Основными мотивами поступления в вуз являются: желание находится в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности.
Для определения мотива обучения в вузе мы воспользовались методикой Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получения диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Данная методика имеет высокую валидность и надежность.
В курсовой работе приводится текст методики, алгоритм обработки данных, краткая инструкция по их интерпретации (См. приложение 1).
Результаты исследования по данной методике представлены в Таблице 1 и круговых диаграммах 1, 2, 3.
|
|
Таблица 1
Мотив | Мотив №1 «Приобретение знаний» | Мотив №2 «Овладение профессией» | Мотив №3 «Получение диплома» |
Количество испытуемых | 14 | 5 | 23 |
Из таблицы видно, какое количество первокурсников из общего числа испытуемых выбрали тот или иной мотив.
Диаграмма 1
Мы видим, что 55% испытуемых выбрали Мотив №3 («получение диплома»). Что может свидетельствовать о неадекватном выборе студентом вуза, профессии.
Рассмотрим, как отличается выбор мотива у девушек и юношей.
Диаграмма 2
Из диаграммы 2 видно, что большой процент девушек выбирают мотив №1 «приобретение знаний». Так сложилось, что девушки более честолюбивы и с большей ответственностью относятся к выбору профессии и вуза.
Диаграмма 3
Из диаграммы 3 мы видим, что 78% юношей выбирают Мотив №3 «получение диплома». Это свидетельствует о том, что для юношей основным мотивом поступления в вуз является социальные мотивы (отсрочка от армии, семейные традиции). Также мы наблюдаем, что у юношей отсутствует мотив №2 «овладение профессией». Вероятно, что отсутствие данного мотива является следствием современной проблемы трудоустройства. Многие молодые люди, получив диплом о высшем образовании, не могут устроиться на работу по выбранной профессии.
Вывод: Результатыисследования по методике «Мотивация обучения в вузе» показали, что на первом – стартовом – этапе перехода абитуриента к студенческим формам жизни и обучения ведущую роль играет мотив «получение диплома», на втором месте – мотив «овладения профессией», а на третьем месте - мотив «приобретение знаний».
|
|
Для изучения мотивов учебной деятельности студентов мы воспользовались методикой «Изучение мотивов учебной деятельности студентов». Методика предложена А.А. Реаном и В.А Якуниным. Имеются два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и заложены в инструкциях. В исследовании мы использовали Вариант 2. Данная методика дает возможность определить наиболее значимые мотивы учебной деятельности, из 16 предложенных.
Каждый мотив оценивается по 7-балльной шкале. Для группы подсчитывается среднее арифметическое значение для каждого мотива. Это дает возможность узнать о достоверности выявленных различий в частоте предпочтения группой того или иного мотива. Также проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности студента, по всей выборке определяется частота того или иного мотива.
Результаты исследования представлены в таблице 2 и столбиковых диаграммах 4 и 5. А также индивидуальные протоколы (См приложение 5)
Таблица 2
Испытуемые | Номер мотива по списку | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
42 студента 1 курса МОУ ВПО МИЖ | 6,5 | 6,6 | 6,4 | 6 | 4,6 | 6,3 | 5,2 | 5,9 | 6,2 | 6,4 | 5,3 | 5,2 | 4,8 | 5,7 | 5,2 | 6 |