Проблема аффектов в античной психологии

Концепция аффектов у Аристотеля. Чувства со-

провождают любую деятельность и являются ее источни-

ком. При этом чувства удовольствия и неудовольствия

являются показателем нормального развития либо задержки

развития душевных и телесных функций. Аффект опреде-

ляется как страдательное состояние, вызванное в человеке

каким-либо воздействием и сопровождаемое телесными из-

менениями, при этом сами аффекты не являются ни злом, ни

добродетелью, а характеризуют лишь манеру поведения.

Типичными аффектами являются влечения, гнев, страх, т. е.

все то, чему сопутствует удовольствие или страдание.

Концепция аффектов у стоиков. Школа стоиков воз-

никла в IV в. до н. э. и получила свое название по имени

того места в Афинах (стоя - портик храма), где ее осно-

ватель Зенон (не смешивать с софистом Зеноном) пропо-

ведовал свое учение.

Аффекты понимаются как чрезмерные неразумные и

противоестественные движения души человека, связанные

с неправильными представлениями о вещах. Существуют

26 разновидностей аффектов. Основными являются разно-

видности аффектов удовольствия и неудовольствия, кото-

рые стоики считали ложными суждениями о настоящем, и

человеческие желания и страхи, определяемые ими как

ложные суждения о будущем. Только разум, свободный от

любых эмоциональных потрясений, способен правильно

руководить поведением. Стоики изучали процесс протека-

ния аффекта, и ими было выделено три стадии нарастания

аффектов:

1) первая стадия включает в себя нарастание физиоло-

гических изменений под влиянием внешних воздействий.

Чувственное познание отделено от рационального.

Чувственное познание, отражая материальный мир, дает

человеку лишь вторичное, несущественное знание, так

как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир

вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и

незнанием и является низшим видом знания. Поэтому

истинным может быть только то познание, которое про-

никает в саму суть, в мир идей.

мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила

характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависи-

мость от задач, создающих препятствие в ее привычном

течении. Именно с такими задачами ставились вопросы,

вынуждая собеседника обратиться к работе собственного

ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что

познание изначально социально, и детерминирующая

тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX в. основой

экспериментальной психологии мышления. 2) на второй стадии происходит непроизвольное появ-

ление мнения о ситуации и нужной реакции;

3) третья стадия характеризуется вмешательством

разума, которое может привести как к избеганию аффекта

(при правильной ценностной оценке происходящего), так

и к впаданию в сам аффект, т. е. именно разум ответствен

за возникновение аффекта.

Практическая методика борьбы с аффектами включает

в себя способность не давать аффектам внешнего выра-

жения, а также не преувеличивать их воображением и от-

влечься на воспоминания другого рода.

образ в соединении с временной характеристикой;

высшая память - процесс воспоминания путем установ-

ления каких-либо отношений настоящего с искомым про-

шлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, кото-

рое является энергией чувственного органа без соответ-

ствующего воздействия извне.

5. Мышление как составление суждений, протекает в по-

нятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, кото-

рое не исследует и не утверждает, это мнение или

предположение; и мышление высшее, которое познает

основы вещей и может быть рассуждающим (логиче-

ским), интуитивным, через которое можно находить по-

сылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим

видом мышления. 9.

Гиппократ (родился ок. 460 - умер ок. 377 до н. э.)

был знаменитым древнегреческим медиком. Главной

причиной различий между здоровым и больным челове-

ком Гиппократ считал пропорции, в которых находятся

в организме различные соки(кровь, желчь, слизь); эти

пропорции он называл темпераментами. Им была разра-

ботана первая теория темпераментов, содержащая в себе

четыре типа темперамента, названия которых сохрани-

лись до наших дней: сангвинический, в котором преобла-

дает кровь; холерический, основой которого является

желтая желчь; меланхолический, где преобладает черная

желчь; и флегматический с преобладанием слизи. Теория

темпераментов Гиппократа имеет большое историческое

значение, так как, во-первых, бесчисленные различия

между людьми группировались по нескольким общим

признакам поведения и тем самым закладывались начала

научной типологии, лежащие в основе современных уче-

ний об индивидуальных различиях между людьми, и, во-

вторых, источник и причину различий Гиппократ искал

внутри организма, а не опирался на божественные прови-

дения, т. е. душевные качества ставились в зависимость

от телесных.

Гален (II в. до н. э.), римский врач, развивал учение

Гиппократа о темпераментах. Он выделил 13 темпера-

ментов, из которых лишь один признавал нормальным.

Также он утверждал, что первичными при аффектах являют-

ся изменения в организме (кипение крови), а субъектив-

ные, душевные переживания (например, гнев) вторичны.

Гален с помощью проводимых опытов по перерезанию

нервов описал зависимость жизнедеятельности целост-

Направления развития

Античной психологии

В трудах древнегреческих мыслителей, направленных

на объяснение генезиса и структуры души, можно обна-

ружить три основных направления.

Первое направление объясняло психику, исходя из

законов движения и развития материального мира, из

идеи об определяющей зависимости душевных проявле-

ний от общего строя вещей, их физической природы, из

осмысления произвольности жизни души от физического

мира и их внутреннего родства.

Второе направление, созданное Аристотелем,

ориентировалось преимущественно на живую природу;

исходной точкой для него служило отличие свойств

органических тел от неорганических. Поскольку психи-

ка является формой жизни, выдвижение на передний

план психобиологической проблемы было крупным

шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не

обитающую в теле душу, имеющую пространственные

параметры и способную (по мнению как материалистов,

так и идеалистов) покидать организм, с которым она

внешне связана, а способ организации поведения жи-

вых систем.

Третье направление ставило душевную деятель-

ность индивида в зависимость от форм, которые созда-

ются не природой, а человеческой культурой, а именно от

понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, дей-

ствительно играющие огромную роль в структуре и дина-

мике психических процессов, были, однако, начиная от

пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального

мира, от реальной истории культуры и общества и пред-

11. Этапы развития психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: