Тенденции и перспективы развития системы защиты интеллектуальной собственности в России в связи с присоединением к ВТО

 

Низкий уровень защиты прав интеллектуальной собственности в России долгое время являлся краеугольным камнем двусторонних переговоров России и США о присоединении первой к ВТО. Но 19 ноября 2006 г. Россия наконец подписала Соглашение о завершении двусторонних переговоров с США (далее - Соглашение) и взяла на себя обязательства обеспечить до присоединения к ВТО уровень защиты прав ИС, соответствующий стандартам ТРИПС, а иногда их и превышающий. В соответствии с этим Соглашением Россия обязалась:

-  уделить особое внимание решению проблемы производства пиратских оптических дисков путем закрытия нелегальных производств;

-  добиться принятия постановления Верховного суда, в котором нижестоящим судам разъяснялся бы порядок применения норм права об ответственности за нарушения прав ИС;

-  повысить уровень таможенного контроля нарушений прав ИС при пересечении товарами государственной границы РФ;

-  бороться с интернет-пиратством;

-  привести законы в соответствие с международными обязательствами и, в частности, Соглашением ТРИПС;

-  обеспечить повышение уровня квалификации сотрудников правоохранительных органов в области охраны прав ИС.

С конца августа 2012 года Россия состоит во Всемирной Торговой Организации. Этот факт влечет за собой выполнение государством ряда обязательств.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) также становится обязательным для соблюдения РФ, так как является приложением (№1С) Соглашения о ВТО. Российское интеллектуальное право в большей степени приведено в соответствие с Соглашением ТРИПС.

Россия подтвердила, что готова выполнить обязательства, указанные в Докладе, представленном рабочей группой в ходе переговоров с членами ВТО. Из них 19 пунктов касаются интеллектуальных прав. Положения Доклада лишь содержат замечания относительно использованных в законодательных актах формулировок нормативных актов, либо говорят о несоответствиях, которые необходимо устранить. Это своеобразная оценка торгового сообщества интеллектуальному праву России, и в то же время указание на направление его развития. Но, следует учитывать, что указания по совершенствованию интеллектуального права РФ базируются, в первую очередь, на интересах международной торговли.

Далее рассмотрим некоторые положения Доклада рабочей группы, касающиеся модернизации законодательства ИС.

-  Включение в состав права интеллектуальной собственности права на вознаграждение (п. 1208 Доклада)

В международном праве существует такой термин, как "право на вознаграждение", т.е. вознаграждение за какое-либо использование объекта охраны. Это право дает обладателю возможностью извлечь финансовую выгоду в случаях, когда объект используют без его согласия. В праве России не существует как такового понятия "право на вознаграждение". Исходя из толкования Пленума ВС РФ, оно относится к исключительному праву правообладателя.

-  Невозможность управлять правами авторов и иных лиц без договора организациям по коллективному управлению правами (п. 1218 Доклада)

Представители ВТО выявили пробелы в нормах ГК РФ, касающиеся организаций по коллективному управлению правами. Данные организации с государственной аккредитацией, согласно законодательству России, вправе представлять интересы правообладателей без их согласия.

-  Отмена оговорки РФ к статье 18 Бернской конвенции (п. 1224 Доклада)

В момент присоединения России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений была сделана оговорка к статье 18 о том, что "действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для РФ уже являются на ее территории общественным достоянием". Этот факт подвергал рискам охрану множества произведений иностранных авторов.

-  Единые патентные пошлины для физических лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, и российских юридических лиц, а также для физических лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, и иностранных юридических лиц (п. 1226 Доклада).

Размеры патентных пошлин для резидентов и нерезидентов были неравнозначными. Изменения, касающиеся патентных пошлин, были внесены в 2011 году в Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 №941. С этого момента пошлины стали равными в независимости от гражданства заявителя, но были изменены в большую сторону.

-  Технические средства защиты авторских прав - толкование норм (п. 1232 Доклада)

Представитель Российской Федерации обязался, что с даты присоединения Российской Федерации к ВТО подп. 2 п. 2 ст. 1299 ГК РФ будет должным образом применяться в отношении технических средств, направленных на обход мер технической защиты, на основании предусмотренных критериев. Это направлено на снятие ответственности изготовителей оборудования, если оно использовалось не по назначению иными лицами для обмана технических средств защиты авторского права.

-  Доменное имя или товарный знак? (п. 1253 Доклада)

Соглашением ТРИПС имя домена рассматривается со стороны его соотношения с товарным знаком. Новые определения такого рода могут конкурировать с ныне действующими средствами индивидуализации, но торговые интересы членов ВТО защищены ставшими традиционными нормами, регулирующими товарные знаки, поэтому значимость новых обозначений не велика, хотя тенденции диктуют обратное.

По мнению членов ВТО и согласно Соглашению ТРИПС товарный знак имеет большую значимость по сравнению с доменным именем.

-  Правовая защита общеизвестных товарных знаков (п. 1260 Доклада)

Члены ВТО указали на то, что общеизвестные товарные знаки, которые признаны во многих странах-членах ВТО, не принимаются в РФ. Данный факт ущемляет права владельцев иностранных товарных знаков.

-  Разъяснение по исключениям из объектов патентных прав (п. 1277 Доклада)

Обязательство РФ в данной ситуации заключается в том, что содержание п. 4 ст. 1349 ГК РФ, которая включает в себя перечень объектов, не являющихся объектами патентных прав, будет толковаться и применяться в соответствии с п. 2 и 3 ст. 27 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

-  Нормы о защите коммерческой тайны на процесс регистрации лекарственных средств (п. 1295 Доклада)

Нормы об охране конфиденциальной информации о регистрации медицинских препаратов уже были включены в законодательство РФ и будут включены в тест подзаконных актов, о чем было подтверждено Представителем Российской Федерации перед рабочей группой членов ВТО.

-  Прекращение деятельности нарушителей и применение к ним необходимых санкций (п. 1312 Доклада)

В связи с вступлением в ВТО Россия обязалась принять конкретные и действенные меры по борьбе с нарушениями прав интеллектуальной собственности на территории страны, которые основываются на жалобах правообладателей и иных лиц. Также обязательство коснулось применения законодательства, регулирующего интеллектуальное право, включая взимание штрафов, учитывая общественную опасность и цели таких нарушений.

-  Борьба с незаконным присвоением и использованием чужой интеллектуальной собственности в сети Интернет (пиратство) (п. 1339 Доклада)

В РФ происходят положительные сдвиги в борьбе с пиратством в Интернете на территории России, прекращена работа множества сайтов, содержащих нелегальный контент, происходит выявление и преследование в судебном порядке компаний, которые незаконно распространяют объекты авторских или смежных прав по Интернету. Случаи прекращения работы этих ресурсов были возможны только в случаях их размещения на российских серверах. Начатая политика также будет продолжаться в данной области. Обязательство касается и тех сайтов, которые содействуют нелегальному распространению контента, к примеру, файлообменные ресурсы.

-  Уголовная ответственность за умышленное незаконное использование товарного знака или нарушение авторских прав в коммерческих масштабах (п. 1350 Доклада)

Члены ВТО склоняются к мнению, что нарушения в данной сфере будут иметь коммерческий масштаб под влиянием рыночных условий, так как конкретное пиратское действие будет совершаться в большом количестве. В этих случаях нормы УК РФ не будут привлекать нарушителей к ответственности. В связи с этим члены ВТО потребовали изменения всех пороговых величин в УК РФ общим условием коммерческого масштаба нарушения.

Подводя итоги, подчеркнем, что Российская Федерация обязалась с момента присоединения к ВТО применить все положения Соглашения ТРИПС, а также положения о обязательном осуществлении прав. Следует отметить, что данный Документ будет применяться в полном объеме с даты его принятия без какого-либо переходного периода. Интеллектуальное право в Соглашении рассматривается лишь в торговом аспекте. В частности, изменениям подверглись личные неимущественные права, такие как: требование авторского признания; возражение против действий, которые нарушают права автора после его смерти; средства защиты авторских прав, что и было подробно рассмотрено в данном исследовании. Теперь РФ должна учитывать, что ни один нормативно-правовой акт, касающийся торговлю товарами, услугами или прав на интеллектуальную собственность, принятый компетентным органом, не вступит в законную силу без должного опубликования, согласно положениям Соглашения о ВТО. Россия для получения реальной выгоды от участия в ВТО должна объединить силы отдельных организаций и ведомств и организовать единую национальную систему защиты прав интеллектуальной собственности.

Мнение экспертов относительно экономических последствий подписания Соглашения ТРИПС резко расходятся. Если говорить об экономически развитых странах, то участие в ВТО дает им прямые выгоды. ТРИПС снимает многие барьеры и способствует проникновению товаров и услуг крупнейших производителей интеллектуальной собственности на рынки других стран − участниц ВТО. Выполнение основного требования ТРИПС - усиление контроля за соблюдением прав ИС укрепляет позиции поставщиков ИС в развивающихся странах, прежде всего, это касается США. Компании США являются крупнейшими в мире поставщиками ИС. Конечно, США и другие крупнейшие поставщики ИС заинтересованы в защите своих прав на рынках развивающихся стран.

С другой стороны, многие развивающиеся страны, рассматривающие себя в основном в качестве потребителей интеллектуальной собственности, считают, что принятие таких мер ограничивает бедным странам доступ к новым продуктам и технологиям и тем самым замедляет их дальнейшее развитие.

Кроме того, выполнение требований ТРИПС ставит перед развивающимися странами проблемы институционального и финансового характера. Все перечисленные выше аргументы (плюсы и минусы) в полной мере относятся к России.

Следует заметить, что условия членства во Всемирной Торговой Организации требуют больших сроков и объемов охраны интеллектуальной собственности, авторских прав в том числе. Поэтому планируется, что в России срок охраны авторских прав должен быть увеличен до 70 лет после смерти автора. Сейчас ведется работа по изменению сроков до 70 лет (в настоящее время 50 лет). Таким образом, России предстоит еще большая работа по приведению в соответствие действующего законодательства в данной области с международными правовыми нормами и ратификация некоторых конвенций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: