Появление различных источников финансирования обусловило необходимость калькулирования затрат по различным образовательным программам, формам и уровням обучения. Только определяя себестоимость, производитель образовательных услуг может аргументированно устанавливать на них цену.
Себестоимость образовательных услуг – это совокупность затрат, связанных с их предоставлением потребителям.
В системе высшего профессионального образования формируются следующие виды себестоимости:
• общая (валовая) себестоимость по учебному заведению;
• себестоимость реализации образовательной программы;
• себестоимость обучения за весь период или за определенный временной период (себестоимость подготовки специалиста).
Следует иметь в виду, что затраты по отдельным периодам будут отличаться. Это объясняется разной продолжительностью семестра и неодинаковой учебной нагрузкой: например, теоретический курс обучения является более трудоемким по сравнению с периодом прохождения производственной практики или выполнением аттестационной (выпускной) дипломной работы (проекта). И естественно, себестоимость обучения в отдельные периоды характеризуется определением, конкретизирующим сроки ее формирования, например, себестоимость первого года обучения или первого курса. Кроме того, себестоимость должна быть плановой и отчетной, или фактической.
На величину затрат, непосредственно относимых на себестоимость образовательной услуги, оказывают влияние большое количество факторов, которые можно разделить на четыре группы
• технология обучения;
• квалификационный уровень ППС (структура кадров);
• уровень оснащенности учебного процесса техническими средствами;
• формы и сроки обучения.
Факторы влияющие на себестоимость образовательных программ:
К технологии обучения относят внедрение инновационных технологий (компьютерных и телекоммуникационных технологий) и методов обучения (деловых игр, кейсов, ситуационных задач, тестов, тренингов и пр.), структурный и временный регламент, интернет технологии
Квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава характеризуется численным составом ППС и структурой ППС, качественный состав сотрудников, удельный вес докторов и профессоров, удельный вес кандидатов наук, доцентов.
Техническое оснащение учебного процесса: оборудование, технические средства обучения, выход в интернет, библиотечный фонд.
Факторы, влияющие на себестоимость образовательных программ
профессорско-преподавательского состава, удельным весом в нем докторов и профессоров, кандидатов наук и доцентов.
Уровень оснащенности учебного процесса техническими средствами характеризуется наличием современного лабораторного оборудования, технических средств обучения, выходом в Интернет, объемом библиотечного фонда.
Формы обучения – очная, очно-заочная, заочная, дистанционная. В зависимости от формы определяются сроки обучения. Действующими стандартами предусматривается реализация обучающих программ по направлениям бакалавриата с минимальным сроком обучения четыре года (при получении неполного высшего образования сроки обучения могут сократиться до двух лет); магистерские программы рассчитаны на шесть лет, включая подготовку к научно-исследовательской работе. Образовательная программа специалиста реализуется в течение пяти лет.
Все вышеперечисленные группы факторов оказывают воздействие на трудоемкость и материалоемкость образовательных программ.