1. Развивающая работа направлена на:
а) повышение уровня школьной мотивации;
б) нормализацию отношений между учащимися в классе, сплочение классного коллектива;
в) повышение уровня коммуникативных умений.
2. Основными специалистами, реализующими эти направления, являются педагог-психолог и классный руководитель.
3. Наиболее эффективными методами коррекции ситуаций в школе у подростка с аутоагрессивным (суицидальным) поведением являются:
1. Релаксационные методы и методы тактильной реабилитации (психогимнастика, психомассаж, снятие мышечных зажимов, аутогенная тренировка);
2. Работа с позитивной самоидентификацией, с образом «Я» и образом тела, расширение мировоззрения;
3. Различные методы позитивного взаимодействия в группе (согласование действий, ролевая терапия, сплочение группы, поиск единых ценностей и т.д.)
Предмет коррекции | Специалист | Субъект коррекции | Инструментарий коррекции | Доступные ресурсы | Ожидаемый результат |
Мотивация | Педагог-психолог | Учащийся | 1.Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков 2. Основы сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева 3.Макартычева Г.Н. Формирование позитивных жизненных целей 4.Федосенко Е.В. Программа профилактики и коррекции нарушений поведения и эмоций у учащихся | Внутренние ресурсы: 1. Уровень развития интеллекта (средний, выше среднего, высокий); 2. Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3. Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1. Значимые другие. 2. Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая; 3. Социальный опыт | Повышение мотивации к процессу обучения |
Психологический климат в классе | Педагог-психолог, классный руководи-тель | Классный коллектив | 1.Иванов Л.М., Конева Е.В. Программа тренинга социальных навыков подростков. 2. Е.Е. Программа «Познаю себя и учусь управлять собой» 3. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В. Дубровиной. 4. Н. Пилипко, Приглашение в мир общения. М.Ц. «Перспектива», 2001г. | Внутренние ресурсы: 1. Коммуникативный потенциал; 2. Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3. Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1. Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая; 2. Социальный опыт | Оптимизация межличностного общения учащихся. Формирование у школьников навыков коллективного взаимодействия. Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме |
Развитие жизнестойкости Стрессоустойчивость Устойчивость к негативному социальному влиянию | Педагог-психолог | Учащийся | 1. "Жила-была девочка, похожая на тебя...". Психотерапевтические истории для детей Дорис Бретт 2.Смирнова Е.Е. Программа «Познаю себя и учусь управлять собой» 3. Работа с плакатами «Как я разрешаю конфликты», «Как я преодолеваю трудности» 4. Л. Анн «Социально-психологический тренинг с подростками» 5.«Практикум по социально-психологическому тренингу», под редакцией Б.Д.Парыгина 6.Сборник методических материалов по профилактике суицидальных намерений у несовершеннолетних «Я сам строю свою жизнь» | Внутренние ресурсы: 1. Коммуникативный потенциал; 2. Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3. Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1. Значимые другие; 2. Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая; 3. Социальный опыт | Умение бесконфликтного и эффективного общения. Осознание своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию. Умение соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в социально приемлемых способах. Способность к эмпатии и рефлексии |