Устройство системы доминирующих потребностей

 

Итак, выше описаны: статическая схема сосуда потребности, система восприятия психики, пять динамических состояний сосуда потребности.

 

Теперь пришло время разобраться в том, как устроена система доминирующих потребностей, чем обусловлена доминанта сосудов и почему в нашем восприятии возникает «Я»? Куда устремлено «Я»? Что такое личность и как она проявляется?

 

Первый субъективно наблюдаемый и один из самых значимых сосудов начинает формироваться внутри восприятия, как только мембрана фиксирует первое субъективное ощущение дискомфорта, и первое желание совершить действие, чтобы этот дискомфорт нейтрализовать.

 

Речь идет о том периоде, когда организм матери начал отторжение плода. До этого момента внутри восприятия плода организм матери и сам плод были единым целым, и действовали синхронно в процессе удовлетворения потребностей плода. Как только у плода появлялась какая-то потребность, она тут же удовлетворялась организмом матери.

 

~ 53 ~


Внутри восприятия плода был лишь процесс идеального гармоничного сосуществования с окружающей средой. И вдруг, эта связь рвется, и эта идеальная гармония разрушается в один миг.

 

Плод вдруг фиксирует в восприятии информацию, что есть некое ощущение внутреннего пространства - точка относительно которой ведется восприятие (внутренняя точка восприятия), внутри которого есть дискомфорт и есть окружающая среда. Внутренняя точка восприятия становится первым кирпичиком в дальнейшем формировании «Я». Окружающая среда, обнаружив себя, моментально отдалилась

 

и стала причиной возникновения этого дискомфорта. В восприятии возникает новое явление, а точнее раскрывается новая способность. Это способность наблюдать внутреннюю и внешнюю реальность и процессы происходящие в них.

 

Начинает формироваться первая субъективно ощущаемая потребность и первый объект, способный эту потребность насытить, появляется первая мотивация совершить действие, чтобы удовлетворить эту, в будущем, одну из самых значимых корневых потребностей – потребность слияния с окружающей средой в единый объект. Настолько единый, что в нем должно раствориться само представление об окружающей среде и внутренняя точка восприятия. Появляется первый фундаментальный вывод внутри точки восприятия. О том, что после возвращения к слиянию точки восприятия с окружающей средой и после растворения в ней, исчезнет возникшее с моментом появления точки восприятия субъективное ощущение дискомфорта, и снова возобновится процесс гармоничного сосуществования с окружающей средой. А

 

~ 54 ~


спонтанная экспрессия всех биологических потребностей будет удовлетворяться окружающей средой раньше, чем сможет снова обнаружить себя точка восприятия, наблюдающая дискомфорт, возникший в результате разделения с окружающей средой.

 

Так же начинает формироваться мотивация, совершить действие, которое может исправить ситуацию. Действие, которое приведет к сближению и слиянию двух объектов в один. Чтобы точка восприятия и окружающая среда снова стали единым объектом и слились в синхронном процессе гармоничного и бесконечного насыщения настолько, что точка восприятия исчезнет из субъективного ощущаемого пространства, и снова из восприятия исчезнет деление на внутреннее и внешнее пространство. Ирония заключается в том, что объективно в этот момент плод по-прежнему находится

 

в утробе, и он по-прежнему слит с организмом матери. Трудно сказать наверняка, что является причиной возникновения первого субъективного разделения с матерью в восприятии плода. Возможно, оно происходит после первых потуг, а возможно это генетически заложенная реакция организма плода, которая в итоге служит организму матери сигналом того, что плод готов к рождению.

 

Дальше появляется новый вид дискомфорта. Точка восприятия фиксирует, что во внешней среде периодически резко увеличивается напряжение и давление на плод. Это многократно увеличивает дискомфорт, поскольку к субъективно ощущаемому разделению внутренней точки восприятия с внешней средой, которая становится еще заметнее в этот момент, добавляется еще и ощущение границ внешней среды,

 

~ 55 ~


которые давят на плод, во время мышечных сокращений, добавляя дискомфорт. Появляется потребность в свободном от напряжения окружающем пространстве, которое не давило бы на внутреннее пространство, тем самым создавая дискомфорт.

 

Далее плод начинает двигаться по родовому пути, со всех сторон его толкают мышцы организма матери и двигают в определенном направлении, плод тоже двигается. В этот период плод никоим образом не контролирует моторику, и поэтому его движения непроизвольные. Но, в восприятии плода уже есть разделение окружающей среды с внутренней точкой восприятия. Есть и ощущение границы внешней среды, поэтому плод чувствует разницу между движениями мышц организма матери, и движениями собственного тела. Далее происходит рождение. Плод чувствует спад напряжения в окружающей среде, она больше не давит на него и не стремится двигать его куда-то. Психика плода снова делает фундаментальный вывод. В случае увеличения напряжения и давления со стороны окружающей среды, нужно двигаться в направлении, задаваемом окружающей средой, чтобы прийти к избавлению от дискомфорта, возникшего по причине напряжения и давления окружающей среды. Возможно, этот вывод лежит в основе всевозможных попыток человечества понять волю окружающей среды и следовать ей, чтобы снизить уровень напряжения и давления со стороны субъективно ощущаемой окружающей среды.

 

Но, далее плод обнаруживает еще целый ряд новых видов дискомфорта. Он теряет прежний уровень чувственного контакта с окружающей средой (организмом матери), он вдруг обнаруживает дискомфорт вызванный кислородным

 

~ 56 ~


голоданием, который после первого вдоха и удовлетворения кислородного голода меняется дискомфортом от субъективного ощущения большого количества внутреннего напряжения в теле.

 

Далее идет целый ряд успокаивающих младенца факторов.

 

Во-первых, с каждым вдохом он все больше и больше чувствует свое тело, которое в этот момент не находится под интенсивным давлением окружающей среды, и его раскрывшаяся недавно потребность в свободном от напряжения окружающем пространстве с каждым вдохом удовлетворяется.

 

Во-вторых, он начинает кричать и чувствует, как с каждым криком и даже просто с каждым выдохом немного уменьшается дискомфорт, который ему доставляет напряжение в мышцах тела.

 

Далее, в российских роддомах, его кладут на некоторое время на живот матери и даже могут дать ему пососать из её груди немного молозива. Это конечно не заменит потерянную пуповину, но в некоторой степени снизит дискомфорт от потери контакта с организмом матери, поскольку появится благоприятный сигнал. Несмотря на то, что контакт через пуповину потерян, организм матери все еще является частью окружающей среды и с ним может быть установлен качественно новый контакт.

 

В этот период психика плода может сделать еще несколько фундаментальных выводов. О том, насколько качественно новая окружающая среда в целом позитивно или негативно к нему настроена. О том, как она принимает или

 

~ 57 ~


отторгает его экспрессию. О том, что возможны разные варианты взаимодействия с окружающей средойкоторые могут

 

в результате влиять на уровень субъективного ощущения дискомфорта и т.д.

 

Конечно, в случаях когда роды проходят с проблемами, либо через операцию кесарева сечения, либо речь идет о нескольких плодах, это может придавать в описанный выше процесс ряд специфических переживаний, которые окажут свое влияние на формирование фундаментальных выводов в восприятии плода.

 

Фундаментальный вывод – устойчивое, сформировавшееся в восприятии в довербальный период жизни, основанное на опыте наблюдения, субъективно ощущаемое как собственное, устойчивое отношение ребенка

 

к какому-либо свойству, процессу, объекту внутренней или окружающей реальности, к действию происходящему внутри, исходящему от себя вовне, или исходящему от объектов окружающей реальности в отношении ребенка или к результату действия.

 

По своей сути, фундаментальный вывод можно назвать мнением о чем-то, принятым на основе собственного опыта в довербальный период жизни человека. Но, это мнение не является аналогом убеждения взрослого человека, это мнение складывается из тех единиц информации, которые доступны новорожденному плоду в его мембране восприятия.

 

Началом наблюдения, на основе которого делаются фундаментальные выводы можно считать появление в

 

~ 58 ~


субъективно ощущаемой реальности внутренней точки восприятия.

 

Первые фундаментальные выводы становятся основой того, что в большинстве современных

 

психологических теориях принято называть бессознательным, или подсознанием, хотя в рамках настоящей теории эти понятия приобретают существенно более глубокий смысл.

 

Фундаментальным этот вывод остается постольку, поскольку после начала вербального периода жизни, никакого глубокого осознания и вербального осмысления, составленных ранее фундаментальных мнений о себе, об особенностях взаимоотношений с окружающими, не происходит. Так же не происходит переосмысление значимости и важности выбранных поведенческих стратегий и психоэмоциональных реакций, которые основаны на фундаментальных выводах. Они остаются в виде фоновых эмоциональных оттенков, которые чаще всего так и не меняются в течение жизни.

 

Во многом это происходит по причине того, что при кардинальном изменении представлений о себе и об окружающем мире в процессе естественного развития, прежние представления просто выпадают из области доступной фокусу осознания, и связанные с этими представлениями фундаментальные выводы также выпадают как неотъемлемая часть этих представлений. Видимо это происходит для того, чтобы они не мешали в процессе организации деятельности в настоящем. Поэтому

 

 

~ 59 ~


мы и не помним свое представление о себе и окружающем мире в ранние периоды жизни.

 

Но это выпадение из области, доступной фокусу осознания, происходит не по принципу старой змеиной кожи, а по принципу матрешки, когда в процессе естественного развития, представление о себе и о мире кардинально меняется за короткий период. Новое представление прикрывает предшествующее собой, но предшествующее является, по сути, внутренним, скрытым наполнением нового.

 

Далее, через какое-то время, ребенок испытывает новый вид дискомфорта – голод, который удовлетворяется при кормлении. И психика делает еще один фундаментальный вывод о том, что субъективно ощущаемый дискомфорт может быть удовлетворен через поглощение объекта окружающей среды, и через насыщение и наполнение субъективно ощущаемой внутренней пустоты.

 

В какой-то момент ребенок засыпает, и в его опыте появляется еще один способ снизить субъективно ощущаемый внутренний дискомфорт. Далее, через какое-то время, ребенок чувствует, как напряжение и давление снова возрастают, только на этот раз изнутри. Рефлекторно он начинает тужиться, кричать, напрягаться, морщиться и т.д., что приводит к дефекации. Психика делает еще один фундаментальный вывод, о том, что усиление внутреннего напряжения может привести в итоге к разрядке и к ослаблению субъективно ощущаемого дискомфорта.

 

Все описанные выше фундаментальные выводы формируются не в один миг, и до подкрепления

 

~ 60 ~


произвольным действием, они остаются просто в виде информации, которая содержится во внутренней точке восприятия в виде эмоциональных оттенков, фиксированных на определенных образах, связанных с тем как новорожденному представляется окружающая его реальность. Фундаментальные выводы на данном этапе никак не влияют на процесс жизнедеятельности малыша. Вся его жизнедеятельность в это время происходит рефлекторно и непроизвольно. Пройдет еще некоторое время, пока в общем потоке сигналов окружающей и внутренней реальности ребенок начнет различать объекты и сформирует к каждому из них свое оценочное отношение. До этого времени все виды дискомфорта, все виды деятельности, ориентированной на избавление от дискомфорта, все виды наслаждения и все виды деятельности, ориентированные на получение наслаждения, будут представляться его восприятию как различные процессуальные потоки окружающей и внутренней реальности, неподконтрольные ему и происходящие без его участия. В том числе и взаимодействие ребенка с окружающими его людьми.

 

В этот период у ребенка формируется фундаментальный вывод о наиболее успешных с точки зрения избавления от дискомфорта и с точки зрения получения наслаждения стратегиях деятельности, таких как сон и насыщение пищей. Из чего в дальнейшем формируются две фундаментальные стратегии деятельности, ориентированной на удовлетворение самой первой корневой потребности – потребности слияния внутренней точки восприятия с окружающей средой в единый объект.

 

~ 61 ~


Первая стратегия (стремление к поглощению) – это стратегия поглотить окружающую реальность, чтобы она стала единой с внутренней реальностью. Эта фундаментальная стратегия является основной движущей силой в процессе организации деятельности, ориентированной на насыщение потребностей.

 

И вторая стратегия (стремление к покою) – это попытка успокоиться настолько, чтобы в какой-то момент

 

в этом состоянии покоя исчез внутренний дискомфорт и соответственно вместе с ним исчезла внутренняя точка восприятия. Эта фундаментальная стратегия лежит в основе попыток отторжения и агрессии против раздражающих и нарушающих покой факторов, а также является движущей силой

 

в деятельности, ориентированной на защиту и выживание.

 

У внимательного читателя может возникнуть вопрос о том, почему в этом разделе написано, что первый сосуд потребности начинает формироваться к тому времени, когда целый ряд биологических потребностей, например, таких как, потребность в циркуляции крови в организме, уже некоторое время удовлетворяется?

 

Все дело в том, что система доминирующих потребностей в этой книге описывается относительно восприятия её носителя, созерцающего свой внутренний мир и постигающего глубины своего внутреннего опыта. Именно поэтому её описание начинается с того момента, как появилась внутренняя точка восприятия.

 

При этом нельзя проигнорировать тот факт, что в системе доминирующих потребностей есть области, недоступные для

 

~ 62 ~


внутреннего созерцания, то есть для освоения фокусом осознания, ориентированным относительно внутренней точки восприятия. И тут речь идет не только о физиологических процессах. И конечно, эти области тоже необходимо описать для создания полной картины психодинамического процесса внутри системы доминирующих потребностей.

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: