Душа, как врожденное или приобретенное?

 

Этот вопрос показался мне очень важным, и я решил его выделить отдельным пунктом. Можно сказать, что, если душа бессмертна, то она приобретена, если нет, то ее природа врожденная. Душа бессмертная, после смерти тела, всегда возвращается в Мировую душу, или летает в воздухе, или бродит по проклятой земле, но она снова может, вернутся в тело. Но не все так просто, по теориям многих древнегреческих философов душа может иметь врожденные и приобретенные начала.

Возьмем Пифагора. Как мы знаем, он говорил, что есть три части души. Это рассудок, ум и страсть. Но ум и страсть имеются у человека и у животного, значит они врожденные, потому что мы ничем не отличаемся от животных, когда рождаемся, и не надо нарабатывать. Другое дело с рассудочной частью души, которая считается бессмертной. Это душа есть только у человека и тогда она носит приобретенный характер. Можно тоже самое, сказать об Аристотеле. Те же три части души, две смертны, одна бессмертна. Питание, размножение и пять органов чувств они умирают вместе с телом, а это две части души: растительная и животная. Они больше не понадобится, ибо вместе с тело умирает, умение видите, слышать, размножаться и т.д. Тогда это врожденные части, так как только в физической оболочке может зародиться. Другое с умственной частью души, это приобретенное.

Правда, Сократ с этим спорит и уже считает разумную часть врожденной, ибо в ней заложена информация, которую надо просто вспомнить. И это он благополучно доказывал, на примере квадрата и безграмотного мальчика. Но душа бессмертна, и может быть только приобретенной. И здесь мне кажется противоречие, и Аристотель отмечает в своем трактате, что досократики и Сократ с Платоном, которые отмечают в душе два качества: ощущение и движение. Он с ними не согласен, как и я, ощущение все-таки врожденное, и отмечает, что это часть тоже смертна, тогда как они говорят, что она бессмертна. Платон пошел дальше Сократа. У него есть три части души вожделеющая, страстная и разумная. По Пифагору, и по Аристотелю, две первые части врожденные и смертны, ибо связаны с телом, у Платона они все бессмертны и подчиняются разумной, т.е. они приобретенные. Но как может быть бессмертна вожделеющая и страстная часть, если в этих в низменных порывах виновато тело. А тело, как известно смертно, и эти две души тоже должны быть смертны. У Платона много противоречий. У Плотина душа - это приобретенная часть, и, разумеется, бессмертна.

С Демокритом и эпикурейцами все ясно, душа и тело у них смертны, значит они врожденные.

Остальные досократики считали душу бессмертной, тогда она будет приобретенной.

И напоследок я оставил стоиков, с которыми мне так трудно. У них существует восемь частей души: это пять чувств, речевая часть, мыслительная часть и порождающая часть. Зенон и другие стоики говорят, что душа смертна. И с этим я согласен, тогда она врожденная, потому что все эти части существуют благодаря телу, хотя речевая и мыслительная часть формируют в течение жизни. Другие опирают на теорию Платона, на счет бессмертие души, с этими стоиками не согласен, и мой причины изложены выше. Хотя сказанные слова Зенона, насчет того, что именно душа может быть больна страстями, может перевернуть понятие врожденные и приобретенные. По Зенону, может выяснить, что приобретенные все части души, а это уже не годится, и остальные философы, не позволят эквивалентно относить низшую душу с высшей душой.

 

Мистицизм, связанный с душой

 

Анимизм во времена досократиков существовал среди философов. Он носил выраженный характер. Особенно проповедовали философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид и Гераклит. Каждый имел душу, и каждая душа была бессмертна. Названые выше философы, - элементы будь-то вода или огонь, отождествлялась с божественным началом, и точно имели, по их концепции, психику.

Пифагор пошел дальше всех. У него в теории, боги сбросили бессмертные души на землю, и теперь они скитаются в воздухе. Гермес водит души из тел, земли и моря. Чистые души идут обратно наверх, а нечистые попадают как бы в ад, где души приковываются оковами, и нет доступа ни к одной живой душе. Душами полон весь воздух, там летают демоны и герой, и они посылают людям недуги, здравия, сны. Но не только людям, но и животным. Любая пища, упавшая на землю есть нельзя, ибо она для героя.

У Эмпедокла отождествляется две силы с чувствами, как ненависть и любовь, и эти две силы правит миром. Кстати он говорил, что когда-то был девушкой и юношей, и животным, и птицей, и кустом. Эмпедокл верил в переселение душ, словно в Буддизме.

Парменид тоже намекает, что душа переходит из мира живых, в мир мертвых.

По Анаксагору, ум это все. Ум можно понимать, как метафору, и это на самом деле Бог, который чем-то напоминает Иегову. Как говорится: он есть все, и он ничто, он есть, и его нет, и так можно до бесконечности.

Сократ и Платон - создатели идеализма. А идеализм граничит с мистицизмом. Не даром многие доказательства о бессмертие души, взяло христианство на вооружение, и доказывала с помощью них, что бог есть. Эти два философа верили в добро и зло, можно сказать, верили в Бога и в Сатану, которые противостоят друг другу.

В теориях Аристотеля, тоже много было доказательств, которые взяло христианство, чтобы доказать, что все-таки Бог существует. Можно привести пример на счет движения, ведь Аристотель отмечает, что началом движением всего, в том числе души был Бог.

Теория Плотина так и пропитана мистицизмом, и на этой основе могла зародиться религия, а она и так зародилась. Плотин создал три основы: первоединое, нус и душа. Последующие христианские философы отмечали схожесть со святой троицей. Эти три субстанции есть одно, но предназначение разное, и каждый стоит в строгой иерархии. Эти обстоятельства, дают ассоциации на молитву: "Во имя отца и сына, и святого духа". Мы говорим именно так, потому что следуем иерархии.

Надеюсь, я убедил, что мистицизм существовал в философии, чем затруднял изучения души.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: