Заведующая: Стёпина И.Р.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Оздоровление становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье – валеология – стала интенсивно развиваться, научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Необходимо подчеркнуть, что решение данной проблемы чаще всего начинается со школьного порога. Представляется значимым начинать решение несколько раньше, еще с дошкольного детства, в условиях ДОУ. Самое главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказ от всего вредного.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создание новой валеологической модели с использованием игровых приёмов, способствующей воспитанию здорового ребенка, имеющего разумное отношение к здоровью, правильному режиму труда и отдыха.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Обеспечить программно-методическое оформление, способствующее воспитанию здоровой личности в физическом и психическом аспекте.
2. Создать обогащенную предметно-развивающую среду в группе для полноценного развития детей, отвечающей их возрастным возможностям, физическим особенностям и индивидуальным различиям.
|
|
3. Разработать валеологические игровые занятия с использованием традиционных и нетрадиционных форм организации детской деятельности.
4. Организовать единое образовательное пространство семьи и ДОУ в целях улучшения условий для здоровья ребенка и развития его личности.
5. Осуществлять активное сотрудничество с узкими специалистами с целью систематизации учебно-воспитательной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Всестороннее гармоничное развитие каждого ребенка: укреплению его физического и психического здоровья.
2.Уровень компетентности родителей по воспитанию здорового ребенка должен стать выше.
3. Должно быть организовано единое образовательное пространство семьи и ДОУ в деле развития валеологически образованного ребенка.
4. Модель предметно-развивающей среды должна предоставлять комфортные условия как для индивидуальной, так и коллективной деятельности разной динамики и содержания.
5. Снижением заболеваемости детей, результатами медико-педагогической комиссии и уровнем усвоения валеологических знаний.
Этапы работы над проектом
1. Организационный этап
2. Диагностический этап
3. Практический этап
4. Обобщающий этап
Задачи | Вид деятельности | Ответственный | Форма | Сроки |
1. Организационный этап | 1. Изучение учебно-методической литературы, периодических изданий по проблеме, определение графика работы. 2. Программно-методическое обеспечение по воспитанию здорового ребенка. 3. Создание в группе игровых зон, обогащенных дидактическими пособиями для организации коррекционных игр, детской библиотеки по тематике. | воспитатель | оснащение материально-технической базы с помощью ДОУ и родителей | Сентябрь октябрь |
2. Диагностический этап | 1. Диагностика детей, посещающих группу с целью изучения особенностей культуры здоровья детей дошкольного возраста в связи с особенностями личностно-социального развития. | воспитатели, Ст.м/с | наблюдение, индивидуальные беседы с детьми, диагностические игровые задания, анализ продуктивной детской деятельности | сентябрь |
3. Практический этап | 1. Осуществить отбор тем, расширяющих представления дошкольников о своем здоровье. 2. Разработать игровые валеологические занятия, включающие в себя различны виды игровой деятельности детей. 3. Разработать рекомендации по валеологии. 4. Организация и проведение консультаций для родителей на тему: «Валеология – наука о здоровье». 5. Проведение родительского собрания в каждой возрастной группе для родителей на тему: «Здоровье детей в наших руках». 6. Создание информационного стенда «Советы родителям: Здоровье детей». 7. Внедрение игровых занятий, приёмок и мотиваций по выбранным темам, включающим в себя различные виды игровой деятельности дошкольников. | воспитатели | Игры, занятия | сентябрь-ноябрь |
4. Обобщающий этап | 1. Обобщение материала в виде фотоматериалов по проблеме. 2. Повторное диагностирование детей и родителей. 3. Анализ результатов. 4. Представление опыта в ДОУ. | воспитатели | Рекомендации, консультации, семинар-практикум, совместная и самостоятельная детская деятельность | ноябрь февраль декабрь январь постоянно |
|
|
РАБОТА С ДЕТЬМИ.
Цель Валеологическое воспитание детей через все виды деятельности: организованное обучение (занятия), совместная деятельность, самостоятельная деятельность.
Перспективный план на проекте
(организационное обучение, совместная деятельность)
Предполагаемые темы
Перспективного планирования валеологических занятий, бесед для детей подготовительной к школе группы
Месяц | Темы занятий |
Сентябрь | 1. Что такое валеологии? Урок – здоровья. 2. Рисуем «здоровье и болезнь». 3. Помощники здоровья. 4. Ценности здорового образа жизни. |
Октябрь | 1. Внешнее строение человека. 2. Основные органы человека. 3. Как устроена наша кожа. 4. Почему необходимо очищать кожу? 5. Как ухаживать за ногтями и волосами? |
Ноябрь | 1. Зачем мы дышим? 2. Что ещё умеет нос. 3. Пять машин в одном носу. 4. Практикум по отработке носового дыхания. 5. Как уберечься от простуды? |
Декабрь | 1. Нам нужны уши? 2. Чтобы уши слышали. 3. Для чего человеку глаза? 4. Береги свои глаза. |
Январь | 1. Полезные и вредные продукты. 2. Зачем человеку язык? 3. Как сохранить зубы здоровыми? 4. Урок-пятиминутка «Вкусные задачки». «Реклама и антиреклама продуктов питания». 5. Культура поведения за столом (дидактическая игра-театрализация) |
Февраль | 1. Зачем человеку сердце? 2. Вредные привычки. 3. Как ты спишь. 4. Беседа «Значение режима дня для тебя». |
Март | 1. Движенье – это жизнь. 2. Двигательные качества (занятие-состязание) 3. Расскажи о любимом виде спорта. 4. Спортивные соревнования «Папа, Мама, я – дружная семья». |
Апрель | 1. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. 2. В здоровом теле – здоровый дух (дыхательная гимнастика, самомассаж, зарядка, закаливание). 3. Зачем нужны врачи (разговор о профессиях врачей) |
Май | 1. Формирование свода правил «Чтобы быть здоровым». 2. Создание коллажа «Здоровье». 3. Как природа влияет на мое здоровье? (беседа-рассуждение с детьми) 4. Итоговое занятие-праздник «Уроки-здоровья» |
|
|
Предполагаемые темы
Перспективного планирования валеологических занятий, совместной деятельности бесед для детей подготовительной к школе группы
для детей старшей группы
Месяц | Темы занятий, и бесед |
Сентябрь | 1. Что такое здоровье? Помощники здоровья: зарядка, солнце, воздух, вода. Уроки – здоровья. 2. Откуда берутся болезни. Сказка о микробах. 3. Привычки: полезные и вредные. 4. Дидактическая игра «Зачем мне здоровье». 5. «Утро начинается с дел совсем обычных, нужных и привычных – с зарядки, умывания…» (беседа о режиме дня) |
Октябрь | 1. Из чего мы сделаны (скелет, мышцы). 2. Как защитить скелет от болезней и травм. Об осанке и плоскостопии. Упражнения для формирования осанки и профилактики плоскостопия. 3. «Природный скафандр». Кожа видит, слышит, чувствует. 4. От простой воды и мыла у микробов тают силы. Правила ухода за кожей. Защити свою кожу сам. |
Ноябрь | 1. Как устроена дыхательная система? Путешествие кислородного пузырька. 2. Природосообразное дыхание. Дыхательная гимнастика. 3. Как уберечься от простуды? 4. Как мы различаем запахи? Приятные и неприятные запахи. Ароматы-целители. |
Декабрь | 1. Уши, носик и глаза помогают нам всегда. 2. Глаза могут не только смотреть (дидактическая игра). 3. Береги свои глаза. Гимнастика для глаз. 4. Чтобы уши слышали. |
Январь | 1. Как путешествует пища. 2. Прежде чем за стол сесть, я подумаю, что съесть. Питание и здоровье. 3. Кладовая витаминов. Сказка о витаминах. 4. Правила королевы Зубной щетки. 5. Дом язычка. |
Февраль | 1. Тайны человеческого сердца. Как сберечь и укрепить своё сердце. 2. Сон и сновидения. 3. Мои чувства, моё настроение. 4. Что значит быть добрым и злым? Добро и здоровье. |
Март | 1. Делая причёску, помни про себя, что твоя расчёска только для тебя. Предметы личной гигиены. Твои личные вещи и те, которыми ты можешь поделиться с другими. 2. Если случилась с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда. 01, 02, 03 – быстро номер набери, адрес точный назови и на помощь позови! 3. Спорт – залог здоровья. 4. Что могут делать руки и ноги (физкультурное развлечение). |
Апрель | 1. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. 2. Экскурсия в поликлинику. 3. Опасный петушок (разговор о правилах поведения при пожаре) 4. Как вести себя с незнакомыми людьми. |
Май | 1. «Что, где, когда?» (обобщение полученных знаний в игровой форме). 2. Досуг-викторина «Как быть здоровым». 3. КВН «Я позабочусь о себе». 4. Создание газет «Я и моё здоровье», «Моя семья», «Здоровый образ жизни». |
Детская исследовательская деятельность
|
|
Тема " Питание и здоровье"
Познавательное занятие "Приготовление салата
Познавательное занятие "Витаминный калейдоскоп
Дидактические игры "Вершки- корешки", "Веселый повар "
Художественно-эстетическая деятельность
Занятие по изодеятельности "Рисование натюрморта
Лепка овощей и фруктов из соленого теста
Выставки поделок из овощей "Осенняя фантазия
Развлечение, экологический праздник
Самостоятельная деятельность
Сюжетно-ролевые игры:
«Школа», «Магазин продуктов»
– Сюжетно-ролевые:
«Больница»
«Парикмахерская»
Подвижные игры
«День и ночь», «Пол, нос, потолок».