Единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды

 

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.234) единый социальный налог (ЕСН) непосредственно предназначен для мобилизации средств в целях реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

ЕСН был введен в действие с 01.01.2001 г, заменив собой совокупность уплачиваемых ранее взносов в социальные внебюджетные фонды. В состав ЕСН не были включены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые должны были уплачиваться в соответствии со специальным законодательством, регулирующим этот вид страхования, независимо от уплаты ЕСН.

С введением ЕСН перестала существовать категория налогоплательщиков – наемные работники.

 


Таб.3. Ставки единого социального налога для работодателей

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет ФСС Фонды ОМС ФФОМС ТФОМС Итого
ДО 280 000 20,0% 2,9 % 1,1 % 2,0 % 26,0
ОТ 280 001 РУБ. ДО 600 000 РУБ. 56 000 РУБ.+7,9% С СУММЫ, ПРЕВЫЩАЮЩЕЙ 280 000 руб. 8120+1,0% с суммы, превышающей 280 000 руб. ФФОМС - 3080+0,6% с суммы свыше 280 000 ТФОМС – 5600руб.+0,5 % с сыммы свыше 280000 руб. 72800 + 10 % с суммы превышающей 280 000 руб.
свыше 600 0000 руб. 81 280 + 2,0 % с суммы превышающей 600 000 руб. 11320 руб. 5000 руб. 7 200 руб.   104800 + 2,0% с суммы свыше 600 000 руб.

 

Пример

ООО «Космос» осуществляет два вида деятельности. Один из видов деятельности находится на ЕНВД (96,67%), другой — на общем режиме налогообложения (3,33%).

При этом выплаты в пользу директора в I квартале 2005 г. составили 300 000 руб., в том числе в части, относящейся к деятельности, облагаемой ЕНВД, — 290 000 руб., в части, относящейся к общему режиму налогообложения, — 10 000 руб.

Базой для исчисления страховых пенсионных взносов является общая сумма выплат в пользу работника, то есть 300 000 руб., что свидетельствует о возникновении обязанности по применению регрессивного тарифа.

То есть на выплаты в пользу директора общество обязано начислить и перечислить в бюджет Пенсионного фонда:

 

(28 000 + 3,9% Ч 20 000) + (11 200 + 1,6% Ч 20 000) = 40 300 руб.

 

Рассчитаем сумму ЕСН, подлежащую перечислению в федеральный бюджет:

 

10 000 Ч 20% = 2000 руб.

 

Сумма налогового вычета составит:

 

40 300 Ч 3,33% (доля общего режима налогообложения из всей деятельности) = 1343 руб.

 

Следовательно, уменьшив величину ЕСН, исчисленную в части федерального бюджета, на сумму налогового вычета, организация получит значение налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. По данному сотруднику это 657 руб. (2000 – 1343).

За семнадцатилетний период функционирования государственных внебюджетных фондов, как экономических, так и социальных, наряду с положительными сторонами выявились и крайне отрицательные, обусловленные двойственным правовым статусом фондов, функционирующих как властные структуры при формировании доходов и распределяющих, в том числе на договорной основе, поступившие средства. Такая ситуация создала условия для злоупотреблений, которые и проявились на практике. Это стало одной из причин переориентации курса на ограничение внебюджетных средств и их консолидацию (объединение) в бюджетной системе. В последние годы стали отчетливо проявляться негативные тенденции, подрывающие устойчивость финансовой базы государственных социальных внебюджетных фондов. Несмотря на номинальный рост доходов фондов, реальная ситуация в сфере формирования финансовой базы ухудшается. Прежде всего это связано со снижением ставок единого социального налога (ЕСН).В материалах Аналитического вестника Совета Федерации в этой связи обращается внимание на обострение проблемы финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов. По имеющимся расчетам, снижение максимальной ставки ЕСН с 35,6 до 26 % от размера выплат в пользу работника привело в 2005 году к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти 317 млрд.руб. Часть выпадающих доходов была возмещена из средств Стабилизационного фонда, однако эта мера касается только Пенсионного фонда России и пока только в 2005 году. Остается нерешенным вопрос возмещения выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. В 2005 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляются средства федерального бюджета в объеме 3 млрд. рублей на обязательное медицинское страхование детей и 9 млрд. руб. из Пенсионного фонда РФ на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров; Пенсионный Фонд РФ получает трансферт из федерального бюджета в объеме 4, млрд. руб. на финансирование базовой части трудовой пенсии. Принятое решение о повышении базовой части пенсии до 900 руб. увеличивает еще на 100 млрд.руб. дефицит собственных средств Пенсионного Фонда РФ на финансирование базовой части трудовой пенсии в объеме 82 млрд. руб., который в 2005 г. покрывается за счет имевшегося остатка средств фонда (не связанного с формированием накопительной части пенсии), которые к началу 2006 года будут практически израсходованы. Дефицит бюджета Фонда социального страхования РФ покрывается в 2005 году (как и в 2003-2004 г.г.) за счет изменения порядка финансирования страхового возмещения, а также отказа от частичного финансирования содержания детско- юношеских спортивных школ.  Преодоление этих тенденций требует, очевидно, разработки комплекса мер, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие государственных социальных внебюджетных фондов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: