, восстановление уровня производства 1973 года, улучшения условий жизни народа, подготовку национальных кадров.

В 1978-80 гг. был взят курс на ускорение восстановления экономики. Была установлена государственная собственность на все природные ресурсы, о вкладе иностранного капитала в развитие экономики, о заработной плате и труде. 1-й съезд МПЛА принял решение о преобразовании Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА) в МПЛА – Партию труда.

В сентябре 1979 года скончался первый президент Анголы Анто́ниу Агошти́нью Не́ту. Председателем партии был избран Жозе Эдуарду душ Сантуш. Под его руководством продолжали последовательно претворяться в жизнь намеченные партией задачи по демократизации общественной жизни в Анголе. В конце 1980 года были проведены выборы в органы народной власти. Революционный совет сложил с себя полномочия высшего законодательного органа страны.

Успехи Анголы в строительстве нового строя были бы значительными, если бы не агрессия ЮАР, при поддержке УНИТА. В этих условиях многие задачи поставленные 1 съездом МПЛА партии труда оказались, невыполненными. Ангольский народ оказывал решительное сопротивление широкомасштабным вторжениям ЮАР в 1981, 1985, 1987 годах, а также попыткам УНИТА приходу к власти. В декабре 1980 г был созван первый чрезвычайный съезд МПЛА ПТ. Съезд рассмотрел сложившуюся ситуацию в народном хозяйстве, рассмотрел итоги развития страны за 1978-80 гг. На съезде были приняты «Основные направления экономического и социального развития НРА на 1981-85 годы».

Внешнеэкономические связи СССР с Анголой начали развиваться со второй половины 70-х годов. Этому способствовали в решающей степени также договорно-правовые акты, как Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Анголой от 8 октября 1976 года и советско-ангольское торговое соглашение от 26 мая этого же года. Статья 8 договора гласит: «Придавая большое значение экономическому, техническому и научному сотрудничеству между ними. Высокие Договаривающиеся стороны будут и дальше расширять и углублять такое сотрудничество и обмен опытом в промышленности, транспорте, земледелии, животноводстве, рыболовстве, эксплуатации природных ресурсов, развитии энергетики, связи, коммуникаций, в подготовке национальных кадров, а также в других областях экономики. Стороны также будут расширять торговлю и мореплавание между ними на основе принципов равенства, взаимной выгоды и наибольшего благоприятствования. В торговом соглашении также отмечено положение о взаимном предоставлении наибольшего благоприятствования, с некоторыми изъятиями из него в пользу приграничной торговли и преимуществ, которые Ангола представила развивающимся государством. Цены на поставляемые товары в рамках торгового соглашения будут устанавливаться по ценам основных мировых товарных рынков, а платежи, связанные с товарооборотом, будут производиться в любой свободно конвертируемой валюте.

Одновременно в 1982 г подписана Программа экономического, технического сотрудничества и торговли на 1981-1985 гг. и на перспективу 1990 года, положившая начало новому этапу в развитии советско-ангольских отношений. В ней выражено стремление сторон вести курс на устойчивое развитие торговли, продолжать практику заключения долгосрочных контрактов и соглашений по отдельным товарам и направлениям сотрудничества, добиваться увеличения объема и расширения номенклатуры взаимопоставляемых товаров, принимать меры к совершенствованию техобслуживания экспортируемых из СССР машин и оборудования. Большую роль в развитии и укреплении сотрудничества играет созданная в 1977 году Межправительственная советско-ангольская комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству и торговле.

Ангола к этому времени представляла слаборазвитое в экономическом отношении государство. Около 80 % населения связано с сельхозпроизводством, которое до провозглашения республики делилось на два сектора: натуральное хозяйство крестьян – африканцев и крупные плантации и фермы, принадлежавшие в основном европейцам. Иностранный капитал занимал ключевые позиции в плантационном хозяйстве и горнодобывающей промышленности, являющихся основными отраслями экономики Анголы.

На экспорт производился: кофе, сизаль, кукуруза, хлопок, сахарный тростник, рис. Для местного потребления выращивался фасоль, сорго, бананы. Животноводство развито слабо, в основном в южных районах(крупного рогатого скота – 3 млн. голов, овец – 0,2 млн., коз – 2,1 млн., свиней 0,3 млн.)

С того времени, когда правительство удалось отделить городской рынок, подпитываемой нефтяной рентой, от местных производителей, государство не обращало никакого внимания на деревню, страждущую от войны и поборов, производимых обоими враждующими лагерями. Слово «голод», которое не старались употреблять до сих пор официальные круги появилось в 1985 году в предостережении FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций). В процессе широкой компании самокритики, спровоцированной советской перестройкой, ангольское правительство признало серьезность ситуации, которая в начале 1987 года указал на сообщение ЮНИСЕФ, в предыдущем году гибели многих десятков тысяч детей от голода. Например, анголец живет в среднем 38 лет! Это не нонсенс, а закономерность. Ведь после получения независимости перед народами встал вопрос, а что делать с этой независимостью? Теоретики расового превосходства начинают обвинять чернокожих братьев в неумении вести нормальную жизнь в свободной(для них) в стране, что без «белой расы Африка ничто»! Но, что пережил африканский континент после тотального освобождения от колониального ига. Это постоянные межплеменные и межэтнические войны, отсутствие национальных кадров, нет технической базы. А что оставили страны-метрополии после ухода. Горделивая Европа рассудила так: хотите независимость - получайте… со всеми вытекающими последствиями. Так что в этом плане СССР оказывал не только военную, но и техническую, кадровую и другую помощь. А ведь проблем в СССР и у себя хватало! Страна, пережившая гражданскую, первую мировую, разрушительную Великую Отечественную войны!!!

Солидная договорно-правовая основа экономических связей оказала непосредственное влияние на развитие советско-ангольской торговли и других форм экономического сотрудничества. В течение 1976-1986 гг товарооборот между странами возрос с 19, 7 млн. до 158, 2 млн. руб., т.е. более чем в 8 раз, в том числе экспорт в 29,8 раза при сокращении импорта почти в 4,4 раза.

В экспорте Анголу в 1986 году 72%, 111,5 млн.руб. приходилось на машины, оборудование и транспортные средства, в том числе 39% на грузовые автомобили, 44,5% - авиационную технику, было поставлено 832 легковых автомобилей на 3,4 млн руб. - 14,2%, экспорт рыбы составили 105 млн. тонн, 2,4 млн. банок молочных консервов на 442 млн. руб. В отдельные годы в Анголу были поставлены суда, судовое оборудование, сельхозмашины и оборудование.

Широкое развитие получило сотрудничество в технико-экономическом сотрудничестве, рыбного и сельского хозяйства, строительстве, транспорте, нефтяной промышленности.

В учебных заведениях Анголы с помощью советских специалистов было подготовлено более трех тысяч квалифицированных рабочих и специалистов.

В Москве 26 фев. 1999 г. было подписано соглашение между правительствами РФ и РА о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам, однако оно пока не вступило в силу, т.к. должно пройти ратификацию в Национальном ассамблее.

Ангольским законодательством установлены следующие типы виз: въездные, выездные, въездные-выездные и транзитные. По категориям они подразделяются на дипломатические, официальные (служебные) и консульские. Консульские визы в свою очередь различаются по целям поездки: транзитные, с коротким сроком пребывания, обыкновенные, рабочие и для постоянного жительства. По кратности они подразделяются на однократные, двукратные, трехкратные и многократные.

Многократные визы имеют право выдавать Департамент консульских и юридических вопросов МИД Анголы и Национальное управление эмиграции и границ (ДНЕФА) МВД РА. В исключительных случаях многократные визы могут быть выданы дипломатическими или консульскими учреждениями Анголы за рубежом для владельцев дипломатических и служебных паспортов, но только по указанию МИД Анголы и после уведомления ДНЕФА. Во всех остальных случаях многократные визы выдаются вышеупомянутыми ведомствами только в Луанде.

Многократные визы выдаются ДНЕФА МВД после обращения заинтересованной организации или частного лица с мотивированной просьбой. Как правило, такие визы выдаются иностранным журналистам, аккредитованным в нескольких странах региона, представителям и работникам иностранных неправительственных организаций, культурным и религиозным миссиям, предпринимателям, рабочим и служащим действующих в Анголе иностранных экономических структур. Предоставление многократных виз иностранным предпринимателям, представителям инофирм всячески тормозится. Как правило, в паспортах этой категории лиц ставится рабочая виза, не дающая права на многократное пересечение границы, и обязывающая всякий раз, когда возникает необходимость выезда/въезда, получать соответствующее разрешение в ДНЕФА, без которого пограничники не выпускают из страны. Это объясняется необходимостью более жесткого контроля в отношении иностранцев, занимающихся в Анголе экономической деятельностью. Многократные визы по срокам действия подразделяются на визы сроком в 180 дней и на один год.

В Анголе существуют три типа вида на жительство: временное, тип «А» и тип «Б». Временное выдается на 1 год и продлевается ежегодно до 5 лет пребывания в стране. Вид на жительство – тип «А» – выдается иностранцам, прожившим в стране 5 лет подряд, сроком действия на 2 года и продлевается на аналогичные промежутки времени. Вид на жительство – тип «Б» – выдается иностранцам, прожившим в стране свыше 15 лет подряд и является пожизненным.

Вид на жительство может быть аннулирован, если иностранец в течение года находится на ангольской территории менее 6 месяцев подряд или в сумме, не выполнял требований для проживания (несвоевременная регистрация въезда-выезда и пр.), не осуществлял какой-либо, соответствующим образом подтвержденной, полезной деятельности, посягал на внутренний порядок и безопасность в Анголе.

Вид на жительство является в Анголе документом идентифицирующим личность иностранца и подтверждающим законность его пребывания на национальной территории. Хотя его наличие освобождает иностранца от необходимости предъявлять на ангольской границе въездную визу, этот документ не является разрешением на многократное пересечение границы. Каждый раз, когда возникает необходимость выезда, иностранный гражданин обязан получать в ДНЕФА разрешение на выезд из страны, а по приезде вновь проходить процедуру регистрации. В противном случае ангольские пограничники не разрешат ему выехать из страны.

Предоставление многократной визы в МИД Анголы осуществляется бесплатно. В ДНЕФА получение вида на жительство и (или) оформление многократной визы обходится официально в 200 долл., однако заинтересованное лица обязано внести на счет ДНЕФА в Национальном банке Анголы сумму, равную стоимости авиабилета до страны происхождения на предмет возможной депортации. Для российских граждан сумма залога составляет 1800 долл. При добровольном выезде из страны эта сумма должна возвращаться иностранцу, однако ее возврат обставлен выполнением в сжатые сроки такого количества формальностей, что делает получение этих средств весьма маловероятным.

Многократные визы россиянам, владельцам общегражданских загранпаспортов, как всем остальным иностранцам, выдаются весьма ограниченно и по срокам от 3 месяцев до года, требуют предоставления многочисленных документов, обосновывающих такую необходимость. С янв. 1999 г. к таким документам стали относиться справки о консульской регистрации и об отсутствии судимости. В ДНЕФА существует ежегодно устанавливаемый лимит на выдачу иностранцам многократных виз и список структур, представителям которых они выдаются. На 1999 г. установлен лимит 450-500 виз. Многократные визы подписываются только начальником ДНЕФА и его заместителями.

ангола освободительный советский сотрудничество


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: