Зарождение молодежной субкультуры

Примеры основных субкультур

3.1 Хиппи (в СССР)

Люберы

. Металлисты (в СССР и России)

3.4 Панки

3.5.Готы

.Скинхеды

.Футбольные фанаты

.Байкеры

. Эмо

Список использованной литературы

 



Введение

 

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.

Субкультура- система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно небольшой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Атрибуты субкультуры- ритуалы как устойчивые образцы поведения, ценности чаще всего отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны, а также определенный образ жизни и поведения.

Термин «молодежная культура» - собирательный. В своем расширительном значении он включает все, что относится к культуре людей определенного возраста - от подростков до тех, кому за 30, но не больше 40. Однако, как правило, этот термин употребляется для обозначения культуры, создаваемой взрослыми для молодых. А поскольку современные развитые общества - это общества массовой культуры, то молодежную культуру - правомерно рассматривать как часть массовой культуры, ориентированной на молодежь. Иначе говоря, у молодежной культуры есть предполагаемый потребитель молодежь, эта культура носит коммерческий характер и действует по законам рынка, поскольку помогает ее создателям зарабатывать деньги.

Термин «молодежная субкультура» несет совсем иной смысл. Под ним понимается культура, создаваемая самими молодыми людьми для себя с целью самореализации, самоидентификации, выработки социальных ролей и наработки статуса. Никаких коммерческих целей молодежная субкультура не преследует, более того, она не стремится себя афишировать.

Под термином «неформальные молодежные объединения» понимаются группы (объединения), которые образуются независимо от желаний и намерений взрослых и являются результатом соответствующих действий самих молодых людей.

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым «свойствен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодежная субкультура - это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения молодых. Какие цели ставят себе молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить альтернативную жизненную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.

В последние десятилетия изучение молодежных субкультур является наиболее актуальной и популярной. Это обусловлено тем, что именно молодежная субкультура является отражением процессов изменения общества, показателем, отражающим существующие в социуме политические, социальные и другие проблемы. Проблемы молодежи обостряются, что ведет к росту отчуждения молодежи от общества, государства, семьи. Одно из решений этих проблем, как считает молодежь - реализация себя в системе молодежных субкультур, т.к. стилю существования молодежных субкультур свойственна опора на собственный жизненный уклад, систему ценностей, стиль. Однако данный стиль существования молодежных субкультур зачастую вступает в противоречие с действующими в обществе социальными нормами.

Перед педагогической наукой стоит задача осознания разрыва поколений, формирования и развития молодежных субкультур. Именно сейчас необходимо пристально изучать процессы, происходящие в молодежных субкультурах, идеология которых вырабатывает собственные механизмы преодоления кризисных ситуаций адаптации молодежи, как среди сверстников, так и в отношениях со старшими.

 

1.


Зарождение молодежной субкультуры

 

Молодежные субкультуры - относительно новый феномен. Впервые они появились в США в 50-е годы ХХ столетия, где вначале были восприняты как курьез или отклонение от нормы. Однако шло время, и явление не сходило на нет: на смену одним субкультурам приходили другие, более того, они стали возникать во всех индустриально развитых общественных системах, вступавших в постиндустриальную стадию. Переход к постиндустриализму сопровождался резким увеличением периода обучения, необходимого подрастающему поколению для овладения будущей профессией.

Ранее, в традиционных обществах освоение секретов ремесла не требовало долгого времени, и дети ремесленников (ткачей, сапожников, горшечников и т.п.) росли, перенимая навыки у родителей. Возмужав, биологически став взрослыми, они могли проявить себя в деле, профессии, обрести полный социальный статус и начать автономную от родителей жизнь, материально обеспечивая собственную семью.

В современных развитых обществах по причине чрезвычайного усложнения всех производств молодому человеку проявить себя в «ремесле» практически невозможно, для овладения практически любой профессией нужен слишком длительный период. В результате самостоятельность приходит к нему значительно позднее. Возникают «ножницы»: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Положение усугубляется и биологической акселерацией, в силу которой в старших классах обучаются, с физиологической точки зрения, вовсе не дети. Эта ситуация приводит к появлению нового феномена для развитых общественных систем - «социальное детство». В чем его суть?

Большинство подростков после завершения обязательного образования, которое, как правило, во многих индустриальных и постиндустриальных странах приходится на окончание средней школы, продолжают учиться: в техникумах, колледжах, вузах. Они заранее знают, что впереди у них очень долгие годы учебы. Поэтому и окончание детства значительной части сегодняшних школьников видится несколько абстрактно и представляется весьма отдаленным событием жизни.

В социальном плане это оборачивается тем, что, все выше поднимающаяся планка длительности периода обязательного образования, превращает его практически в бесцельное (11 лет обучения в школе, затем в институте 5-6 лет). Если к этому прибавить обучение между школой и институтом в колледже или профессиональном училище, обучение в аспирантуре после окончания института, а для врачей и в ординатуре, то в сумме получится не менее 20 лет. Таким образом, специалистом в современном индустриально-развитом обществе человек становится очень поздно, годам к 35.

Кроме того, официально признанный длительный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь. Попытка различными способами сохранить, чуть ли не навсегда, право на «детскую» безответственность, поначалу озадачившее исследователей молодежи, было отмечено на Западе еще в начале 60-х годов ХХ столетия: движение хиппи, стремившихся выйти из естественного процесса социального взросления и, с одной стороны, пользоваться преимуществами взрослой жизни, когда человек сам может решать, как ему поступать, а, с другой, одновременно ни за что не отвечать (первое проявление молодежного социального «вечного детства»). Чуть позже отечественные хиппи именно так впервые и заявили о себе. В Москве 1 июня 1967 г. в День защиты детей они вышли на «демонстрацию» к памятнику Пушкина с плакатами: «Живите как дети, в мире, спокойствии! Не гонитесь за призрачными ценностями!».

Э. Фромм, говоря о студенческой революции 60-х годов в США, отмечал, что, суть идеалов «революционной» молодежи того времени сводилась к тому, чтобы «снова стать детьми».

Современные биологически и физиологически взрослые «социальные дети», нуждаются в самоутверждении и самовыражении. Как им удовлетворить эту потребность? Профессионально они это сделать еще не могут, поскольку только обучаются будущей профессии; собственной материальной самостоятельности (за редкими исключениями) у них тоже еще нет, из-за чего невозможна и независимость от родительской семьи.

Выход из данной ситуации был найден в молодежной субкультуре, отличной от культуры отцов, поскольку именно в мире последних молодой человек не мог проявить себя «должным образом». Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающие неуверенность в занимаемых социальных статусах, приводит их к спонтанному созданию неформальных молодежных объединений, цель которых - самовыражение и выработка собственного социального статуса, признаваемого окружающими.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: