Исходные данные:
Номинальный диаметр сопряжения d=60 мм;
Длина сопряжения l=40 мм;
Угловая скорость вращения n=1000 об/мин;
Нагрузка на опору R=2 Кн;
Марка смазочного масла: индустриальное 30
Шероховатость поверхности втулки RzD=3,2 мкм; вала Rzd=1,6 мкм
Материал втулки – чугун, вала – сталь 30.
6.1 Рассчитываем угловую скорость:
(6.1),
где n – угловая скорость вращения
[рад/с]
6.2 Определяем среднее удельное давление:
(6.2),
где R – нагрузка на опору
[Н/м2]
6.3 Устанавливаем допустимую минимальную толщину маслянистого слоя – h:
(6.3),
где RzD и Rzd – соответственно шероховатость втулки и вала.
[мм]
6.4 В соответствии с заданием определяем вязкость масла [1,табл. 1.3]:
[Па·с]
(6.4),
где tп=500С – температура нагрева подшипника в масле
[Па·с]
6.5 Определяем функциональный комплекс:
(6.5)
6.6 По графику [1, рис. 1.1] определяем относительные эксцентриситеты:
и
6.7 Рассчитываем минимальный допустимый зазор:
|
|
(6.6),
где - относительный эксцентриситет при Smin.
[м]
(6.7)
[м],
где вычисляется по таблице [1, табл. 1.6] в зависимости от эксцентриситета и отношения l/d.
6.8 Определяем температурное изменение зазора:
(6.8),
Где a1 и a2 – соответственно коэффициент линейного расширения материала вала и втулки
[м]
6.9 Рассчитываем минимальный действующий зазор:
(6.9)
[м]
6.10 Рассчитываем максимальный допустимый зазор:
(6.10),
Где - относительный эксцентриситет при Smax.
[м]
6.11 Рассчитываем максимальный действующий зазор:
(6.11)
[м]
[мм] и [мм]
По таблицам ГОСТ 25347 – 82 [3] выбираем предельные зазоры:
Для [мкм] и [мкм] выбираем посадку в системе отверстия H8/h7.
Строим выбранную посадку: