Основными договорными отношениями при формировании туров являются:
) договорные отношения между туроператором и турагентом.
2) договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туристских услуг.
) договорные отношения между туроператором и поставщиком туристских услуг.
) договорные отношения между рецептивным и инициативным туроператорами.
Обычно отношения между туроператором и турагентом строятся по одной из трех правовых моделей:
а) как договор поручения, по которому туроператор (доверитель), расположенный за рубежом, поручает российскому (белорусскому) турагенту (поверенному) заключить от имени доверите договоры с потребителями;
б) как договор комиссии, когда в роли комитента выступает зарубежный туроператор, а в роли комиссионера - отечественный турагент. С точки зрения валютного законодательства, туристы имеют возможность оплатить стоимость услуг туроператора как непосредственно за рубежом, так и при заключении договора с турагентством;
|
|
в) как договор купли - продажи имущественных прав (туристского продукта).
В своей деятельности турагент руководствуется договорными поручениями туроператора, отступление от которых является нарушением обязанностей и влечет за собой юридические последствия.
Отношения между туроператорами, турагентами и потребителями туристских услуг строятся на основании туристского договора, к существенным условиями которого относятся:
· информация о туроператоре или турагенте;
· сведения о туристе;
· достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта вместе со сведениями о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и результатах сертификации туристского продукта. Гарантией качества туристского продукта является сертификат соответствия;
· дата начала и окончания путешествия;
· розничная цена продукта и порядок его оплаты;
· порядок встречи, сопровождения и проводов туристов;
· права, обязанности и ответственность сторон;
· медицинское страхование и обеспечение;
· минимальное число туристов в группе, необходимое для путешествия, указание сроков и порядка информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
· изменение и расторжение договора;
· порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон;
· порядок и сроки предъявления туристом претензий, порядок и сроки расчетов.
Процедура оформления договорных отношений между потребителями и тур. Предприятием включает следующие этапы:
· обращение туриста с конкретной заявкой;
|
|
· подписание договора;
· выдача туристской путевки, ваучера;
· выдача информационного листа.
Туроператор и турагент несут ответственность за достоверность предоставленной информации о туристском продукте, а надлежащая реклама влечет ответственность туристского предприятия не только за материальный, но и за моральный ущерб, причиненный туристу.
В соответствии с законодательством как туристу, так и туристическому предприятию предоставляется право требовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением определенных обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Туроператор и турагент несут ответственность перед туристами за неисполнение обязательств, обозначенных в договоре, независимо от того, будут ли они исполняться туроператором, турагентом или иным лицом, предоставляющим туристский продукт.
Отношения между туроператор и поставщиками тур. услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма.
Установление взаимовыгодных деловых отношений невозможно без достоверной информации о надежности потенциального поставщика: его правоспособности, кредитоспособности, дееспособности.
Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попасть в зависимость от деятельности различных поставщиков услуг.
Туроператоры подразделяются на инициативных (по отправке туристов) и рецептивных (по приему). Инициативный туроператор не всегда выходит на прямую на поставщиков услуг. Он заключает договор с рецептивным туроператором, который обеспечивает инициативному туроператору весь комплекс услуг по приему туристов.
Договоры с поставщиками услуг составляются на основе типового договора с включением вопросов, касающихся обслуживания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика услуг и туроператора).
Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. К этим условиям договора между рецептивным туроператором и поставщиком туристских услуг относятся:
Заключение
Тур является основным видом туристического продукта в той его форме, которая выступает на рынке туризма. Потребитель ищет на рынке не отдельные услуги или товары, а наиболее оптимальное, с его точки зрения, их сочетание, предлагаемое туристическими представителями в виде конкретных туров. При выборе тура туриста, как правило, менее всего интересует, кто является производителем услуг, формирующих тур. Для него значительно важней, насколько количество и качество компонентов тура соответствует его собственным представлениям о предпринимаемом путешествии. Потребитель воспринимает туристическое предприятие, предлагающее данный тур, как его производителя, ответственного за качество и уровень предоставляемых услуг.
Потому грамотное теоретическое проектирование и формирование туров является основой успешного их продвижения и реализации на практике, а также залогом стабильной работы туристической фирмы на рынке туристических услуг. Все выше изложенное находится в постоянном изменении и развитии, и ежедневно накапливает свои особенности по организации и проведению каждого туристического путешествия. Поэтому постоянное совершенствование технологий формирования туров является первостепенной задачей каждой туристической фирмы.
информация о туроператоре;
информация о поставке туристских услуг;
достоверная информация о свойствах тур. услуг;
график заездов групп;
розничная и оптовая цена услуг;
порядок встречи и провозов туристов;
права, обязанности и ответственность сторон;
|
|
условия изменения и расторжения договоров;
порядок урегулирования возникших споров и возмещений убытков сторон и др.
Договорные отношения между инициативными и рецептивным туроператорами во многом сходны с аналогичными взаимоотношениями между туристом и турагентом.
В договоре между ними должны быть отражены
а) при организации пэкидж - тура;
маршрут программа тура и пакет услуг, которые должны быть предоставлены туристам во время путешествия;
даты прибытия и отъезда;
перечень и последовательность посещения городов;
вид транспорта;
количество дней пребывания в каждом городе;
перечень экскурсий;
б) при организации индивидуального тура:
даты прибытия и отъезда туристов;
перечень услуг и их классность.
Большинство туристических фирм и предприятий самостоятельно выходят на международный рынок. Важно с самого начала обратить внимание на законность и взаимовыгодность сделок (контрактов), заключаемых с иностранными партнерами. При заключении таких контрактов необходимо учитывать нормативные акты, регулирующие внешнеэкономические сделки, чтобы в случае необходимости обосновано отстаивать свои права, тем более что мировая практика выработала общепринятые условия договорных отношений, следование которым позволяет достигнуть взаимоприемлемых условий договора.
В договоре необходимо определить язык переписки, претензионно-исковой документации и судопроизводства (желательно на русском языке), чтобы избежать двоякого толкования.
Сделки с отечественными и зарубежными тур. предприятиями составляются и подписываются в двух экземплярах. Если договор подписывается с зарубежным партнером, то каждый из экземпляров составляет на русском и любом другом языке. По согласованию сторон (например, на английском).
Права и обязанности сторон по внешнеторговой сделке определяются по законам места ее совершения, если иное не установлено соглашением сторон.
Таким образом, в условиях усиления конкуренции и увеличения требований клиентов к тур. услугам очень важны надежные договорные отношения в деятельности тур. предприятий. Поэтому правильно составленные договоры имеют важное значение в достижении высокого качества туристического обслуживания.
|
|
Литература
1. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М., 2009 <http://tourlib.net/books_tourism/kvartalnov1.htm>.
. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М., 200 <http://tourlib.net/books_tourism/kvartalnov_tourism.htm>8.
. Котлер Ф., Боуэн Дж. Маркетинг: Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой М., <http://tourlib.net/books_tourism/kotler_tourism.htm>2007.
. Купер К, Флетчер Д., Гильберт Д. Экономика туризма: Теория и практика. СПб., 2010.
. Основы туристской деятельности: Учебник для туристских лицеев и колледжей / Авт. - сост. Е.Н. Ильина. М., 2006.
. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. М., 2005. <http://tourlib.net/books_tourism/papiran.htm>
. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны. М., 200 <http://tourlib.net/books_tourism/papiran_men.htm>5.