[А1]1) Принцип социальной справедливости.
Уравнительный тип справедливости представляет людям одинаковые возможности, что, безусловно, оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда слабость одних индивидов по сравнения с другими, является объективной. Однако, удовлетворение потребностей личности на единообразном уровне снижает мотивацию к труду, творчеству и успеху. Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности или объективно находится в худших условиях. Теоретическое представление и социальная практика большинства стран демонстрирует как бы постоянные колебания в рамках этих представлений о справедливости, приближаясь то к одному, то к другому полюсу.
[А2] 2) Принцип индивидуальной солидарной ответственности.
Он неразрывно связан с принципом социальной справедливости и требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. При этом общество или государство должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях.
[А3] 3) Принцип социальной солидарности.
Который заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным. Это происходит путем перераспределения денежных средств через систему налогов и пособий, и перераспределения социальных ресурсов, то есть доступа к социальным коммуникациям, культуре, здравоохранению, образованию.
[А4] 4) Принцип социального партнерства.
В основе которого лежит система трипартизма, то есть участия в переговорах по социально-трудовым вопросам трех сторон: государственной власти, работников и работодателей. Этот принцип определяет равноправие сторон на переговорах при принятии решений, равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.
[А5] 5) Принцип социальной компенсации.
Призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.
[А6] 6) Принцип социальных гарантий.
Предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.
[А7] 7) Принцип субсидиарности (поддержки).
Которые предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающей социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.
[А8] Социальная защита населения – это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно-необходимого материального и социального положения всех членов общества. Это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и существования личности, различных социальных категорий и групп.
[А9] Индивидуалистическая социальная политика ориентирована на самодостаточность индивида, его активность, самодеятельность, инициативность, мастерство, профессионализм, дисциплину. Приоритет отдается ценностям свободы, возможности выбора, самоценности материальных оснований социального и гражданского статусов. При такой социальной политике индивид может выбирать тип и способ удовлетворения социальных благ, что предполагает функционирование рыночной, динамичной экономики с соответствующей инфраструктурой.
[А10] Социальная политика коллективистского типа ориентирована на примат коллективистских (патриархально-общинных) и квазиколлективистских ценностей, на равенство, справедливость, приоритет государства в ранжировании социальных благ. При этом типе государство диктует населению и способы удовлетворения социальных нужд. Все это ведет к нивелировке и дозировке экономических ресурсов, социальных статусов, потребления социально-культурных благ.
[А11]Популистский тип социальной политики ориентирован на ценности, потребности толпы. Он доминирует в кризисные, переходные периоды общественных трансформаций. В основе такого типа лежат обещания, заверения правящей или оппозиционной элиты повысить благосостояние народа, улучшить условия труда и жизнедеятельности людей наипростейшим и наикратчайшим путем, объявить беспощадную войну преступности, коррупции и т.д. Как правило, не предлагаются реальные методы, средства достижения желаемых результатов. При этом эксплуатируется какая-либо идея (коммунизма, национального суверенитета, борьбы с привилегиями). Такая политика ориентирована на достижение сиюминутного, ближайшего результата при игнорировании общих и долговременных социальных программ, социальных последствий принимаемых политических решений. Популистская политика сводится к декларациям и заверениям, не подкрепляется конкретными эффективными мерами социальной помощи и поддержки населения.
[А12]Индивидуалистическая социальная политика ориентирована на самодостаточность индивида, его активность, самодеятельность, инициативность, мастерство, профессионализм, дисциплину. Приоритет отдается ценностям свободы, возможности выбора, самоценности материальных оснований социального и гражданского статусов. При такой социальной политике индивид может выбирать тип и способ удовлетворения социальных благ, что предполагает функционирование рыночной, динамичной экономики с соответствующей инфраструктурой.
[А13]Социальная политика коллективистского типа ориентирована на примат коллективистских (патриархально--общинных) и квазиколлективистских ценностей, на равенство, справедливость, приоритет государства в ранжировании социальных благ. При этом типе государство диктует населению и способы удовлетворения социальных нужд. Все это ведет к нивелировке и дозировке экономических ресурсов, социальных статусов, потребления социально--культурных благ.
[А14]Популистский тип социальной политики ориентирован на ценности, потребности толпы. Он доминирует в кризисные, переходные периоды общественных трансформаций. В основе такого типа лежат обещания, заверения правящей или оппозиционной элиты повысить благосостояние народа, улучшить условия труда и жизнедеятельности людей наипростейшим и наикратчайшим путем, объявить беспощадную войну преступности, коррупции и т.д. Как правило, не предлагаются реальные методы, средства достижения желаемых результатов. При этом эксплуатируется какая-либо идея (коммунизма, национального суверенитета, борьбы с привилегиями). Такая политика ориентирована на достижение сиюминутного, ближайшего результата при игнорировании общих и долговременных социальных программ, социальных последствий принимаемых политических решений. Популистская политика сводится к декларациям и заверениям, не подкрепляется конкретными эффективными мерами социальной помощи и поддержки населения.
[А15]В истории западных стран примеров упреждающей социальной политики немало. Фундаментальным принципом «нового курса» Рузвельта стал принцип распределительной справедливости. До 1965 г. в США практически не работал рынок кредита на получение высшего образования, поскольку частные банки не были заинтересованы в предоставлении долгосрочных студенческих займов из-за высокой степени неопределенности их возврата. Этот факт подвергался критике в нашей литературе советского периода. Студенческие волнения 60-х гг. во Франции и ряде других европейских стран вынудили США своевременно принять превентивные меры, дабы не допустить аналогичные волнения в своей стране: утвердить государственные гарантии и субсидии в форме установления льготного процента по студенческим кредитам.
[А16]Запаздывающая социальная политика отличается слабой реактивной способностью. Она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы, потребности населения, что не способствует предотвращению конфликтов, а нередко и стимулирует их. В качестве следствий такой политики можно назвать манифестации в современной России работников бюджетной сферы, не получающих заработную плату в течение длительного времени, военнослужащих, обманутых вкладчиков и т.д.
[А17]Долговременная социальная политика требует от государства и его органов определения фундаментальных целей, основных методов, материальных ресурсов их достижения, приоритетных направлений развития социальной сферы. Она изложена в Конституции и других нормативно--правовых актах, государственных программах. Гармонизация интересов предпринимателей и работников, разработка государственных минимальных стандартов, создание благоприятных условий для эффективной трудовой деятельности, повышения уровня жизни, профессиональной переподготовки и адаптации работников к рыночным условиям -- все это долгосрочные социальные задачи. При этом долгосрочной может стать социальная политика и в конкретной области социальной сферы.
[А18]Текущая социальная политика, выражается в конкретных социальных мероприятиях для всего населения, или определенных социальных слоев (своевременная и полная индексация заработной платы, пособий, пенсий, стипендий в соответствии с ростом инфляции, защита денежных сбережений, обеспечение наиболее нуждающихся продуктами питания и необходимыми видами непродовольственных товаров по социально приемлемым ценам, помощь многодетным, неполным семьям и др.).
[А19]Ситуативная социальная политика осуществляется в экстремальных условиях (стихийные бедствия, военные действия), предполагает единовременные социальные выплаты, акции.
[А20]По масштабности можно говорить о федеральной, региональной, местной (города, района, предприятия) социальной политике. Так, по действующему законодательству предприятия самостоятельно определяют порядок оплаты труда работников на основе договоренности между Правительством Российской Федерации, объединениями работодателей и профсоюзами, что предоставляет большие возможности для смягчения диспропорций в оплате труда, поддержки своих работников.
[А21]Либеральный тип. Либеральный тип социальной политики был господствующим на протяжении нескольких десятилетий в развитых странах Запада в послевоенные годы. Становление его происходило постепенно, на основе эволюции воззрений относительно роли и активности государства в социальной сфере.
В XIX – начале XX вв. преобладало негативно-скептическое отношение к государственному вмешательству в социальную сферу общества, приоритет отдавался социальному рынку.
На рубеже 20-30-х гг. нынешнего столетия в либеральных воззрениях под влиянием экономического кризиса происходят существенные перемены. Они коснулись прежде всего возможного государственного регулирования социальной сферы. Наиболее полной концепцией, отразившей либеральные взгляды относительно социальной сферы, стала доктрина «государства благосостояния» – «общества всеобщего благоденствия». Регулирование социальной сферы выдвигалось в качестве приоритетной функции государства. Последняя рассматривалась достаточно широко и объемно: охватывала вопросы жилищного строительства, социального обеспечения, здравоохранения, образования, профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы, охраны труда. В рамках этого подхода рассматривалась налоговая и финансовая политика в той мере, в какой она была направлена на перераспределение национального дохода.
До середины 30-х годов в странах Запада практически не было государственной социальной политики, если не считать помощи психически больным, а также функционирования школ глухонемых и слепых детей. Помощь престарелым, инвалидам, бедным и другим беспомощным категориям населения считалась частным делом родственников, знакомых, делом благотворительности частных лиц и организаций.
Начало социальной политики в государственном масштабе в США связано с «новым курсом» президента Ф.Д. Рузвельта. О масштабах роста государственного регулирования социальной сферы в этой стране можно судить по таким цифрам. Государственные социальные расходы (включая затраты федеральные, штатов и местных органов власти) с 1950 по 1980 г. возросли (с поправкой на инфляционный рост цен) в 6,7 раза и в 1991 г. составили 600 млрд. долларов, в то время как оборонные расходы – 300 млрд. долларов.
[А22]Консервативный тип. На рубеже 70-80-х гг. в большинстве стран Запада, прежде всего США, Великобритании, ФРГ и др., возобладал консервативный тип социальной политики.
Он сложился как реакция лидеров правых консерваторов в развитых странах на ухудшение условий экономического развития и получил выражение в неоконсервативной позиции, согласно которой ухудшение экономического положения объективно сужает возможности государственного финансирования социальных программ. Новый виток НТР потребовал перестройки многих отраслей производства на качественно иной технологической основе, что сделало неизбежными огромные капиталовложения. Правящие круги пытаются возложить издержки технологической модернизации производства и переподготовки кадров на плечи населения. Массовая безработица, избыток дешевой иностранной рабочей силы создали неблагоприятные условия для продажи наемного труда.
Все это легло в теоретическое обоснование курса неоконсерваторов в области социальной политики. Ключевым стал тезис о «свободе выбора», согласно которому свобода ассоциируется исключительно с личным выбором. Современное общество, как утверждают сторонники этой концепции, предоставляет каждому гражданину «равные возможности». Отсюда человек в меру своих способностей, сил, возможностей должен сам заботиться о своем благосостоянии, а не перекладывать это на плечи государства.
Неоконсерваторы считают, что государственный патернализм -социальные программы помощи – потворствует иждивенчеству, пассивности и т.д. Иначе говоря, акцент ставится на равенстве возможностей, а не результатов. Все стартуют с одной линии (и здесь равны), а затем побеждают самые выносливые, подготовленные, целеустремленные.
Вместе с тем многие консерваторы признают иллюзорность, формальность и приблизительность тезиса о «равных возможностях» старта и пытаются осмыслить пути выхода из этой противоречивой ситуации. Тем не менее социальная практика неоконсерваторов в 70 -начале 80-х гг. ознаменовалась резким сокращением правительственных программ как по количеству, так и финансированию оставшихся.
В то же время следует отметить, что неоконсерваторы действовали бы в этом направлении еще более активно и энергично, если бы не влияние объективных обстоятельств, тормозящих этот процесс, с которьми невозможно не считаться: во-первых, темпы роста производства не в последнюю очередь зависят от вложения средств в социальную сферу; во-вторых, воспроизводство рабочей силы невозможно без участия и заботы государства; в-третьих, связь слабой социальной политики и политической нестабильности слишком очевидна, чтобы ее можно было не замечать.
[А23]Социал-демократический тип. Политики социал-демократического – социал-реформистского – направления многое сделали для становления развитой социальной сферы в странах, где у власти находились или находятся социал-демократы: ФРГ, Швеция, Австрия, Дания, Испания, Франция и др. В этих странах сложилась достаточно устойчивая социальная сфера с определенными принципами, адрес-ностью поддержки слабозащищенных слоев населения, устоявшимся объемом социальных функций государства.
Анализ тенденций социальной практики социал-реформизма показывает ее близость либеральным подходам (неолиберальным воззрениям). Их роднит позиция определенного этатизма в социальной сфере, прежде всего в поиске финансовых ресурсов, их расширении для разработки и реализации социальных программ, осуществления социального бюджета. Однако это не означает их тождества, вообще бы снявшего разницу между социал-реформизмом и либерализмом в области социальной политики.
Главное отличие обусловлено стратегическими целями. Социал-демократия как идеологическое течение и политическая практика есть социалистическая доктрина, основными в которой являются достижение свободы, справедливости, сотрудничества, согласия. Либерализм – это идология частного предпринимательства, капитализации общества, развиты индивидуальной предприимчивости, свободы личности, гаранти-руеюй частной собственностью, своим делом, автономным существованием Либерализм, исповедующий доктрину самодостаточности личности в условиях частной собственности и частного предпринимательства, рассматривает социальную политику как прямую противоположность социализму и одно из средств его недопущения и предотвращения. Социальная политика используется неолибералами в целях противостояния социализму. Эта достигается путем смягчения наиболее явных социальных крайностей капитализма, провозглашением социального партнерства и классового компромисса.
Социал-реформизм связывает социальную политику с гуманным, демократическим социализмом. Это движение предполагает перманентное реформирование социальной сферы путем достижения компромиссов между работодателями и наемными рабочими, расширения сферы согласия, сотрудничества на основе принципа социальной справедливости как выравнивания шансов всех людей, их исходных позиций и справедливого распределения доходов и имущества.
Главный рычаг – социальная политика: государственное регулирование экономики, рынка труда и спроса, трудовое право, система социального страхования, активная и динамичная политика доходов.
[А24]Социалистический тип. Этот тип социальной политики реально сложился в социалистических странах, хотя как теоретическая парадигма возник задолго до практики социалистического переустройства общества. Он зиждется на принципах равенства, гуманизма, справедливости.
Стержень этого типа социальной политики – ведущая, определяющая роль государства, несущего основную нагрузку в социальной сфере. Отсюда понятие социальной функции государства как одной из ключевых.
При имеющем место нынешнем критичном отношении к социалистической практике несправедливо отрицать ее несомненные достижения в социальной политике: бесплатное образование, здравоохранение; доступная сфера услуг; отсутствие безработицы; практически бесплатная для родителей сфера дошкольного образования и воспитания детей; широкие возможности потребления духовных ценностей, пользования учреждениями культуры, спорта.
Особым достижением социальной политики, к примеру, в СССР можно считать использование общественных фондов, государственные дотации для поддержания на низком ценовом уровне основных потребительских товаров.
Значительный вклад в осуществление социальной политики вносили трудовые коллективы, обладавшие фондами социального развития и несущие большую нагрузку по содержанию ведомственного жилья, соцкультбыта, включая учреждения культуры, спорта, базы отдыха, лечебные учреждения.
Вместе с тем социалистический тип социальной политики справедливо критикуется за отсутствие стимулов для развития личной предприимчивости, деловитости личности, ориентацию на всесильную роль и патернализм государства. Его крайности.неизбежно порождают инертность, иждивенчество человека. Хотя вопрос об инертности достаточно спорен, ибо отработавший на государственном предприятии, в учреждении трудовую смену, день человек проявлял себя активнейшим образом на приусадебном участке, в дачном хозяйстве, в общественной работе.
Нельзя умолчать о том, что в современную эпоху, когда наблюдается явная конвергенция различных подходов в общественной жизни, происходит сближение принципов разных типов социальной политики: либерального, неоконсервативного, социал-реформистского.
Развитые страны обладают немалыми финансовыми ресурсами для решения ряда социальных проблем, и прежде всего оказания адресной помощи. В современном мире, по мнению многих представителей политической мысли, происходит сближение, конвергенция идей. Существует такая точка зрения, что социалистическая идея все более соприкасается с либерально-консервативной. Сейчас они делают навстречу друг другу один шаг за другим. Социал-демократизм все охотнее вбирает в себя либеральные ценности свободного предпринимательства и конкуренции, независимой личности, прав человека, а социалистическая идея в развитых странах уже давно существует преимущественно в виде идеи рыночного и демократического, гуманного социализма. В свою очередь, либерал-консерватизм все терпимее относится к таким вещам, как социальная справедливость, права трудящихся, профсоюзная солидарность, государственное регулирование экономики, общественный контроль. Другими словами, социал-демократизм последовательно либерализуется, либерализм же социал-демократизируется.
[А25] Решение данной задачи будет достигаться за счет:
· развития систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения, жизнь молодежи в других странах и др.);
· модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширения их сети, модернизации системы подготовки и формирования механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью;
· оказания информационно-консалтинговой помощи молодежи, разработки специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, при осуществлении поиска, применения и распространения актуальной информации, обеспечения доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях;
· развития эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствования нормативно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов;
· поддержки межрегионального и международного взаимодействия молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес-конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены), участия в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры;
· реализации программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.
[А26] Данная система включает в себя:
· обеспечение многократного увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), расширение перечня конкурсов и совершенствование методик отбора;
· создание и развитие системы "социальных лифтов" (поддержки и сопровождения) лауреатов премий и талантливой молодежи из малых городов и сельской местности, адресная государственная поддержка учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий;
· развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;
· повышение общественного статуса лауреатов премий и их наставников, активная пропаганда и популяризация достижений талантливой молодежи в России и в мире, организация стажировок в лучших отечественных и зарубежных вузах, образовательных и научных центрах мира;
· распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность органов самоуправления;
· вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.
[А27] Задачу позволит решить:
· развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;
· развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства;
· популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;
· поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества;
· стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников.
[А28]
[А29] 1) Включая:
· меры по стабилизации ситуации на рынке труда;
· усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите;
· поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства;
· обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи;
· обеспечение условий для установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;
· учет при совершенствовании налоговой политики в отношении физических лиц, оплаты труда, при государственном регулировании цен и тарифов для населения необходимости содержания семьи с нетрудоспособными членами за счет трудовых доходов и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, транспорта, коммунального хозяйства, культурных учреждений;
· дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми;
· повышение гарантий материального обеспечения ребенка путем усиления государственного контроля за своевременной и полной выплатой алиментов;
· расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми;
· укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма.
[А30] 2) включая:
· распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери;
· усиление государственного контроля за соблюдением законодательства РФ в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы;
· введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой;
· бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;
· обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности;
· развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью.
[А31] 3) включая:
· доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;
· бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет;
· профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;
· улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;
· развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях.
[А32] Классификация партий:
1) Социально-классовый критерий:
· буржуазные
· трудящиеся
2) По организации (критерии Дюверже):
· массовые
· кадровые
3) По степени участия во власти:
· правящие
· оппозиционные
4) По характеру целей и задач:
· консервативные
· реакционные
· радикальные
5) По идеологии:
· консервативные
· либеральные
· социалистические
· коммунистические
· националистические
· фашистские
· зеленые
· клерикальные
6) По месту в партийном спектре:
· правые
· центристы
· левые
7) По организационной структуре:
· классического типа
· движенческого типа
· политический клуб
[А33] К внутренним функциям можно отнести:
- Организацию структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями;
- Функцию политического рекрутирования, т. е. пополнения рядов партии за счет новых членов;
- Решение финансовых проблем (контроль за положением партийной кассы);
- Подготовку из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы, в том числе и для выдвижения кандидатов в представительные органы власти.
[А34] Социальные функции - одни из важнейших, так как партии являются ведущей частью системы социального представительства. Социальные интересы обретают форму политических целей, задач, решая которые, партии осуществляют связь различных социальных слоев, групп, как между собой, так и с государством и другими политическими институтами, способствуя при этом интеграции (или дезинтеграции) этих слоев и групп в существующую политическую систему.
Таким образом, социальные функции включают в себя:
· Работу партии с массами с целью расширения своих сторонников - будущих избирателей;
· Разъяснение массам политической и социально-экономической ситуации, в которой живет общество, предложение платформы действий;
· Социально-политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов;
· Политическое воспитание (социализацию) граждан. Работу с молодежью с целью вовлечения ее в активную политическую деятельность, для обеспечения стабильности и преемственности в развитии общества.
[А35] Управленческие функции. Осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею. Поэтому партия должна контролировать деятельность своих лидеров независимо от надзора политических институтов. Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально-классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств ее лидеров.
[А36] Политические функции. В первую очередь связаны с борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок:
· Организацией различных форм участия в политической деятельности;
· Организацией оппозиции государственным органам, давлением на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия;
· Налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене. При подготовке к выборам партии осуществляют и электоральные функции (организация избирательной кампании), а после выборов они, как правило, реализуют парламентские функции через деятельность своих депутатов, объединенных в парламентские группы и фракции.
[А37] Идеологические функции. Связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды. Современные крупные партии имеют свои научные центры, осуществляют социологические исследования, проводят эксперименты, определяют перспективы развития.
[А38] Социальная защита населения – это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно-необходимого материального и социального положения всех членов общества. Это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и существования личности, различных социальных категорий и групп.
[А39] 1. Гуманизм и социальная справедливость. Быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты – значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободное развитие своих способностей, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и добре.
[А40] 2. Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность.
С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.
Комплексность обеспечивается:
· единством целей, принципов и направлений деятельности;
· сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;
· всесторонним изучением объекта социальной защиты (гражданина, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива);
· координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;
· контролем осуществления мер по оказанию помощи и поддержки людям.
На основе комплексного подхода удается увязать решение социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства, превратить социальную защиту в фактор стабилизации экономического и социального развития.
[А41] 3. Принцип превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной формах малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальных потрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:
• помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду;
• развития надомного труда;
• поддержки негосударственных систем социального страхования;
• формирования частного сектора на основе добровольных взносов граждан и других средств;
• развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ, например на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых медицинских компаний;
• сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечению воспроизводственных возможностей субъектов социальной защиты, создает дополнительные системы для накопления населением денежных сбережений. А это означает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты и удовлетворения социальных потребностей в образовании и воспитании детей, укрепления их здоровья, улучшения жилищных условий и др.;
• поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием различных форм социальной помощи, участием в формировании рынка труда, использованием общественных работ и др.
В этой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защите населения, каждый проект проходили экспертизу и оценивались с точки зрения возможности социально защитить людей в процессе будущей реализации, с позиций противодействия развитию негативных социальных явлений.
[А42] 4. Адресность социальной защиты, т.е. осуществление комплекса мер по поддержанию приемлемых условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с учетом индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Адресность означает предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация данного принципа предполагает использование научных методов и расчетов при обосновании предоставления социальной помощи, а также учет индивидуальных особенностей жизненной ситуации конкретного человека.
Благодаря принципу адресности удается достичь главного – обеспечить помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.
В условиях неуклонного ухудшения экономического положения населения возникла потребность в четких критериях оценки уровня нуждаемости в материальной помощи и механизмах, обеспечивающих адресность.
Оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:
• размер совокупного семейного или среднедушевого дохода.
• отсутствие необходимых средств к существованию;
• одиночество и неспособность к самообслуживанию;
• материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф, в результате исполнения служебных обязанностей и др.).
На основании таких критериев по территориальному принципу создается банк данных о нуждающихся в адресной помощи и оказывается помощь. Критерии базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших продуктов питания и услуг, размера денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.
[А43] 5. Принцип адаптивности системы социальной защиты населения означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях современной России, экономической нестабильности, снижения занятости; своевременную модификацию правовой базы организационных структур; обновление методов реализации социальной помощи и др. Адаптивность системы социальной защиты населения означает ее способность к самосовершенствованию, развитию самозащитой активности и инициативы самих социальных субъектов, их способности к самопомощи, выявлению и использованию собственных средств социальной защиты. Это особенно важно, когда речь идет о социально демографических, профессиональных и иных группах населения, региональных общностях.
[А44] 6. Многосубъектность социальной защиты также имеет статус принципа. Важнейший субъект социальной защиты населения, как отмечалось, – государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важнейшие функции и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, государство должно обеспечивать:
• минимальный уровень социальных гарантий;
• создание социально гарантированных условий для жизнедеятельности людей;
• поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума;
• создание условий для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем. Государство должно влиять на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной собственности источников финансирования (в России к ним относятся внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости).
[А45] 7. Принцип дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи предусматривает выравнивание материального уровня различных социально незащищенных групп населения и, по возможности, восстановление их статуса как полноценных членов общества.
[А46] 8. Динамичность оказания социальной защиты также является принципиальным моментом и понимается как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.
[А47] 9. Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи также входят в состав ключевых принципов. Требование доступности информации предполагает прежде всего широкую публикацию в СМИ сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи.
[А48] 10. Важными принципами являются также социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задач социальной защиты, а также участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.
[А49]Особо следует выделить задачу изучения закономерностей формирования и регионально-динамических тенденций уровня жизни населения страны в целом, а также в разрезе отдельных социально-демографических групп населения и типов домашних хозяйств.
Базой для построения системы показателей и решения указанных задач являются материалы макроэкономической статистики, демографической статистики, статистики труда, торговой статистики, статистики цен. Значительный объем собираемых сведений основывается на данных финансовой и бухгалтерской отчетности, государственной налоговой службы, Центрального банка РФ, Пенсионного фонда РФ и др., а также на материалах специальных обследований, переписей, опросов.
Основными источниками информации являются баланс денежных доходов и расходов населения и выборочные обследования домашних хозяйств.
Баланс денежных доходов и расходов населения строится на федеральном и региональном уровнях и является базой для построения макроэкономических показателей. Он отражает объем и структуру денежных средств населения, принимающих форму доходов, расходов и накоплений. Доходы населения группируются в балансе по источникам получения средств и направлениям их расходования.
[А50] 1. К организационным методам исследования относятся: Сравнительный метод как способ организации исследования, получивший в науке наибольшее распространение и лонгитюдный метод - многократное обследование одних и тех же объектов в течение продолжительного времени.
[А51] 2. К эмпирическим методам исследования относят все способы получения и добывания научных фактов. Это обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), диагностические, экспериментальные, праксиметрические и другие методы.
Основными видами обсервационных методов являются объективное наблюдение и самонаблюдение.
Экспериментальные методы применяются тогда, когда стоит задача выявления связей и зависимостей между изучаемыми явлениями. Основными видами эксперимента являются лабораторный эксперимент, естественный эксперимент.
[А52] 3. Методы обработки данных представлены количественными методами и методами качественного анализа эмпирических результатов.
Количественные методы привлекаются с целью выразить в числовых характеристиках различные стороны явлений или связи между ними. К основным методам количественного описания явлений и их закономерностей относятся: шкалирование, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ, применяются и другие математические методы.
Методы качественной обработки эмпирических данных выступают в виде разнообразных приемов классификации, дифференциации, категоризации на основе заданных критериев.
[А53] 4. Интерпретационные методы тесно связаны с организационными. Они задают способ обобщения и объяснения установленных фактов и их связей. Выделяют два ведущих метода интерпретации - генетический метод и метод структурный. При первом методе обработанные материалы объясняются с точки зрения генетических связей изучаемых явлений. При структурном методе полученные данные интерпретируются в терминах и характеристиках взаимосвязи между частями и целым (Кузнецов И.Н.).
[А54] Из многочисленных определений ученых можно выделить основные особенности социальных технологий:
1) Это определенный способ достижения общественных целей.
2) Содержание этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности.
3) Операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно.
4) Эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний.
5) При разработке операций учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность.
6) Социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.
7) Социальная технология – элемент человеческой культуры.
[А55] Социальные технологии весьма многообразны, отличаются друг от друга по содержанию, могут быть классифицированы по различным критериям:
· глобальные социальные технологии (по масштабности);
· инновационные социальные технологии, рутинные (по качеству);
· региональные (территория);
· универсальные (глобального моделирования): вопросы сохранения мира, природы, обеспечение населения Земли продовольствием, материальными средствами и т.д.;
· информационные;
· интеллектуальные;
· исторические;
· демографические;
· социальные технологии согласия;
· социальные технологии разрешения конфликтов;
· политические;
· административно-управленческие;
· психологические;
· психофизиологические.
[А56] 2. Меры по социальной адаптации применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении следующих категорий лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации:
· безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние;
· лица, отбывающие уголовное наказание, не связанное с лишением свободы;
· лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;
· несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия;
· лица без определенного места жительства;
· другие категории лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе лица, прошедшие курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию, а также лица, не способные самостоятельно обеспечить свою безопасность, с их согласия.
[А57] Социальная реабилитация как технология социальной работы – это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в местах лишения свободы и т. д.
[А58] К объектам социальной реабилитации относятся: отдельные категории населения, группы людей, семьи, нуждающиеся в социальной помощи или оказавшиеся в кризисной ситуации; дети-сироты; дети-инвалиды, их родители; несовершеннолетние граждане; лица с ограниченными возможностями; пожилые граждане; подростки с девиантным поведением; беженцы; мигранты; бездомные; дети и женщины, подвергшиеся насилию и т.д.
[А59] Субъекты социальной реабилитации – государство, общественные и общественно-политические объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления, профессионалы социальной работы, т.е. социальные субъекты, участвующие в реализации программ социальной реабилитации, в оказании помощи и поддержки человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию.
[А60]Важной частью социального блока реабилитационной программы являются меры материальной помощи, в т.ч. социальные пенсии и компенсационные выплаты, адресная натуральная поддержка в виде помощи продуктами, одеждой, другими предметами обихода, техническими средствами и тд.
[А61]Мероприятия данного вида проводятся путем социального обслуживания на дому и в условиях учреждений социального обслуживания под патронажем органов социальной защиты населения. Координация различных направлений социальной реабилитации осуществляется специалистами по социальной работе, которые поддерживают связь с органами здравоохранения, образования, занятости, правовыми службами, организуют необходимые консультации, активизируют социальный потенциал семьи, содействуют финансовой и материальной помощи семье.
[А62] Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются:
· разрушение привычной системы социальных связей и отношений;
· утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;
· разрушение привычной системы социальной ориентации субъекта;
· снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения.
[А63] 1) Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.
[А64] 2) Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригруппо-вых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
[А65] 3) Социально-педагогическая - направлена на решение таких задач, как преодоление состояния “педагогической запущенности” (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
[А66] 4) Профессиональная и трудовая - позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.
[А67] 5) Социалъно-средовая - направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.
[А68] 1) Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
[А69] 2) Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
[А70] 3) Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
[А71] 4) Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
[А72] 5) Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.
[А73]В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации.
К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
[А74] Особенность группового консультирования заключается и в том, что оно наиболее приближено к социальным ситуациям и окружению, в которых происходит реальное взаимодействие членов группы, поэтому групповая атмосфера несет в себе не только познавательный, но и терапевтический контекст.
[А75]Человек, столкнувшийся с какой-либо проблемой и не имеющий возможности решить её самостоятельно, может осознать и обозначить зону собственных затруднений, но, как правило, не представляет, что именно и каким путём необходимо изменить, чтобы проблема была решена. Следовательно, он не может точно указать какая именно помощь или услуга ему необходима для преодоления возникшего затруднения. В такой ситуации консультант и приходит на помощь.
[А76] Конкретное консультирование осуществляется тогда, когда речь идет об узкоспециальной проблеме индивида, группы, семьи и т.д. При этом, как правило, происходит передача дополнительной информации, которая помогает консультируемому не только по-новому увидеть волнующую проблему, но и осуществить поддержку клиенту. На практике нередко возникают обстоятельства, когда необходимо оказать морально-психологическую помощь для воплощения уже имеющегося знания в практическое действие.
[А77]Что касается программного консультирования, то его можно определить как двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, устранить налет субъективизма в оценках и на этой основе повысить качество оказываемых социальных услуг. Акцент в такого рода консультации делается на способах обеспечения реальности мероприятий в планах, на способах развития и оказания действенных социальных услуг, а не на личностной проблеме отдельно взятого клиента, отдельной персоны.
[А78]И еще одна форма консультирования – сочетание конкретного и программного подходов. Специалист социальной работы, применяющий такой подход и форму консультирования, начинает консультацию конкретного типа, помогая сотрудникам социальных учреждений в решении проблем отдельных клиентов. Но в ходе консультирования он оперативно использует полученные дополнительные знания, информацию, конкретные результаты, обобщает их и переключает внимание на решение программных или структурных проблем, относящихся к данной категории клиентов в целом.
[А79] По целевому направлению актуальному для социальных групп населения. Параметры качества жизни:
1) Экология
2) Медицина. Здоровье
3) Жилье
4) Работа
5) Безопасность
6) Транспорт
7) Дети
8) Сервис жизнедеятельности
9) Климат
10) Социальная адаптация
11) Образование
12) Спорт
13) Питание
14) Досуг
15) Творчество
16) Финансы
17) Духовное просвещение
18) Инклюзия
[А80] По ожидаемому результату от реализации социальных проектов:
1) По урегулированию межнациональной вражды
2) По предотвращению гуманитарных катастроф
3) По социальной адаптации населения к изменениям внешних условий выживания
4) По улучшению условий проживания социально-ответственных и незащищенных групп населения
[А81] По направлению деятельности:
1) Исторические
2) Национальные традиции и культура
3) Улучшение качества жизни людей
4) Повышение уровня квалификации
5) Адаптация и выживание населения в современном мире
6) Для развития экономики страны
7) Для развития научно-технической деятельности
[А82] По особенностям финансирования:
1) Прямое финансирование частными компаниями социально ответственного бизнеса различного масштаба
2) Частно-государственное социальное партнерство
3) Международная безвозвратная материальная помощь в социальные проекты
4) Государственное бюджетное финансирование социальных проектов
5) Пожертвования волонтерских организаций для реализации социальных проектов
6) Возвратная кредитная материальная помощь в социальные проекты
[А83] По социально незащищенному населению:
1) Население, потерпевшее бедствия от техногенных и антропогенных катастроф
2) Население как беженцы из зон боевых действий
3) Сироты разных вековых групп
4) Инвалиды разных вековых групп и восприятия внешней среды
5) Многодетные семьи
6) Пенсионеры и одинокие пожилые люди
7) Незащищенное население любой страны на пороге бедности
8) Голодающее население
[А84] По административно-территориальному делению мест проживания:
1) Отдельных представителей общин как граждан страны
2) Сельских местных общин
3) Городских местных общин
4) Районных местных общин
5) Региональные проекты
6) Национальные проекты
7) Международные проекты
[А85] По необходимым срокам реализации:
1) Крайне необходимые. В настоящее время. Онлайн.
2) Мгновенные (1 - 4 недель).
3) Краткосрочные (1 - 6 месяцев).
4) Среднесрочные (0,5-1 лет).
5) Долгосрочные (1-5 лет).
6) Постоянные.
[А86] «Псевдопроекты» – это форма, которой прикрывается какое-то другое содержание или скрытый умысел.
1) Фикции. Инициаторы нацелены в получении финансирования под проект, которое в действительности планируется использовать на иные цели или использовать на проект лишь частично.
2) Квазипроекты. Обладают всеми признаками настоящего проекта, но запланированные нововведения таковыми не являются в действительности.
3) Политическая социальная инженерия. Для лишения социальной свободы граждан и управления общественным мнением.
4) Антисоциальные проекты. Создание агрессивной среды среди населения.
5) Социальные пылесосы. Сбор баз данных социальных идей и готовых социальных проектов для корыстных целей и проектов Фикций.
[А87] 1. Социальная диагностика. Процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а также основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики