Формирование себестоимости образовательной услуги

Появление различных источников финансирования обусловило необходимость калькулирования затрат по различным образовательным программам, формам и уровням обучения. Только определяя себестоимость, производитель образовательных услуг может аргументированно устанавливать на них цену.

Себестоимость образовательных услуг – это совокупность затрат, связанных с их предоставлением потребителям.

В системе высшего профессионального образования формируются следующие виды себестоимости:

• общая (валовая) себестоимость по учебному заведению;

• себестоимость реализации образовательной программы;

• себестоимость обучения за весь период или за определенный временной период (себестоимость подготовки специалиста).

Следует иметь в виду, что затраты по отдельным периодам будут отличаться. Это объясняется разной продолжительностью семестра и неодинаковой учебной нагрузкой: например, теоретический курс обучения является более трудоемким по сравнению с периодом прохождения производственной практики или выполнением аттестационной (выпускной) дипломной работы (проекта). И естественно, себестоимость обучения в отдельные периоды характеризуется определением, конкретизирующим сроки ее формирования, например, себестоимость первого года обучения или первого курса. Кроме того, себестоимость должна быть плановой и отчетной, или фактической.

На величину затрат, непосредственно относимых на себестоимость образовательной услуги, оказывают влияние большое количество факторов, которые можно разделить на четыре группы

• технология обучения;

• квалификационный уровень ППС (структура кадров);

• уровень оснащенности учебного процесса техническими средствами;

• формы и сроки обучения.

Факторы влияющие на себестоимость образовательных программ:

К технологии обучения относят внедрение инновационных технологий (компьютерных и телекоммуникационных технологий) и методов обучения (деловых игр, кейсов, ситуационных задач, тестов, тренингов и пр.), структурный и временный регламент, интернет технологии

Квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава характеризуется численным составом ППС и структурой ППС, качественный состав сотрудников, удельный вес докторов и профессоров, удельный вес кандидатов наук, доцентов.

Техническое оснащение учебного процесса: оборудование, технические средства обучения, выход в интернет, библиотечный фонд.

Факторы, влияющие на себестоимость образовательных программ

профессорско-преподавательского состава, удельным весом в нем докторов и профессоров, кандидатов наук и доцентов.

Уровень оснащенности учебного процесса техническими средствами характеризуется наличием современного лабораторного оборудования, технических средств обучения, выходом в Интернет, объемом библиотечного фонда.

Формы обучения – очная, очно-заочная, заочная, дистанционная. В зависимости от формы определяются сроки обучения. Действующими стандартами предусматривается реализация обучающих программ по направлениям бакалавриата с минимальным сроком обучения четыре года (при получении неполного высшего образования сроки обучения могут сократиться до двух лет); магистерские программы рассчитаны на шесть лет, включая подготовку к научно-исследовательской работе. Образовательная программа специалиста реализуется в течение пяти лет.

Все вышеперечисленные группы факторов оказывают воздействие на трудоемкость и материалоемкость образовательных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: