В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2002г. №111-ФЗ «Об инвестировании средства для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»[11, с.46] и от 07.05.1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [12, с.3], застрахованные лица с 2004года смогли реализовать одно из своих прав, связанных с формированием накопительной части трудовой пенсии. А именно: выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию); отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование.
Для негосударственных пенсионных фондов работа с накопительной частью трудовой пенсии является принципиально новым видом деятельности. До 2004 года фонды занимались только дополнительным пенсионным обеспечением. Допуск негосударственных пенсионных фондов к работе, по сути, с государственными деньгами и передача им ответственности за формированием накопительной части будущей пенсии свидетельствует об определенном доверии государства частным пенсионным фондам.
|
|
Российский рынок пенсионных накоплений расчет высокими темпами. По расчетам экспертов на начало 2005года сумма пенсионных накоплений оценивается в 163млрд рублей, а в конце года составила 250млрд рублей. Из них подавляющая часть пока размещена в государственной управляющей компании. Через некоторое время негосударственные пенсионные фонды могут занять достойную нишу в этом рынке, решать важные социальные и экономические задачи.
В 2004году, помимо возможности выбрать инвестиционный портфель управляющей компании, застрахованным лицам предоставлено право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать один из негосударственных пенсионных фондов, подав в ПФР заявление о переходе в выбранный негосударственный пенсионный фонд.
С 2005года при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованные лица путем подачи в ПФР в срок до 31 декабря соответствующих заявлений смогли реализовать следующие права:
- выбрать инвестиционный портфель управляющей компании;
- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и перейти в НПФ, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию;
- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии и выбрать для этой цели другой НПФ из числа осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию;
- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ранее выбранные негосударственный пенсионный фонд и перейти в Пенсионный фонд Российской федерации (в этом случае средства пенсионных накоплений передаются в ПФР в государственную компанию).
|
|
По состоянию на 17.11.2005года застрахованные лица имели возможность выбрать один из 96 негосударственных пенсионных фондов, допущенных к деятельности по обязательному пенсионному страхованию, либо из 62 инвестиционных портфелей, предлагаемых 55 управляющими компаниями, отобранными по конкурсу.
Кампания по приему и обработке вновь поступивших заявлений продлилась до 31 декабря 2005г. Решения по заявлениям застрахованных лиц будут переданы пенсионным фондом Российской Федерации до 1 марта 2006года, а перераспределение пенсионных накоплений между управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами в соответствии с данными решениями будет произведено до 31 марта 2006года.
Если застрахованное лицо не воспользовалось правом выбора инвестиционного портфеля управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, поступающие в его пользу страховые взносы и чистый финансовый результат от их временного размещения ежегодно направляются ПФР в государственную управляющую компанию вплоть до принятия ПФР решения об удовлетворении поступившего от застрахованного лица заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании или о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц в случае перехода застрахованного лица в негосударственный пенсионный фонд.
Средства пенсионных накоплений, поступившие из негосударственного пенсионного фонда, отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, реализовавшего право на переход в пенсионный фонд Российской федерации, и передаются в государственную управляющую компанию в течение одного месяца со дня поступления данных средств в ПФР,
Вступивший в действие Федеральный закон от 09.05.2005г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в федеральные законы «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [13, с.5] вносит изменения в законодательство, направленные на:
- изменение порядка и сроков, связанных с реализацией застрахованным лицом права по формированию накопительной части трудовой пенсии;
- изменение порядка информирования застрахованных лиц о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета;
- определение порядка обращения правопреемников умерших застрахованных лиц, порядка, сроков и периодичности произведения таких выплат, а также расчета сумм, подлежащих выплате;
- упорядочение и упрощение документооборота между Пенсионным фондом Российской Федерации, негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими деятельность по обязательному пенсионному страхованию, и застрахованными лицами.
Так как ни одна богатая страна не в состоянии обеспечить пенсионное страхование всего населения за счет госбюджета, можно сделать вывод о значимости негосударственных пенсионных фондов в процессе решения задач реформирования пенсионной системы страны. Основная нагрузка в будущем придется именно на них.
Монетизация льгот
Федеральный закон от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изме6нений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [14, с.5] по существу устанавливает право на ежемесячную денежную выплату отдельных категорий граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации в соответствии с принципами разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
|
|
Ежемесячная денежная выплата назначается отдельным категориям граждан по основаниям, определенным в соответствии с федеральным законодательством.
Введение ежемесячной денежной выплаты модернизировало механизм финансирования предоставляемых гражданину льгот, установив вместо них индексируемую выплату, сохранив при этом возможность получения государственной социальной помощи в виде субсидии на оплату предоставляемых социальных услуг. Предусмотрено индексирование ежемесячной денежной выплаты в порядке, предусмотренном для индексации базовой части трудовой пенсии.
В настоящее время абсолютное большинство граждан, имеющих право на льготы, являются пенсионерами, то есть по существу клиентами Пенсионного фонда Российской Федерации. Именно поэтому законом функция по установлению и выплате ежемесячных денежных выплат возложена на органы Пенсионного фонда Российской Федерации [30, с.29].
Функции ПФР на данном этапе представляли следующее:
-формирование Регистра лиц имеющих право на ежемесячную денежную выплату;
-установка и индексация ЕДВ;
-выплата с 1 января 2005г. ежемесячной денежной выплаты;
- доставка ежемесячной денежной выплаты лицам, имеющим на нее право.
Наиболее сложным и важным этапом в подготовительной работе к осуществлению выплаты с 1 января 2005года являлось формирование регистра базы данных или базы данных о лицах, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты. Регистр - представляет собой уточненный документ, имеющий правовое значение. Формирование регистра проводилось совместными скоординированными действиями территориальных органов ПФР, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, военных комиссариатов, медико-санитарных экспертиз и др.
|
|
Ежемесячная денежная выплата оформляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по письменному заявлению гражданина, имеющему право на нее. Для установления выплаты необходимо представить документ, подтверждающий принадлежность обратившегося гражданина к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную дату.
Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской федерации, выносится территориальным органом пенсионного фонда Российской федерации не позднее чем через десять дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами.
В случае отказа в удовлетворении этого заявления территориальный орган Пенсионного фонда Российской федерации не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения.
Ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перерасчет размера назначенной ежемесячной денежной выплаты производится в случаях:
установление более низкой или высокой степени ограничения способности к трудовой деятельности;
установления инвалиду, имеющему ограничение способности к трудовой деятельности I, II, III степени, группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности;
установления I, II, III степени ограничения способности к трудовой деятельности инвалиду, не имевшему такого ограничения [38, c.47].
Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения социальных услуг.
Заявление об отказе от получения социальных услуг подается гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно в срок до 1 октября текущего года. В случае если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке.
Ежемесячная денежная выплата прекращается:
- в случае смерти гражданина, имеющего право на ежемесячную денежную выплату, а также признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим;
- в случае утраты гражданином права на ежемесячную денежную выплату.
Законом устанавливается, что порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В связи с этим проведен большой объем нормотворческой работы, в том числе и по принятию ведомственных нормативных актов, направленных на урегулирование отдельных вопросов, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты. Вместе с тем Пенсионный фонд проработал проекты нормативных актов и вышел с законодательной инициативой по отдельным вопросам установления ежемесячной денежной выплаты.
Бюджет Пенсионного фонда с 2005года стал формироваться с учетом средств, необходимых на выплату ежемесячной денежной выплаты. Федеральный закон от 22 августа № 122-ФЗ имеет важное государственное значением. Об этом свидетельствует, в частности, разработка Положения о создании Правительственной комиссии с целью его реализации.
Кроме того, в ряде регионов Пенсионный фонд Российской Федерации начал работу по реформированию системы обязательного медицинского страхования неработающих пенсионеров. Обязательным условием является стандарт лечебных услуг: ПФР платит за каждого пожилого россиянина 525 рублей в год, не менее этой суммы должны вносить на медицинское обслуживание неработающих пенсионеров и местные администрации. Социальный проект по софинансированию медицинского страхования стартовал в мае 2003года в Белгородской области, следом в число участников этого эксперимента вошли Томская, костромская и ряд других областей [40, с.62].
Между Пенсионным фондом и указанными регионами подписаны соглашения о сотрудничестве. Согласно указанных соглашений ПФР выделяет финансирование на укрепление материально-технической базы домов-интернатов и на адресную помощь пенсионерам-инвалидам. Кроме того, неработающие пенсионеры получают дополнительные средства на лечение.
Деньги Пенсионного фонда находятся под строгим контролем и не только со стороны государственных органов. В конце каждого года пенсионеры получают по почте выписку из лицевого счета, где указывается, какую помощь ему оказали и сколько она стоит. В конечном счете, можно будет наладить строгий учет всех оказанных старикам услуг, рассчитать «стоимость» каждого заболевания и не только навести порядок в медицинском страховании пожилых людей, но и сделать пенсионеров выгодными для государства больными.
Общеизвестно, что цивилизованность государства во многом определяется его отношением к старшему поколению, инвалидам, малоимущим, лицам, нуждающимся в гарантированной помощи и поддержке.
Именно поэтому Пенсионный фонд всегда уделял особое внимание мероприятиям, которые призваны улучшить социальную защищенность указанных граждан [53, с.35]. Социальная значимость проведения указанных выше мероприятий затрагивает интересы более 15 млн. человек. От успешного выполнения реализации Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. зависит социальная стабильность в обществе и уровень доверия населения нашей страны к власти [54, с.51].