Существует утверждение, что знания возрастной психологии являются основой психологической компетентности педагога. Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте ответ.
Я согласна с вышеуказанным утверждением, так как воспитатель детского сада – это одновременно заботливый наставник и мудрый первый педагог, который готовит детей к обучению в школе, просвещает педагогических работников и родителей.
Еще Платон говорил, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если педагог будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Чтобы этого не случилось, педагоги должны опираться в своей деятельности не только на педагогические, но и на психологические знания. В педагогической психологии знание возрастной психологии необходимо для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания наиболее эффективным и интересным для ребенка, а также избежать тех последствий, результатом которых стало бы незнание педагога.
Заполните таблицу.
Теории и периодизации психического развития
Название теории, подхода | Авторы, представители | Понимание сущности развития (факторы, условия, движущие силы) | Принцип (ы) возрастной периодизации, стадии (периоды) развития |
Теория рекапитуляции | С. Холл, Д. Болдуин | Ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Факторы развития: биологический, созревание инстинкта. | Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовство. Период от 8 до 12 лет, соответствует концу дикости и началу цивилизации, а юность (12–13 лет) до наступления взрослости (22–25 лет), эквивалентна психологической эпохе романтизма. |
Теория созревания | А. Гезелл | Факторы: Биологический фактор, генетически заданное созревание (преформизм). | Периодизация возрастного развития (роста) Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста: от рождения до 1 года — наиболее высокий «прирост» поведения, от 1 года до 3 лет — средний и от 3 до 18 лет — низкий темп развития. |
Психоаналитическая теория личности | А. Адлер, К.Г. Юнг | Поведение и жизнь человека определяют ориентация на других, социальные контакты, чувство общности с людьми. Источники энергии, необходимые для развития личности – внутренние механизмы (чувство неполноценности, стремление к превосходству). Стремление к превосходству - главный мотив развития. | Принцип тождественности сознания и психики. |
Эго-психология | К. Хорни, Э. Фромм | Выделяют доминирующее влияние общества, социального окружения на развитие личности. Движущая сила развития (К.Хорни) – социальные отношения между ребенком и родителями. Главный фактор развития – безопасность (потребность в любви, защищенности, принятии). Движущая сила развития (Э.Фромм) – конфликт между стремлением к свободе и потребностью в безопасности. | Основные концепции и принципы (Э.Фромм): Механизмы бегств.а Позитивная свобода Экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера. |
Диспозициональное направление в теории личности | Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк | Изучают личность как множество (система) черт: как определенный тип (или их сочетание) с характерными особенностями поведения. Люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Нет двух людей, в точности похожих друг на друга. | Развитие рассматривается в его целостности и неделимости, отдельных периодов и этапов не выделяется. Возрастное изменение признается фоном изучаемых явлений. |
Социально-когнитивная теория личности | А. Бандура | На поведение индивидуума влияют социальные взаимодействия, опыт других людей, а также масс-медиа. Движущие силы: саморегуляция и самоэффективность (внутренние факторы, влияющие на развитие человеческой личности и поведение). Выделил условия развития: 1) прошлый опыт; 2) самоинструкция; 3) повышенное эмоциональное настроение; 4) (самое главное условие) наблюдение, моделирование. | Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. |
Теория личностных коструктов. Когнитивное направление | Д. Келли | Движущие силы развития. Основные положения: 1. Психологическая жизнь обладает процессуальной природой. 2. Основные мотивационные компоненты – выбор и опыт. 3. Тенденция к развитию является врожденной. Благодаря конструктам происходит развитие личности, установление межличностных отношений. | Стадии приобретения опыта: Вложение – встреча – подтверждение или опровержение – конструктивный пересмотр. |
Теория экологических систем | У. Бронфенбреннер | экологическая среда развития ребенка состоит из четырех словно вложенных одна в другую систем, которые обычно графически изображают в виде концентрических колец: · микросистема - семья ребенка · мезосистема - детсад, школа, двор, квартал проживания · экзосистема - взрослые социальные организации · макросистема - культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы. Констатировал взаимного влияния окружающей среды и поведения ребенка. Признание активной роли детей в собственном развитии. Признание роли временного фактора (изменений в окружающей среде) в развитии ребенка. | Принцип экологической валидности, т.е. учитывается своеобразие социального окружения детей и то, как они его воспринимают. |
3. Объясните суждения Л.С. Выготского:
– «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, т.к. функция является первоначально социальной»;
– «Через других мы становимся самими собой, и это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной психической функции. В этом и есть суть процесса культурного развития»;
– «Детское развитие – сложный диалектический процесс, который характеризуется сложной периодичностью, диспропорцией в развитии отдельных функций, качественным превращением одних форм в другие, сложным скрещиванием внешних и внутренних факторов, сложным процессом преодоления трудностей и приспособления»
В данном суждении говорится о том, что психологические средства выработаны обществом в ходе его исторического развития. Они усваиваются индивидом благодаря процессу интериоризации – «присвоения» некоторого социального отношения, превращения его в индивидуальную психическую функцию. Также в высказываниях сформулирован общий закон культурного развития, то есть, что всякая функция в культурном развитии ребенка сначала происходит в социальном плане, а затем в психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. За всеми высшими функциями, их отношениями стоят социальные отношения людей.
Выделите возможные проблемы психического развития преддошкольника в сравнении с проблемами развития дошкольника. Обоснуйте возможные причины их появления.
Проблемы:
• страх и тревога в раннем детстве;
• независимость вместо стыда и сомнения;
• притязание на признание и внимание;
• привязанность к родителям и страх ее потери;
• обострение кризиса 3-х лет (капризы, упрямство, негативизм) при неправильных действиях родителей.
Причины:
• выраженное левостороннее доминирование руки и смешанная латеральность;
• особенности коррекции послеродовых травм и других физиологических проблем;
• своевременность раннего вмешательства при его необходимости;
• сформированность психических функций в соответствии с возрастной нормой;
• характер эмоционального отношения взрослых к ребенку;
• неадекватность требований родителей к возрастным возможностям ребенка.
Из прочитанной литературы, наблюдений выделите одну из проблем развития, типичную для младшего школьного возраста, и изучите публикации по данной проблеме. Составьте конспект прочитанной работы.
Наталья Дмитришена, семейный психолог, детский психотерапевт, член Профессиональной Ассоциации Детских Аналитических Психологов, член Украинского Союза Психотерапевтов. Статья опубликована в журнале «Неболейка» №1(14) 2016 г.
Проблема – трудности освоения учебной деятельности младшего школьника.
К моменту поступления в школу дети имеют уже семилетний опыт обучения: спонтанно, самостоятельно или с помощью взрослых за эти годы они уже многому научились.
В противоположность этому, школьное обучение носит не спонтанный, а целенаправленный, регламентированный характер. Он предполагает произвольную деятельность, волевую регуляцию поведения, настойчивость, терпение и другие волевые качества.
Проблемы психического развития, связанные с затруднениями в учебной деятельности, возникают, когда разрыв между системой требований школы и готовностью ребенка к обучению в ней слишком велик.
Трудности освоения учебной деятельности вызываются противоречиями между:
• уровнем психической готовности к систематическому школьному обучению и требованиями учебной деятельности;
• уровнем физиологической зрелости и уровнем требований, то есть готовностью организма отвечать на эти требования.
Специалисты выделяют следующие группы трудностей в освоении учебной деятельности:
• трудности в развитии психомоторной сферы (отсутствие связных движений, медленный темп письма, большое напряжение руки, недифференцированность мышечных усилий и др.);
• трудности в формировании когнитивного компонента навыка чтения и письма (замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при чтении и письме, трудности в понимании слов, сходных по звуковому составу, и т. п.).
Причины трудностей – несформированность пространственных представлений, недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и фонематического восприятия.
Несформированность самоконтроля и саморегуляции, приводит к неумению обнаружить свои ошибки, в полном объеме выполнять задания учителя и др.
Мотивы учения формируются задолго до поступления в школу, начиная с младенческого возраста. Если это происходило, то у ребенка сформировалась естественная познавательная потребность. В противном случае мотивация учения подменяется различными внешними мотивами поведения, которые быстро исчезают.
Вторичное развитие мотивации учения связано уже с особенностями включенности ребенка в учебный процесс и обусловлено его успехами, отношением взрослых, в том числе учителя, к успехам и неудачам ребенка.
Существенную роль в развитии учебных (познавательных) мотивов играет способность учителя поддержать естественные потребности, которые есть у младшего школьника, за счет включения игры в учебный процесс. Это и создает положительную мотивацию учения, исключая дальнейшие проблемы в этой области.
К числу основных причин возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) относят такие, как: наследственность; родовые травмы и стрессовая, конфликтная обстановка в семье.
Наиболее распространенными симптомами при СДВГ являются:
• сверхактивность, часто немотивированная, при которой не просматривается целенаправленность действий;
• невнимательность (слабая концентрация, неустойчивость, трудности в переключении внимания, высокая отвлекаемость);
• импульсивность, непроизвольность.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности, диагносцируется еще в преддошкольном или дошкольном детстве, и коррекционная работа способствует тому, что проблема постепенно сходит на нет.
Но проблема может принять затяжной характер, если у родителей не сформируется желание помочь ребенку, привлекая для этого специалистов.
6. Проанализируйте одну из проблем подросткового или раннего юношеского возраста по следующему плану:
Мария, 17 лет. Жила с семьей в Братске. Поступила в вуз в СФУ. Уехала из дома. Подруга, с которой они вместе уехали и снимали комнату, очень скоро занялась своей личной жизнью, они стали редко общаться. Анна сначала жила у одной подруги в семье, потом у другой, тоже иногородней. Домой ездила раз в полгода. Стала часто болеть, иногда тяжело. Очень скучала по своей семье, часто звонила и разговаривала со всеми по очереди. Много общалась с родителями подруг. Стала тревожной, напряженной. Появились страхи, связанные со здоровьем. Это проявлялось в навязчивой гигиене, тщательной обработке даже незначительных царапин, мытье каждого продукта, упаковки, принесенных в дом, и т. д.
План:
– факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации:
Эмоциональные:тревожность, неврозоподобное состояние, заболевания, имеющие психосоматическую природу, различные страхи (угроза здоровью, жизни); частое общение и тесный контакт с родителями, подругами.
– типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода: Проблема отделения от родителей является закономерной, но возраст ее возникновения индивидуален.
– противоречия, порождающие проблему, описанную в ситуации:
Противоречие между психологической неготовностью отделения от родителей и вынужденным физическим отделением.
– этапы, механизмы возникновения проблемы:
никогда не оставалась одна дома;
• решив поступать в ВУЗ в другой город, не задумывалась о своей жизни вне дома;
• не было опыта самостоятельной жизни и ведения хозяйства.
• подруга «бросила», не с кем поделиться своими чувствами и переживаниями;
• резкая смена климата, как следствие - простудные заболевания, тяжелая ангина.
– положительные последствия различных вариантов решения проблем: с нятие напряжения.
– отрицательные последствия различных вариантов решения проблемы:
появление психосоматических заболеваний, страхов.
– что нужно было сделать для предупреждения возникновения проблемы и ее отрицательных последствий:
Нужно было подружиться с девушкой, которая тоже приехала из другого города, проводить много времени вместе, поддерживая друг друга. Заняться самоанализом.
7. Проанализируйте следующую проблему по плану (см. ниже). «Н., 83 года. Имеет дочерей и внука, муж умер 3,5 года назад. В молодости (военные годы) она вынуждена была обеспечивать свою семью. Жили все вместе, женщины, очень сплоченно. Далее муж-военный, дети. Сейчас Н. постоянно собирает что-то в тюки, прячет или носит с собой. Часто стремится куда-то пойти, демонстрирует активность. Н. не пускает жить никого из родственников в свою пустующую квартиру. Н. часто кажется, что в квартиру пытаются проникнуть воры. Иногда обвиняет дочерей, что они что-то украли у нее и хотят ее смерти».
План:
– факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации:
В данной ситуации описывается трах потери опоры в жизни.
Внешние факторы: тревожность, мнительность, навязчивые действия и речь, неадекватная активность. Значительные нарушения внимания и кратковременной памяти. Страх потери имущества. Страх смерти.
– типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода:
Проблема является закономерной для данного возрастного периода.
– противоречия, порождающие проблему, описанную в ситуации;
Противоречие между желанием жить и ускользающей возможностью.
– этапы, механизмы возникновения проблемы:
1. Тяжелая жизненная ситуация в молодости: беспокойство, страх за своих близких, необходимость прилагать большие усилия для поддержания жизни.
2. Страх за свою жизнь и жизнь близких людей.
3. Сочетание предпосылок проблемы и качеств личности с возрастными физиологическими и психологическими изменениями
– положительные последствия различных вариантов решения проблемы:
Спокойная старость Н.
– отрицательные последствия различных вариантов решения проблемы:
Повышенная тревожность, уход в психиатрию.
– что нужно было сделать для предупреждения возникновения проблемы и ее отрицательных последствий:
Близким и родным необходимо было поддержать Н., снять обострение лекарственными препаратами.