Концепция аффектов у Аристотеля. Чувства со-
провождают любую деятельность и являются ее источни-
ком. При этом чувства удовольствия и неудовольствия
являются показателем нормального развития либо задержки
развития душевных и телесных функций. Аффект опреде-
ляется как страдательное состояние, вызванное в человеке
каким-либо воздействием и сопровождаемое телесными из-
менениями, при этом сами аффекты не являются ни злом, ни
добродетелью, а характеризуют лишь манеру поведения.
Типичными аффектами являются влечения, гнев, страх, т. е.
все то, чему сопутствует удовольствие или страдание.
Концепция аффектов у стоиков. Школа стоиков воз-
никла в IV в. до н. э. и получила свое название по имени
того места в Афинах (стоя - портик храма), где ее осно-
ватель Зенон (не смешивать с софистом Зеноном) пропо-
ведовал свое учение.
Аффекты понимаются как чрезмерные неразумные и
противоестественные движения души человека, связанные
с неправильными представлениями о вещах. Существуют
|
|
26 разновидностей аффектов. Основными являются разно-
видности аффектов удовольствия и неудовольствия, кото-
рые стоики считали ложными суждениями о настоящем, и
человеческие желания и страхи, определяемые ими как
ложные суждения о будущем. Только разум, свободный от
любых эмоциональных потрясений, способен правильно
руководить поведением. Стоики изучали процесс протека-
ния аффекта, и ими было выделено три стадии нарастания
аффектов:
1) первая стадия включает в себя нарастание физиоло-
гических изменений под влиянием внешних воздействий.
Чувственное познание отделено от рационального.
Чувственное познание, отражая материальный мир, дает
человеку лишь вторичное, несущественное знание, так
как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир
вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и
незнанием и является низшим видом знания. Поэтому
истинным может быть только то познание, которое про-
никает в саму суть, в мир идей.
мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила
характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависи-
мость от задач, создающих препятствие в ее привычном
течении. Именно с такими задачами ставились вопросы,
вынуждая собеседника обратиться к работе собственного
ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что
познание изначально социально, и детерминирующая
тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX в. основой
экспериментальной психологии мышления. 2) на второй стадии происходит непроизвольное появ-
ление мнения о ситуации и нужной реакции;
3) третья стадия характеризуется вмешательством
|
|
разума, которое может привести как к избеганию аффекта
(при правильной ценностной оценке происходящего), так
и к впаданию в сам аффект, т. е. именно разум ответствен
за возникновение аффекта.
Практическая методика борьбы с аффектами включает
в себя способность не давать аффектам внешнего выра-
жения, а также не преувеличивать их воображением и от-
влечься на воспоминания другого рода.
образ в соединении с временной характеристикой;
высшая память - процесс воспоминания путем установ-
ления каких-либо отношений настоящего с искомым про-
шлым, т. е. через ассоциации.
4. Воображение - образование представления, кото-
рое является энергией чувственного органа без соответ-
ствующего воздействия извне.
5. Мышление как составление суждений, протекает в по-
нятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, кото-
рое не исследует и не утверждает, это мнение или
предположение; и мышление высшее, которое познает
основы вещей и может быть рассуждающим (логиче-
ским), интуитивным, через которое можно находить по-
сылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим
видом мышления. 9.
Гиппократ (родился ок. 460 - умер ок. 377 до н. э.)
был знаменитым древнегреческим медиком. Главной
причиной различий между здоровым и больным челове-
ком Гиппократ считал пропорции, в которых находятся
в организме различные соки(кровь, желчь, слизь); эти
пропорции он называл темпераментами. Им была разра-
ботана первая теория темпераментов, содержащая в себе
четыре типа темперамента, названия которых сохрани-
лись до наших дней: сангвинический, в котором преобла-
дает кровь; холерический, основой которого является
желтая желчь; меланхолический, где преобладает черная
желчь; и флегматический с преобладанием слизи. Теория
темпераментов Гиппократа имеет большое историческое
значение, так как, во-первых, бесчисленные различия
между людьми группировались по нескольким общим
признакам поведения и тем самым закладывались начала
научной типологии, лежащие в основе современных уче-
ний об индивидуальных различиях между людьми, и, во-
вторых, источник и причину различий Гиппократ искал
внутри организма, а не опирался на божественные прови-
дения, т. е. душевные качества ставились в зависимость
от телесных.
Гален (II в. до н. э.), римский врач, развивал учение
Гиппократа о темпераментах. Он выделил 13 темпера-
ментов, из которых лишь один признавал нормальным.
Также он утверждал, что первичными при аффектах являют-
ся изменения в организме (кипение крови), а субъектив-
ные, душевные переживания (например, гнев) вторичны.
Гален с помощью проводимых опытов по перерезанию
нервов описал зависимость жизнедеятельности целост-
Направления развития
Античной психологии
В трудах древнегреческих мыслителей, направленных
на объяснение генезиса и структуры души, можно обна-
ружить три основных направления.
Первое направление объясняло психику, исходя из
законов движения и развития материального мира, из
идеи об определяющей зависимости душевных проявле-
ний от общего строя вещей, их физической природы, из
осмысления произвольности жизни души от физического
мира и их внутреннего родства.
Второе направление, созданное Аристотелем,
ориентировалось преимущественно на живую природу;
исходной точкой для него служило отличие свойств
органических тел от неорганических. Поскольку психи-
ка является формой жизни, выдвижение на передний
план психобиологической проблемы было крупным
шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не
обитающую в теле душу, имеющую пространственные
параметры и способную (по мнению как материалистов,
так и идеалистов) покидать организм, с которым она
|
|
внешне связана, а способ организации поведения жи-
вых систем.
Третье направление ставило душевную деятель-
ность индивида в зависимость от форм, которые созда-
ются не природой, а человеческой культурой, а именно от
понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, дей-
ствительно играющие огромную роль в структуре и дина-
мике психических процессов, были, однако, начиная от
пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального
мира, от реальной истории культуры и общества и пред-
11. Этапы развития психологии