Главной предпосылкой эффективного преодоления сложностей в сфере изменения законодательства и применения его положительных сторон в рамках ВТО считается результативное продолжение процесса улучшения законодательства в рамках либеральных экономических реформ, поскольку этот процедура почти целиком совпадает с приспособлением законодательства к нормам и законам ВТО. Разговор идет, в первую очередь об устранении чрезмерного управленческого давления на компании и о увеличении уровня прозрачности законодательства в целом.
Идея создания всемирной организации, которая бы была призвана регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (GATT),которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации.
|
|
В последующие годы ГАТТ оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.
Официально ВТО была образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 года, а соглашение об её учреждении вступило в силу 1 января 1995-ого. Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1995 года ВТО приступила к работе.
На сегодняшний день штаб-квартира организации находится в Женеве. Членами ВТО являются 157 стран, Россия из которых стала 156-ым. Генеральным директором Всемирной торговой организации является Паскаль Лами.
Всемирная Торговая Организация (ВТО) – это организационный межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.
|
|
От либерализации и унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие выгоды:
упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда - ускорение оборачиваемости средств.
- повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;
- повышение инвестиционной привлекательности экономики России;
снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;
- уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования.
Если затрагивать тему действия ООН в мире то можно привести примеры допустим.
· ликвидация крайней нищеты и голода. Масштабы распространения бедности резко возросли в период перехода к рынку. Две основные причины бедности - резкий экономический спад и сильная дифференциация доходов в переходный период. Безработица членов семьи является еще одной существенной причиной бедности. Благодаря действиям ООН каждый год по несколько процентов бедных самостоятельно покидают эту категорию в течение года в разных странах мира. Из этого следует, что с экономическим ростом появится реальная возможность в кратчайшие сроки сократить уровень бедности в мире.
· обеспечение всеобщего начального образования. Традиционно высокое качество образования в странах СНГ находится под угрозой в связи с сокращением объемов государственного финансирования и неэффективным использованием имеющихся ресурсов. Содержание многих сельских школ экономически неоправданно и они не в состоянии обеспечить достойное качество обучения. Новые информационные технологии, такие, как Интернет, могли бы стать решением проблемы для школ, расположенных в сельской местности и отдаленных районах, но Интернет недоступен большинству сельских учащихся и их семьям.
· поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин.
· сокращение детской смертности. Результаты исследований показывают, что недостаточное питание детей также может стать серьезной проблемой во всем мире. Многочисленные данные свидетельствуют о нехватке в питании микроэлементов, таких, как, например, йода. Недорогим и эффективным способом решения этой проблемы могла бы стать йодизация всей пищевой соли.
· борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями. Основная причина ухудшения здоровья людей - кризис системы здравоохранения, которая по-прежнему строится, главным образом, на стационарных формах лечения, а не на амбулаторных и профилактических методах и пропаганде здорового образа жизни. Состояние здоровья населения связано и с плохим качеством окружающей среды. Также, не решен вопрос обеспечения населения многих стран мира безопасной питьевой водой.
· обеспечение экологической устойчивости. Советская система, проводившая курс на ускоренное промышленное развитие страны, оставила после себя «наследство» в виде отходов атомной промышленности и загрязненной окружающей среды, оздоровление которой требует огромных усилий и средств. Прогнозы объемов выбросов и сбросов основных загрязняющих веществ показывают, что загрязненность воздуха в городах по-прежнему останется серьезной проблемой, в то время как загрязнение водного бассейна и качество питьевой воды превратятся в отдаленном будущем в серьезную проблему.
|
|
· формирование глобального партнёрства в целях развития.
Шесть целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, она включает в себя такие ценности как:
1. Мы, главы государств и правительств, собрались в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 6 по 8 сентября 2000 года, на заре нового тысячелетия, чтобы вновь подтвердить нашу веру в Организацию и ее Устав как нерушимые основы более мирного, процветающего и справедливого мира.
2. Мы признаем, что помимо индивидуальной ответственности перед нашими собственными обществами мы несем также коллективную ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне. Поэтому мы как руководители ответственны перед всеми жителями Земли, особенно перед наиболее уязвимыми из них, и в частности перед детьми мира, которым принадлежит будущее.
3. Мы вновь заявляем о нашей приверженности целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, которые доказали свою неподвластность времени и универсальный характер. Их актуальность и способность служить источником вдохновения возрастают по мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми.
4. Мы преисполнены решимости установить справедливый и прочный мир во всем мире в соответствии с целями и принципами Устава. Мы подтверждаем свое обязательство поддерживать все усилия, направленные на обеспечение суверенного равенства всех государств; уважения их территориальной целостности и политической независимости; урегулирования споров мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права; права на самоопределение народов, все еще находящихся под колониальным господством и иностранной оккупацией; невмешательства во внутренние дела государств; уважения прав человека и основных свобод; соблюдения равных прав для всех без различия расы, пола, языка и религии; и международного сотрудничества в решении международных проблем экономического, социального, культурного или гуманитарного характера.
|
|
5. Мы считаем, что главной задачей, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Это связано с тем, что, хотя глобализация открывает широкие возможности, ее благами сейчас пользуются весьма неравномерно и неравномерно распределяются ее издержки. Мы осознаем, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с особыми трудностями в плане принятия мер в связи с решением этой главной задачи. Именно поэтому глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии. Эти усилия должны включать политику и меры на глобальном уровне, которые отвечали бы потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой и которые разрабатывались бы и осуществлялись при их эффективном участии.
6. Мы считаем, что существенно важное значение для международных отношений в XXI веке будет иметь ряд фундаментальных ценностей. К ним относятся:
1)Свобода. Мужчины и женщины имеют право жить и растить своих детей в достойных человека условиях, свободных от голода и страха насилия, угнетения и несправедливости. Лучшей гарантией этих прав является демократическая форма правления, основанная на широком участии и воле народа.
2)Равенство. Ни один человек и ни одна страна не должны лишаться возможности пользоваться благами развития. Должно быть гарантировано равенство прав и возможностей мужчин и женщин.
3)Солидарность. Глобальные проблемы должны решаться при справедливом распределении издержек и бремени в соответствии с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости. Те, кто страдают или находятся в наименее благоприятном положении, заслуживают помощи со стороны тех, кто находится в наиболее благоприятном положении.
4)Терпимость. При всем многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга. Различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества. Следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями.
5)Уважение к природе. В основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам природой. Нынешние неустойчивые модели производства и потребления должны быть изменены в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков.
6)Общая обязанность. Обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, а также устранению угроз международному миру и безопасности должна разделяться между народами мира и осуществляться на многосторонней основе. Центральную роль в этом должна играть Организация Объединенных Наций как наиболее универсальная и самая представительная организация в мире.
7. С тем чтобы претворить эти общие ценности в конкретные действия, мы определили те ключевые цели, которым мы придаем особо важное значение.
Они позволят мобилизовать беспрецедентные усилия по удовлетворению потребностей беднейших слоев населения в мире.
Помимо того, что ООН решает разнообразные проблемы во всем мире она в своей деятельности сталкивается с рядом проблем и трудностей, к примеру, у Совета Безопасности часто возникают трудности со своевременным принятием решений.
Другая, не менее важная проблема - отсутствие у Организации Объединенных Наций физической способности к действию. ООН не имеет в своем распоряжении надежных постоянных сил быстрого реагирования. Сегодня на комплектование и введение в действие миротворческого контингента уходит не менее трех месяцев. Правительства стран-членов пока отвергают все проекты создания небольшого постоянного контингента быстрого реагирования, поэтому в ситуациях, когда требуется незамедлительное вмешательство, мировому сообществу приходится обращаться за помощью по другим адресам. Это один из главнейших недостатков ООН и, кстати, один из сильнейших аргументов в пользу односторонних превентивных действий, хотя, опыт показывает, что этот подход тоже малоэффективен. Все чаще в адрес НАТО, различных «коалиций заинтересованных», региональных организаций, а иногда и отдельных стран (например, Австралии)раздаются призывы взять на себя миротворческие функции, прежде чем ООН сможет сформировать соответствующий контингент. В тяжелейших ситуациях, таких, как кризис в Руанде, ООН не удавалось найти ни одной страны, пожелавшей выступить от ее имени. Сегодня, спустя шестьдесят лет после основания, ООН, чьей первейшей задачей является поддержание мира и безопасности на планете, до сих пор не имеет собственного контингента для оперативного вмешательства. В свете новых угроз безопасности, которые, несомненно, потребуют быстрого реагирования, Совету Безопасности ООН необходимо обратиться к этой проблеме
Таким образом, можно сделать вывод, что события XXI века продемонстрировали достоинства и недостатки ООН. Они свидетельствуют также о том, что мировое сообщество столкнулось с новыми формами угрозы, которые потребуют новых форм действия, реагирования и сотрудничества. ООН - международная организация, в первую очередь, отвечающая за мир и безопасность на планете, центр, который координирует внешнюю политику государств и от которого напрямую зависит решение многих важных проблем, и она сталкивается в этом смысле с особым вызовом. Если ООН сможет продемонстрировать явную готовность к адаптации и обновлению собственной миссии, то она сможет внушить чувство уверенности и снискать поддержку правительств и народов всех стран мира.
В современных условиях глобализации экономики значение ОЭСР как центра по обмену передовым экономическим и социальным возрастает. На процессы ускоряющиеся процессы глобализации ОЭСР отвечает следующими шагами:
1)Все большую долю в общем объеме работы ОЭСР занимают не вопросы экономического развития отдельных стран, а ''межстрановые'' проблемы; и не специализированные вопросы отдельных сфер экономики, а проблемы, находящиеся на их стыке, так называемых "междисциплинарные проблемы''. В данном случае учитывается то обстоятельство, что нарастающая глобальная интеграция усиливает взаимодействие национальных экономик и придает все большее сходство многим проблемам, с которыми они сталкиваются. Экономические и социальные решения, принимаемые отдельными странами все сильнее отражаются на положении их соседей и партнеров. Поэтому межстрановые исследования направлены в том числе на усиление использования положительного влияния глобализации и минимизацию негативных влияний эффекта.
2)Все больше ОЭСР обращает свой взор на внешние для ограниченного круга стран-членов проблемы, то есть проблемы развивающихся стран, ''стран с динамично развивающейся экономикой'' (Таиланд, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Аргентина и т.д.) и стран с переходной экономикой, таких как Россия и другие страны бывшего СССР. В странах ОЭСР растет понимание того, что их собственное благополучие в возрастающей степени зависит от благополучия этих стран.
3)ОЭСР проводит специальные исследования и на их базе международные встречи по специфическим проблемам глобализации экономики и перехода развитых стран к постиндустриальному обществу. Эти исследования и обмены мнениями затем служат базой для принятия стратегических решений в экономической и социальной политике.
Для иллюстрации тенденции к поиску решений существующих на транснациональном уровне "междисциплинарных" проблем можно упомянуть одну из них. Это все более обостряющаяся в развитых странах проблема стареющего населения. Повышение экономического благосостояния, сопровождаемое повышением продолжительности жизни, приводит к тому, что все большую долю в демографической структуре развитых стран занимают пожилые люди, что увеличивает нагрузку как на государственные бюджеты, так и на частные пенсионные и страховые институты. При этом новоиспеченные пенсионеры находятся в хорошей физической и интеллектуальной форме, что создает необходимость поиска их места в обществе, смягчение эффекта "социальной изоляции" и применения их опыта и возможностей. Таким образом, существует проблема на стыке экономической и социальной областей, требующая, с одной стороны, решения вопросов поддержания высокого уровня производительности труда и обеспечения устойчивого экономического роста в развитых странах, и с другой стороны, специфических вопросов занятости. В рамках данной тематики ОЭСР проводит ряд исследований, направленных на приспособление государственных пенсионных систем и частных пенсионных фондов и страховых компаний к меняющимся демографическим условиям. Кроме того исследуются возможности переобучения и увеличения занятости пожилых людей.
Другим направлением работы, находящемся на стыке различных областей, являются проводимые в рамках ОЭСР исследования и консультации по взаимосвязи политики стимулирования конкуренции (в этой области ОЭСР обладает уникальным международным опытом и занимает одно из ведущих мест среди международных экономических организаций) и торговой политики. Эти вопросы сейчас весьма актуальны в связи с переговорами в рамках ВТО. В то же время механизм ОЭСР позволяет проводить такие обсуждения за пределами официальных рамок. Для этого используется деятельность Комитета по торговле и Комитета по законодательству и политике в области конкуренции, которые создали совместную Рабочую группу по торговле и конкуренции.
Активизация деятельности, направленной за пределы узкого круга членов ОЭСР и адресованной прежде всего странам, находящимся в процессе перехода к развитой рыночной экономике, было организационно подкреплено в 1990г. созданием Центра по сотрудничеству со странами с переходной экономикой, преобразованного в 1998 г. в Центр по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР. Это подразделение секретариата планирует и координирует деятельность специализированных директоратов в данной области.
Усиление внимания к проблемам стран, не входящих в ОЭСР, отражается на одном из основных направлений работы Организации - на экономическом мониторинге и прогнозировании. ОЭСР приступила к регулярной подготовке экономических обзоров по странам, не входящим в организацию. В одном из наиболее популярных изданий ОЭСР, публикуемых дважды в год (в июне и декабре) "Экономических перспективах все больше места уделяется динамично развивающимся странам Азии и Латинской Америки и странам с переходной экономикой.
Наконец, ОЭСР активно занимается специальными вопросами напрямую связанными с глобализацией. Так, например, деятельность Организации направлена на создание оптимальных условий для свободного перетока капитала и нематериальных продуктов (услуг и интеллектуальной собственности) в мировой экономике. В данной сфере идет работа по мониторингу соблюдения условий Кодекса либерализации движения капитала и Кодекса либерализации текущих невидимых операций, в том числе проводятся исследования целесообразности продления срока действия исключений, предоставленных отдельным странам.
В области совершенствования международной системы налогообложения ОЭСР исследует отрицательные эффекты вредной налоговой конкуренции между отдельными странами (имеется в виду практика создания оффшорных и прочих специальных зон), занимается совершенствованием Модельной конвенции по налогообложению дохода и капитала (она является базой для заключении двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения), расширяет доступ стран, не входящих в организацию к "Руководству ОЭСР для многонациональных предприятий и налоговых органов по трансфертному ценообразованию".
Быстрое развитие международной торговли требует создания добросовестной конкурентной среды для ее участников, в том числе и в сфере отношений с государственными органами стран-партнеров. Не секрет, что подкуп государственных чиновников достаточно широко используется различными торговыми фирмами для облегчения проникновения на рынки некоторых стран, что искажает объективную картину сравнительной экономической выгодности внешнеторговых сделок и подрывает добросовестную конкуренцию. В связи с этим ОЭСР разработала "Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных государственных служащих при заключении международных торговых сделок". Эта конвенция была подписана в декабре 1997 г. странами ОЭСР, Аргентиной, Бразилией, Болгарией, Чили и Словакией. В настоящее время идет процесс ратификации Конвенции национальными парламентами, после чего она вступает в силу. Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны принять внутренние законодательные акты, предусматривающие наказание для национальных участников международной торговли, дающих взятки иностранным чиновникам.
Одним из специфических явлений, сопутствующих глобализации мировой хозяйственной жизни, является быстрое проникновение компьютерных сетей, в особенности сети Интернет, во внутреннюю и внешнюю торговлю. В связи с этим ОЭСР участвует в выработке универсальных международных правил регулирования электронной торговли. Бурное развитие электронной торговли, например, ставит ряд требующих решения вопросов в области налогового и таможенного регулирования. Однако ОЭСР делает здесь акцент прежде всего не на мерах жесткого регулирования и контроля, а на различных аспектах защиты прав потребителей и избежание введения неоправданных барьеров и ограничений в сфере электронной торговли на национальном уровне.