Под формой правления принято понимать юридическую характеристику государства, определяющую структуру высших органов власти и распределение полномочий между ними. Проще говоря, форма правления - условия получения власти высшими органами государства, а также способы ее реализации.
Критериями разграничения форм правления являются: порядок замещения должности главы государства; объем полномочий главы государства; распределение полномочий между главой государства и представительным органом власти (парламентом); ответственность высших государственных органов.
Исходя из указанных критериев, выделяют следующие основные формы правления:
монархию;
республику.
Причины существования этих двух форм правления различны, но в то же время связаны с историческими условиями образования и развития каждого из государств. Так, несмотря на высокую степень демократизма таких государств, как Великобритания, Швеция, Япония, в них сохранилась монархическая форма правления главным образом благодаря традициям; монархия в этих странах существовала на протяжении многих столетий. Ряд государств, освободившихся от колониальной зависимости, принял ту форму правления, которая была характерна для метрополий. Например, Тринидад и Тобаго, Ямайка (а первоначально Индия и Пакистан) после провозглашения своей независимости от Великобритании установили монархическую форму правления. В то же время бывшие колонии республиканской Франции - Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Кот-д’Ивуар, Мавритания - стали республиками.
Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу; глава государства занимает свою должность в установленном порядке престолонаследия; осуществляет полученную власть бессрочно и по своему усмотрению.
Существует несколько разновидностей монархий. Монархия может быть:
абсолютной, которая характеризуется следующими признаками:
а) вся полнота власти находится в руках монарха;
б) отсутствует выборный представительный орган власти (парламент);
в) монарх неподконтролен обществу и не отвечает за свои действия и решения;
г) монарх может являться главой судебной и религиозной власти.
Сейчас абсолютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне, Брунее, Объединенных Арабских Эмиратах. Эти страны имеют маленькую территорию, небольшое количество населения и огромные запасы природных ресурсов (в основном нефти). В силу этого там очень высокий уровень экономического развития, чрезмерный годовой доход на душу населения, развитая система социальной помощи. Жители этих стран аполитичны и в большинстве своем согласны с существующей формой правления;
дуалистической, для которой характерно следующее:
а) существует парламент (частично выборный, частично назначенный);
б) полномочия такого парламента весьма ограничены. Чаще всего - это совещательный орган при монархе;
в) правительство образуется исключительно монархом и ему целиком подконтрольно;
г) парламент создает видимость участия народа в делах государства, служит средством снятия напряжения в обществе.
В настоящее время дуалистические монархии существуют в Иордании, Непале, Кувейте, Марокко, Таиланде.
Дуалистическая монархия - промежуточный вариант между абсолютной монархией и конституционной. Обычно они - вчерашние абсолютные монархии, где монархи пошли на создание парламентов и частично поделились с ними властью либо под нажимом революции (Непал) и массовых беспорядков (Кувейт), либо добровольно, с целью избежать общественных потрясений в будущем (Иордания);
конституционной (ограниченной), где сохранен институт наследственного главы государства, но реальная власть принадлежит парламенту.
Основные признаки конституционной монархии:
а) наличие парламента, обладающего широкими полномочиями, в том числе важнейшими государственными решениями;
б) право парламента формировать правительство;
в) ответственность правительства только перед парламентом;
г) монарх символизирует государство, олицетворяет единство нации, иногда выступает в роли арбитра между высшими органами государственной власти.
Конституционными монархиями в настоящее время являются Великобритания, Швеция, Голландия, Бельгия, Дания, Норвегия, Испания, Канада, Австралия, Япония. Политическая стабильность указанных стран во многом связана с наличием выборных демократических институтов и одновременно - авторитетного государственного деятеля, способного повлиять на ситуацию в стране;
выборными монархиями - особыми формами правления, где монарх избирается специфическими коллегиями: В ОАЭ - советом эмиров (руководителей семи входящих в федерацию эмиратов);
в Малайзии - султанами девяти султанатов - субъектов федерации.
3. Республика (от лат. res publicum - общее дело) - форма правления, при которой глава государства и другие государственные органы прямо или косвенно избираются народом.
Основными видами данной формы правления являются:
а) президентская;
б) парламентарная;
в) смешанная республики.
Президентская республика характеризуется тем, что ведущую роль в ней играет глава государства - президент. Это выражается в том, что:
президент обычно избирается всем народом и вследствие этого получает очень большие полномочия;
он не зависит от других государственных органов (например, от парламента);
президент и парламент действуют на основе принципа разделения властей;
президент непосредственно возглавляет исполнительную власть в стране, самостоятельно формирует правительство, которое ему подотчетно;
парламент, как правило, не может вынести вотум недоверия правительству.
Классическим примером президентской республики являются США. Президентская республика получила широкое распространение прежде всего на американском континенте и в ряде стран Африки и Азии. Примерами президентских республик могут считаться: Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Колумбия, ЮАР и т.д.
Крайней формой президентской республики является суперпрезидентская республика, где вся жизнь страны во многом зависит от личности президента.
Примерами суперпрезидентских республик были Замбия при президенте К. Каунде (1964-1991), Конго (Заир) при С. Мобуту (1965-1997), Сомали при С. Барре (1969-1991), Парагвай при А. Стресснере (1954-1989), Филиппины при Ф. Маркосе (1965-1986), Индонезия при Сухарто (1967-1998) и др. В настоящее время к суперпрезидентским республикам можно отнести Сирию, Ирак, Египет и др.
Парламентская республика строится на принципах, противоположных принципам президентской республики. Центральную роль в жизни республик данного типа играет парламент. Парламентская республика характеризуется следующими признаками:
президент, как правило, избирается парламентом;
президент не играет самостоятельной роли; он выполняет волю парламента и правительства, несет ответственность перед парламентом;
парламент решает все важнейшие вопросы государственной жизни;
правительство формируется парламентом и подотчетно парламенту, оно может быть отправлено в отставку в результате вотума недоверия.
Примерами парламентских республик являются: Германия, Италия, Венгрия, Чехия, Индия.
Смешанная республика занимает промежуточное положение между президентской и парламентской республиками. Характерными чертами смешанной республики являются следующие:
власть примерно поровну поделена между президентом и парламентом;
президент избирается, как правило, всем народом и выполняет свои функции, а парламент - свои;
президент и парламент совместно участвуют в формировании правительства (президент предлагает кандидатуры министров, а парламент утверждает их);
правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом (президент может самостоятельно уволить правительство, а парламент может выразить правительству вотум недоверия).
Примерами смешанных республик являются: Франция, Польша, Украина, Португалия, Финляндия, Хорватия.