Политические ориентиры России

За последние несколько лет облик России сильно изменился. Сменилась политическая система, осуществлен переход к открытой экономике, создана новая финансовая система, предпосылки для развития предпринимательства и бизнеса. Существенно изменилась и социальная структура общества, усилилось расслоение населения, усиление коррупции в органах государственной власти, криминализация всей общественной жизни. РФ нужно выбрать наиболее верное направление развития с учетом глобальных тенденций и особенностей социально-экономического и политического устройства страны.

К 1993 г. Россия стала членом ряда международных организаций, в частности, Совета Европы, АТЭС; подписала соглашения о сотрудничестве с Евросоюзом, НАТО; развивала контакты с АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), его региональным форумом и безопасности (АРФ); вошла в клуб наиболее развитых стран, содействуя тем самым его превращению из "семерки" в "группу восьми".

В 2000 г. была принята новая концепция внешней политики РФ (была принята на совещании послов в Кремле В.В. Путиным на восемь лет), где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства. Для обеспечения этой программы были определены основные цели:

1. Обеспечение безопасности страны.

2. Сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности.

3. Завоевание авторитета в мировом обществе, что в наибольшей мере отвечает интересам России как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира.

4. Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократичного миропорядка на принципах равноправных отношений между государствами.

5. Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики.

6. Повышение уровня жизни населения.

7. Проведение демократических преобразований.

8. Укрепление основ конституционного строя.

9. Соблюдение прав и свобод человека.

Основными направлениями внешней политики Российской Федерации в современных условиях являются:

1. Недопущение изоляции РФ по основным стратегическим азимутам (США, Европа, Азия);

2. Создание благоприятной для России среды в ближнем зарубежье, содействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве;

3. Интеграция в международные экономические и политические структуры;

4. Участие в урегулировании международных конфликтов, в борьбе с международным терроризмом и преступностью, решении экологической, энергетической, ресурсной, информационной и других глобальных проблем.

Важным аспектом деятельности стало установление связей со странами «ближнего зарубежья». 5 лет существования СНГ показали, что Содружество не состоялось в том качестве интеграционного объединения государств, в каком оно первоначально провозглашалось. Принятые в его рамках совместные решения (более 800), в том числе Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994), фактически остались на бумаге. Координирующие институты не оказывали заметного влияния на ход событий. Пробивавшиеся с трудом ростки интеграции, за редкими исключениями, были следствием не коллективных, а двусторонних договоренностей.

Объем торговых отношений РФ с партнерами по Содружеству со второй половине 90-х гг. сократился. Продолжали накапливаться противоречия в политической, правовой и информационной сферах. Неудовлетворенность ходом дел проявилась на встрече глав государств - членов Содружества в апреле 1997 г. Все более очевидно проявилась тенденция к образованию в СНГ особых “интеграционных узлов” (группа Центрально-Азиатских стран, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Союз России и Белоруссии, Украинско-Кавказская “ось” и т.д.). Государствам, стремящимся развивать сотрудничество, приходится делать это вне институтов СНГ.

Оценивать внешнюю политику РФ за 1997–2000 гг. однозначно нельзя. Президент Б.Н. Ельцин дал высокую оценку усилиям дипломатов по установлению стратегического партнерства со странами Запада. В то же время, будучи министром иностранных дел, Е. Примаков заявил, что попытки Москвы установить особые отношения с Западом после распада СССР не увенчались успехом.

1997 г. ознаменовался включением РФ в «большую семерку» и Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также подписанием соглашений по разоружению и сотрудничеству с НАТО.

2 сентября 1998 г. в Москве состоялась встреча на высшем уровне Президентов РФ и США Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона. Основным обсуждаемым вопросом была экономическая помощь США России. Главный итог встречи - Америка обеспокоена положением дел в российской экономике, но пережить кризис России предстоит самостоятельно.

Рубежом в отношениях России с Западом стал балканский кризис, разразившийся в марте 1999 г. Обвинив Югославию в притеснении албанского населения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта начали бомбардировки традиционного союзника России. Вскоре в западных странах стало ясно, что удар нанесен по отношениям с Россией. Еще большую напряженность между Россией и Западом создала возобновившаяся чеченская война.

Руководство России хорошо понимает, насколько важны устойчивость и предсказуемость.Все запланированные проекты по модернизации экономики, по повышению эффективности государственных институтовдолжны быть продолжены.РФ поддерживает инвесторов – как отечественных, так и зарубежных. Добивается существенного роста инвестиционной активности, особенно роста капиталовложений в несырьевой сектор, в социальную сферу, в инфраструктуру.

В социальной сфере крайне низкий уровень жизни большинства населения, превышение смертности над рождаемостью, прямая угроза генофонду страны; упразднение прежней социальной структуры без замещения ее более прогрессивными формами социальной защиты населения; нарастающая детская беспризорность, рост преступности, алкоголизма, наркомании, проституции; рост и обострение межэтнической напряженности и многое другое, в сфере экономике - монополизация, сырьевая ориентация развития, высокий уровень импорта товаров, в политической сфере отсутствие последовательности во внешней и внутренней политике, усиливающаяся тенденция прямого государственного вмешательства в процесс формирования учреждений гражданского общества; низкий уровень политической, правовой и информационной культуры общества.

''Необходимо определить пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепить позиции России в мировом сообществе''. Наиболее полно данным требованиям отвечает демократическая система.

Особенность нынешнего исторического момента заключается именно в становлении демократии, которая обеспечивает не только свободу частных интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для массового инновационного процесса, ориентированного на глобальную конкуренцию. Только реализовав формулу развития «демократия – человек – технологии» и воплотив ее в повседневную практику жизни общества, Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

Отметим наиболее важные цели государственной политики: создание благоприятных условий для экономического развития каждого региона, распределение полномочий между Федерацией и ее субъектами, активизация денежно-кредитной политики, оздоровление банковской системы. Все составляющие экономической политики государства необходимо увязывать посредством прогнозирования и планирования развития экономики страны, важно следовать национальным интересам в регулировании внешнеэкономической деятельности (принятие мер по стимулированию возврата ранее вывезенного капитала и притока прямых инвестиций из-за рубежа). Правительство должно создать условия для развития свободного предпринимательства, добросовестного ведения бизнеса, формирования российской инвестиционной системы.

Если правительство и должностные лица исполнительной власти будут следовать сформированным общенациональным целям экономической политики, Россия сможет выйти из кризиса, занять лидирующее положение на мировой арене, поднять на высокий уровень социально-экономические показатели, создать благоприятные условия для жизни населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: