Вопросы для подготовки:
1. Понятие и сущность административно-правовых форм. Правовые и неправовые формы государственного управления.
2. Правовой акт государственного управления и управленческое решение.
3. Действие правовых актов управления.
4. Виды актов государственного управления: акты федеральных органов исполнительной власти; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты местных администраций (органов местного самоуправления).
5. Нормативные и индивидуальные акты государственного управления.
6. Требования, предъявляемые к актам государственного управления, и последствия их несоблюдения.
7. Административные процедуры издания индивидуальных административных актов.
8. Обжалование и опротестование актов управления.
9. Административно-правовые договоры: сущность и виды.
10. Понятие и сущность методов государственного управления, их классификация.
11. Убеждение как метод осуществления управленческих действий.
12. Поощрение в системе методов управленческих действий: понятие, назначение, особенности.
13. Лицензирование отдельных видов деятельности.
14. Административное принуждение как вид государственного принуждения, его особенности. Цели, основания и виды административного принуждения.
15. Административно-предупредительные меры. Административно-пресекательные меры. Административно-восстановительные меры. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
16. Административно-правовой режим и специальные административно-правовые режимы: понятие, признаки, виды.
17. Экстраординарные административно-правовые режимы: понятие, основания введения, особенности воздействия.
18. Чрезвычайное положение в России, его правовая основа. Содержание правового режима чрезвычайного положения: чрезвычайные меры и временные специальные органы управления.
19. Военное положение в Российской Федерации, его правовая основа.
20. Режим закрытого административно-территориального образования.
21. Режим охраны государственной границы: структура, содержание и органы, обеспечивающие его поддержание.
Задания для семинарского/практического занятия:
1) Подготовить доклад/презентацию на тему: «Виды поощрительных средств и способы поощрения в механизме государственного управления» (период выступления – 5-8 минут).
2) Подготовить доклад/презентацию на тему: «Чрезвычайные меры и военная администрация территории, на которой введено военное положение» (период выступления – 5-8 минут).
3) Решение кейс-задач (по представлению преподавателя).
Задания для самостоятельной работы:
Произвести подбор и поиск дополнительного материала по вынесенным на обсуждение вопросам. Систематизировать в таблицу и охарактеризовать признаки административного принуждения, отличающие его от других видов государственного принуждения: уголовного, дисциплинарного, гражданско-правового. Провести сравнение основных чрезвычайных административных режимов: военного, чрезвычайного положения, контртеррористической операции по правовому регулированию, основаниям введения, порядку введения, срокам, применяемым мерам (оформить в виде схемы). Схематично отобразить особенности государственного управления в период действия этих режимов.
Тема 10. Законность в государственном управлении
Вопросы для подготовки:
1. Понятие и система обеспечения законности. Режим законности в сфере государственного управления.
2. Сущность и назначение контроля и надзора, их соотношение.
3. Государственный контроль и его виды.
4. Контроль со стороны Президента Российской Федерации и его Администрации. Парламентский контроль. Парламентское расследование.
5. Контроль со стороны Уполномоченного по правам человека.
6. Общественный контроль.
7. Прокурорский надзор.
8. Конституционный судебный контроль.
9. Контроль и надзор за предпринимательской деятельностью.
10. Государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения.
11. Государственный пожарный надзор.
12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
13. Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы.
Задания для семинарского/практического занятия:
1) Подготовить доклад/презентацию на тему: «Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти» (период выступления – 5-8 минут).
2) Решение кейс-задач (по представлению преподавателя).
Задания для самостоятельной работы:
В рамках данной темы необходимо произвести подбор и поиск дополнительного материала по вынесенным на обсуждение вопросам (вместе со схемой нормативного регулирования). В виде схемы представить основные способы обеспечения законности и их правовую регламентацию; основные формы участия граждан в осуществлении контроля за деятельностью органов государственной власти (с правовой регламентацией).
II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ