Анализ структуры и динамики финансов учреждения

 

Рассмотрим динамику активов Городской поликлиники № 135 за 2009 год (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1 Динамика активов Городской поликлиники № 135 в 2009 г. тыс. руб.

Показатели

бюджетные средства

внебюджетные средства

итого

  на начало 2009 года на конец 2009 года Абс. откл., +/- Темп роста, % на начало 2009 года на конец 2009 года Абс. откл., +/- Темп роста, % на начало 2009 года на конец 2009 года Абс. откл., +/- Темп роста, %
Основные средства, остаточная стоимость                        
Материальные запасы                        
Нефинансовые активы, всего                        
Расчеты по авансам выданным                        
в т.ч. за услуги связи                        
 за коммунальные услуги                        
Финансовые активы, всего                        
Баланс                        

 

Как видно из представленных данных, в течение 2009 года активы Городской поликлиники № 135 снизились на 1140,3 тыс. руб., или на 2,4 %. При этом снижение активов, приобретенных за счет средств бюджета, сократилось на 1015,1 тыс. руб. (на 2,2 %). Активы Городской поликлиники № 135, приобретенные за счет внебюджетных источников, в 2009 г. сократились более существенно - на 46,0 %. В абсолютном выражении снижение составило 125,3 тыс. руб.

Снижение стоимости активов Городской поликлиники № 135 в 2009 году в первую очередь произошло за счет уменьшения остаточной стоимости основных средств учреждения - на 1111,1 тыс. руб., или на 2,4 %. Причиной уменьшения первоначальной стоимости было начисление амортизации основных средств.

Большая часть основных средств Городской поликлиники № 135 (на конец 2009 года - 46101,1 тыс. руб., или 99.7 %) приобретена за счет бюджетных средств. Остаточная стоимость основных средств, приобретенных за счет внебюджетных источников, на конец 2009 года составила всего 147,1 тыс. руб.

Материальные запасы Городской поликлиники № 135 в течение 2009 года уменьшились на 38,7 тыс. руб., или на 42,1 %. При этом учреждение как на начало года, так и на конец года имеет материальные запасы, приобретенные исключительно за счет бюджетных средств.

Динамика активов Городской поликлиники № 135 в 2009 г. представлена на рис. 2.2.

 

Рис. 2.2 Динамика активов Городской поликлиники № 135 в 2009 г


Рассмотрим структуру активов Городской поликлиники № 135 за 2009 год (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2 Структура активов Городской поликлиники № 135 в 2009 г. тыс. руб.

Показатели

На начало 2009 года

На конец 2009 года

 

бюджетные средства

внебюджетные средства

итого

бюджетные средства

внебюджетные средства

итого

  Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %
Основные средства, остаточная стоимость                        
Материальные запасы                        
Нефинансовые активы, всего                        
Расчеты по авансам выданным                        
в т.ч. за услуги связи                        
 за коммунальные услуги                        
Финансовые активы, всего                        
Итого                        

 

Как видно из табл. 2.2, на начало и конец 2009 года активы Городской поликлиники № 135 состояли из нефинансовых активов. При этом большая часть нефинансовых активов учреждения - это остаточная стоимость основных средств (99,8 %).

Материальные запасы Городской поликлиники № 135 на начало 2009 года составили всего 0,2 %, что в абсолютном выражении составило 92 тыс. руб. К концу года их удельный вес в структуре активов учреждения сократился до 0,1 %.

На конец 2009 Городская поликлиника № 135 имела остатки авансов выданных в сумме 9,4 тыс.руб. (в т.ч. за услуги связи - 6,8 тыс.руб. и за коммунальные услуги - 2,6 тыс.руб.).

Структура активов Городской поликлиники № 135 на 31 декабря 2009 г. представлена на рис. 2.3.

 

Рис. 2.3 Структура активов Городской поликлиники № 135 на 31 декабря 2009 г

 

Рассмотрим динамику пассивов Городской поликлиники № 135 за 2009 год (табл. 2.3).

 

Таблица 2.3 Динамика пассивов Городской поликлиники № 135 в 2009 г. тыс. руб.

Показатели

бюджетные средства

внебюджетные средства

итого

  на начало 2009 года на конец 2009 года Абс. откл., +/- Темп роста, % на начало 2009 года на конец 2009 года Абс. откл., +/- Темп роста, % на начало 2009 года на конец 2009 года Абс. откл., +/- Темп роста, %
Расчеты по платежам в бюджеты                        
Расчеты, всего                        
Финансовый результат прошлых отчетных периодов                        
Финансовые результаты, всего                        
Баланс                        

 

Из представленных данных видно, что пассивы Городской поликлиники № 135 за 2009 г. сократились на 1140,3 тыс. руб., или на 2,4 %. Финансовые результаты прошлых отчетных периодов, которые составляют большую часть пассивов учреждения, сократились за год на 1138,8 тыс. руб. (на 2,4 %) и составили на конец 2009 г. 46312,6 тыс. руб.

Структура пассивов Городской поликлиники № 135 в 2009 г. представлена в табл. 2.4.

 

Таблица 2.4 Структура пассивов Городской поликлиники № 135 в 2009 г. тыс. руб

Показатели

На начало 2009 года

На конец 2009 года

 

бюджетные средства

внебюджетные средства

итого

бюджетные средства

внебюджетные средства

итого

  Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %
Расчеты по платежам в бюджеты                        
Расчеты, всего                        
Финансовый результат прошлых отчетных периодов                        
Финансовые результаты, всего                        
Баланс                        

 

Из табл. 2.4 видно, что пассивы Городской поликлиники № 35 состоят из финансовых результатов прошлых отчетных периодов. Финансовый результат прошлых отчетных периодов в течение 2009 г снизился на 1138,8 тыс.руб., или на 2,4 %. Большую часть финансовых результатов Городской поликлиники № 135 получило от осуществления бюджетной деятельности.

Таким образом, результаты анализа показателей бухгалтерского баланса Городской поликлиники № 135 за 2009 год свидетельствуют о стабильной структуре баланса и о незначительной динамике активов и капитала учреждения.

Рассмотрим финансирование Городской поликлиники № 135 за 2007 - 2009 гг. за счет средств бюджета, средств фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и поступлений от внебюджетной деятельности. Анализ динамики финансирования Городской поликлиники № 135 в разрезе основных источников в 2007-2009 гг. представлен в табл. 2.5.

 

Таблица 2.5 Динамика финансирования Городской поликлиники № 135 в 2007-2009 гг

Тыс. руб.

Источники финансирования

Годы

2008 г. к 2007 г.

2009 г. к 2008 г.

  2007 2008 2009 Абсолютное отклонение, +/- Темп прироста, % Абсолютное отклонение, +/- Темп прироста, %
Бюджетное финансирование     42 183        
Средства Фонда обязательного медицинского страхования     295 673        
Поступления от внебюджетной деятельности     55 415        
Итого     393271        

Из табл. 2.5 видно, что объем финансирования Городской поликлиники № 135 ежегодно растет. В 2008 г. объем финансирования составил 362909 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 2007 г. на 46353 тыс. руб. (на 14,6 %). В 2009 г. финансирование Городской поликлиники № 135 составило 393271 тыс. руб. Прирост по сравнению с 2008 г. составил 30362 тыс. руб., или 8,4 %.

Динамика финансирования Городской поликлиники № 135 в 2007-2009 гг. представлена на рис. 2.4.

 

Рис. 2.4 Динамика финансирования Городской поликлиники № 135 в разрезе основных источников в 2007-2009 гг

 

Финансирование деятельности Городской поликлиники № 135 за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования увеличивается. В 2007 г. финансирование за счет средств фонда составило 135193 тыс. руб., в 2008 г. оно увеличилось на 78075 тыс. руб. (на 57,8 %) и достигло максимального значения в 2009 г. - 295673 тыс. руб. Прирост финансирования поликлиники за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составил 82405 тыс. руб., или 38,6 %.

В анализируемом периоде намечается тенденция к уменьшению финансирования расходов поликлиники за счет средств бюджета. Наиболее резкое снижение финансирования за счет средств бюджета произошло в 2008 году, которое снизилось на 62,3 % (71989 тыс. руб.). В 2009 г. бюджетное финансирование Городской поликлиники № 135 составило 42183 тыс. руб., снизившись по сравнению с 2008 г. на 1316 тыс. руб., или на 3,0 %.

По итогам анализа можно сделать вывод, что увеличение объема финансирования Городской поликлиники № 35 связано в основном с увеличением финансирования из Фонда обязательного медицинского страхования. Динамика финансирования Городской поликлиники № 135 в разрезе основных источников в 2007-2009 гг. представлена на рис. 2.5.

 

Рис. 2.5 Динамика финансирования Городской поликлиники № 135 в разрезе основных источников в 2007-2009 гг.

 

Анализ структуры финансирования Городской поликлиники № 135 в разрезе основных источников в 2007-2009 гг. представлен в табл. 2.6.

 

Таблица 2.6 Структура финансирования Городской поликлиники № 135 в 2007-2009 гг. Тыс. руб.

Год Всего кассовых расходов (тыс. руб.)

Финансирование (тыс. руб.)

Структура финансирования (% от общего)

    Бюджет Фонд ОМС Внебюджетная деятельность Бюджет Фонд ОМС Внебюджетная деятельность
2007             20,8
2008             29,2
2009             14,1

Из табл. 2.6 видно, что в структуре финансирования деятельности Городской поликлиники № 135 в течение всего анализируемого периода наибольший удельный вес приходится на средства Фонда обязательного медицинского страхования (42,7 %, 58,8 % и 75,2 % в 2007 г., 2008 г. и 2009 г. соответственно.

Удельный вес бюджетного финансирования Городской поликлиники № 135 сократился с 36,5 % в 2007 г. до 10,7 % в 209 г. (на 25,8 процентных пункта за три года).

Поступления от внебюджетной деятельности в 2007 г. составили 20,8 % финансирования Городской поликлиники № 135. В 2008 г. их удельный вес увеличился до 29,2 % (на 8,4 процентных пункта). В 2009 г. удельный вес поступлений от внебюджетной деятельности резко сократился и составил 14,1 %. Сокращение показателя по сравнению с 2008 г. составило 15,1 процентных пункта.

По результатам анализа можно сделать вывод, что в структуре финансирования деятельности Городской поликлиники № 135 в анализируемом периоде (2007-2009 гг.) преобладают средства Фонда обязательного медицинского страхования.

Структура финансирования Городской поликлиники № 135 в разрезе основных источников в 2007-2009 гг. представлена на рис. 2.6.

 

Рис. 2.6. Структура финансирования Городской поликлиники № 135 в разрезе основных источников в 2007-2009 гг

Для анализа поступающего бюджетного финансирования и расходования средств на содержание Городской поликлиники № 35, а также для рассмотрения снижения или увеличения финансирования по каждой отдельной статье экономической классификации необходимо детально рассмотреть финансирование по каждому источнику (Приложение 1).

В табл. 2.7 представлен анализ выполнения сметы в части бюджетного финансирования деятельности Городской поликлиники № 135.

 

Таблица 2.7 Бюджетные ассигнования Городской поликлиники № 135 в 2007- 2009 гг.

Тыс. руб.

Статьи Год Утверждено по смете (тыс. руб.) Профинансировано (тыс. руб.) % к утвержденным по смете
Заработная плата 2007 1400 1365 97,5
  2008      
  2009      
Начисления на заработную плату 2007      
  2008      
  2009      
Приобретение оборудования 2007      
  2008      
  2009      
Коммунальные расходы 2007      
  2008      
  2009      
Прочие расходы 2007      
  2008      
  2009 21503 22305 103,7
Всего: 2007 42350 115488 272,7
  2008 43570 43499 99,8
  2009 43873 42183 96,1

 

Из представленных данных видно, что на протяжении 2007-2009 гг. наблюдались процессы нестабильного бюджетного финансирования деятельности Городской поликлиники № 135. За счет бюджета в эти годы не финансировались статьи расходов «Медикаменты» и «Питание» и «Капитальный ремонт».

Анализируя финансирование на заработную плату работников Городской поликлиники № 135 видно, что происходит систематическое недофинансирование. Так, в 2007 году недофинансирование составило 35 тыс. руб. или 2,5 %, в 2008 году - 228 тыс. руб. или 9,9 %, в 2009 году - 273 тыс. руб. или 11,4 %. Соответственно, общее недофинансирование на заработную плату работников Городской поликлиники № 135 за анализируемый период составило 536 тыс. руб.

Однако финансирование на начисления на заработную плату в 2007 году превысило лимитные обязательства на 2 тыс. руб. или 0,4 %, а в 2008 и 2009 годах произошло значительное недофинансирование и составило соответственно 87 тыс. руб. или 10,1 % и 99 тыс. руб. или 11,8 %. В среднем за три года недофинансирование на начисления на заработную плату составило 184 тыс. руб.

На приобретение оборудования в 2007 году утверждено финансирование по смете 8250 тыс. руб., фактически финансирование не было осуществлено. В 2008 году при утвержденных 10 тыс. руб., финансирование фактически также не осуществлялось. В 2009 году утверждено лимитных обязательств 540 тыс. руб., а профинансировано 523 тыс. руб. Таким образом, по статье «Приобретение оборудования» недостаток финансирования по сравнению лимитными обязательствами за три года составил 8277 тыс. руб.

Наиболее недофинансированной статьей экономической классификации оказались коммунальные расходы Городской поликлиники № 135. В 2007 году недофинансировано 6290 тыс. руб. или 35 %, в 2008 году - 3434 тыс. руб. или 16,3 %, в 2009 году 1803 тыс. руб. или 9,9 %. В среднем за три года недофинансирование составило 11527 тыс. руб.

Финансирование по прочим расходам Городской поликлиники № 135 незначительно превысило лимиты бюджетных обязательств. В 2007 году на 2737 тыс. руб. или 19,2 %, в 2008 году - на 3236 тыс. руб. или 16,9 %, в 2009 году - на 802 тыс. руб. или 3,7%.

Обобщая вышесказанное, несмотря на то что лимиты бюджетных обязательств ежегодно утверждаются больше, финансирование Городской поликлиники № 135 из бюджета сокращается. Кроме того, при низкой заработной плате медицинских работников, недофинансирование по статьям на заработную плату становится хроническим и с каждым годом увеличивается. Доля расходов на заработную плату от общего из бюджета составляет в 2007 году 4,5 % от запланированных и 1,6 % от профинансированных средств, соответственно в 2008 году - 7,7 % и 6,1 %, а также в 2009 году - 7,4 % и 6,8 %.

При такой динамике в заработной плате работников Городской поликлиники № 135 необходимо рассмотреть другие источники ее финансирования (табл. 2.8).

 

Таблица 2.8 Анализ финансирования заработной платы работников Городской поликлиники № 135 в 2007-2009 гг

тыс. руб.

Год Всего кассовых расходов (тыс. руб.)

Финансирование (тыс. руб.)

Структура финансирования (% от общего)

    Бюджет Фонд ОМС Внебюджетные средства Бюджет Фонд ОМС Внебюджетные средства
2007         1,1 81,0 17,9
2008         1,0 77,0 22,0
2009         0,8 68,3 30,9

 

Из анализа расходов Городской поликлиники № 135 на заработную плату видно, что наибольшие затраты приходятся за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования и средств от предпринимательской деятельности. Так, в 2007 году наибольшая доля расходов на заработную плату сложилась за счет средств фонда обязательного медицинского страхования и составила 81 %. В 2008 и 2009 годах этот показатель снижается соответственно до 77 % и 68,3 %, однако по прежнему остается высоким показателем финансирования заработной платы.

Кроме того, следует отметить, что расходы Городской поликлиники № 135 на заработную плату за счет внебюджетных средств за три года выросли на 61418 тыс. руб.

Далее необходимо детально рассмотреть финансирование деятельности Городской поликлиники № 135 из других источников.

Финансирование деятельности Городской поликлиники № 135 за счет средств фонда обязательного медицинского страхования за 2007-2009 гг. проанализировано по данным Приложения 2 и приведено в табл. 2.9.

 

Таблица 2.9 Анализ финансирования Городской поликлиники № 135 за счет средств фонд обязательного медицинского страхования в 2007-2009 гг.

тыс. руб.

Статьи Год Утверждено по смете (тыс. руб.) Профинансировано (тыс. руб.) % к утвержденным по смете
Заработная плата 2007 104466 98357 94,2
  2008 162637 161249 99,1
         
Начисления на заработную плату        
         
         
Медикаменты        
         
         
Мягкий инвентарь        
         
         
Специальное питание        
         
         
Прочие расходы 2007 - - -
  2008 57 57 100
  2009 89 89 100
Всего: 2007 158871 135140 85,0
  2008 223873 213264 95,3
  2009 311456 295673 94,9

 

Делая сравнительный анализ финансирования Городской поликлиники № 135 из бюджета и фонда обязательного медицинского страхования можно отметить более стабильное финансирование за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Однако на протяжении 2007-2009 годов не финансировались такие статьи расходов как «Приобретение оборудования», «Капитальный ремонт» и «Коммунальные расходы».

Анализируя финансирование на заработную плату видно, что также происходит систематическое недофинансирование. Так, в 2007 году недофинансирование составило 6109 тыс. руб. или 5,8 %, в 2008 году - 1388 тыс. руб. или 0,9 %, в 2009 году - 6019 тыс. руб. или 3,2 %. Всего за три года по статье «Заработная плата» недофинансировано 13516 тыс. руб., что превышает недофинансирование за счет бюджета на 12980 тыс. руб.

Кроме того, недофинансированы начисления Городской поликлиники № 135 на заработную плату в 2007 году на 7204 тыс. руб. или 19,3 % и в 2009 году - 2107 тыс. руб. или 3,2 %, однако в 2008 году финансирование составило 100 % сметных назначений. Недофинансирование за три года составило 9311 тыс. руб., что превысило недофинансирование за счет бюджета на 9127 тыс. руб.

По статье «Медикаменты» ежегодно происходит значительное недофинансирование. Так в 2007 году недофинансировано по смете составило 9755 тыс. руб. или 62 %, в 2008 году - 10107 тыс. руб. или 45,2 %, в 2009 году - 7673 тыс. руб. или 14,4 %.

На мягкий инвентарь в 2007 году утверждено сметных назначений 933 тыс. руб., финансирование составило 381 тыс. руб. Недофинансирование по статье «Мягкий инвентарь» составило 59,2%. В 2008 году превышение финансирования над сметными назначениями составило 864 тыс. руб. или 142,1 %. В 2009 году финансирование произведено в полном объеме или 100 % сметных назначений.

Такая же динамика складывается по статье «Специальное питание». В 2007 году недофинансировано 111 тыс. руб. или 33 %, в 2008 и 2009 годах происходит превышение финансирования над сметными обязательствами соответственно на 22 тыс. руб. или 6,1 % и 16 тыс. руб. или 4 %.

Что касается финансирования Городской поликлиники № 135 по прочим расходам, то в 2007 году сметные обязательства не утверждались, и финансирование не производилось. В 2008 и 2009 годах финансирование составило 100 % сметных обязательств.

Из вышеизложенного видно, что ежегодно финансирование Городской поликлиники № 135 за счет средств фонда обязательного медицинского страхования стабилизируется, но при этом происходит систематическое недофинансирование статей заработной платы. Средства, зарабатываемые поликлиникой, не возвращаются. Значительное недофинансирование на медикаменты покрывается за счет средств от предпринимательской деятельности.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: