Методы принятия управленческих решений

Практическое использование технологий принятия

Управленческих решений

Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой (субъектом управления). На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации важнейших событий, их описания и оценки, факторного анализа, аналогии, моделирования.

Все методы принятия управленческих решений можно разделить на основные  группы: коллективные, эвристические и количественные.

а) коллективные методы обсуждения и принятия решений.

Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители.

Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т. п.

Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" – это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

б) Эвристические методы принятия решения.

Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта.

В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.

Эвристические методы основаны на логике, здравом смысле и опыте, при которых выявляется новая существенная информация. Они используют метод Сократа — извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов. Методы применяются при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов РУР. Основу эвристических методов составляет метод индукции, т.е. переход от частного к общему. При этом проблема разделяется на несколько относительно простых подпроблем. Для каждой подпроблемы формируются набор задач и набор соответствующих решений. Считается, что при успешном выполнении всех решений проблема будет разрешена в целом. Данные методы  практически целиком относятся к искусству в управленческой деятельности..Эти методы эффективны, если руководитель смог так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы являются типовыми (штатными) для конкретной компании и имеется типовая методика их реализации.

в) Количественные методы принятия решений.

В их основе лежит научно–практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки (с помощью компьютер) больших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

- линейное моделирование - используются линейные зависимости;

    -динамическое программирование – позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач вероятностные и статистические модели – реализуются в методах теории массового обслуживания;

- теорию игр – моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;

 - имитационные модели – позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

На этапе организации выполнения решения приоритетная роль переходит к сопоставлению плана реализации, которым предусматривается система действий, необходимых для выполнения принятого решения и успешного продвижения к поставленной цели. Здесь наряду с методами прямого воздействия, такими, как приказ, распоряжение и т.п., применяются и косвенные методы управленческой деятельности - материальное и моральное стимулирование, разъяснение сущности принятых решений, формирование социально-психологической готовности работников к их активной реализации.

Для успешного выполнения принятых решений важное значение имеет этап контроля, который также предусматривает использование нескольких специфических методов. К ним, в частности, относятся диагностический метод, позволяющий четко представить ход выполнения решения, корректирующий метод, дающий возможность на основе полученного диагноза вносить уточнения и изменения в деятельность по обеспечению реальной выполнимости принятого управленческого решения.

 

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИНЯТИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ

КАФЕ-БАРА «СЕВЕР»

2.1.Характеристика кафе-бара «Север» Кафе-бар «Север» был учрежден в 2005году.  Юридический адрес: Россия, г. Ханты-Мансийск, ул.Кирова, 13.  
 

 



Рис.2. Организационная структура

     Обязанности сотрудников кафе-бара «Север»:

     Главный бухгалтер: осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     1. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику.

      2. Возглавляет работу по: подготовке и принятию рабочего плана счетов форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций.

     3. организует: учет имущества обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

     4. обеспечивает: законность своевременность и правильность оформления документов; расчеты по заработной плате; правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты.

     Администратор зала: обеспечивает работу по эффективному и культурному обслуживанию посетителей ресторана, созданию для них комфортных условий.

     1. Руководит работой официантов, барменов, гардеробщиков, мойщиков посуды.

     2. Встречает гостей и помогает им в выборе места, поручая дальнейшее обслуживание официантам.

     3. Несет материальную ответственность за товарно-материальные ценности, полученные под отчет.

     4. Осуществляет контроль за рациональным оформлением зала, барных стоек.

     5. Принимает меры к предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций.

      Директор ресторана: руководит работой кафе-бара; занимается кадровой работой; оформляет документы, необходимые для осуществления деятельности по оказанию услуг общественного питания; осуществляет организацию, планирование и координацию деятельности ресторана; изучает спрос потребителей на продукцию ресторана; составляет меню вместе с зав. производством, бухгалтером-калькулятором.

     Бухгалтер: участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов; осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета; производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты

     Участвует: в проведении инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств.

     Старший кассир: осуществляет прием, хранение и сдачу денежных средств; ведет кассовые операции, составляет кассовый отчет, несет материальную ответственность за вверенные ему материальные ценности

     Официант - бармен должен знать: порядок работы кафе-бара; правила розничной торговли; приемы и методы обслуживания посетителей; правила сервировки стола; правила подачи блюд и напитков.

     Маркетолог: занимается рекламой, маркетингом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: