Акмеологические основы профессионально-личностного развития специалиста

 

Предмет новой психолого-педагогической науки – акмеологии (ее представители А.Н. Рыбников, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач и др.) – это наиболее творческие периоды в жизни человека; этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной деятельности; профессионализм зрелых людей; закономерности психического развития личности в период расцвета (акме); многовершинность процесса восхождения к профессионализму.

Понятие «акмеология» (от греч. акте – высшая степень чего-либо, высшая точка, расцвет, зрелость) в научную терминологию ввел в 1928 г. профессор Н. А. Рыбников, обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости.

Предметом акмеологии также являются субъективные и объективные факторы, способствующие: достижению вершин профессионализма, творческого долголетия специалистов; организации обучения будущих специалистов профессионализму, совершенствованию и коррекции их деятельности. К объективным факторам относят качество полученного образования. К субъективным – талант и способности человека, его ответственность, компетентность, умение эффективно решать производственные задачи. Важнейшими факторами достижения вершин профессионализма являются задатки, одаренность, способности, талант, условия семейного воспитания, качество учебных заведений, самосовершенствование.

Первичность акмеологии по отношению к уже сложившимся наукам о человеке заключается в том, что она исследует весь жизненный и профессиональный путь человека. При этом весьма важно

то, что акмеология изучает проблемы совершенствования и коррекции профессиональной деятельности (способы разрушения отрицательных стереотипов и формирование положительных, обеспечение творческих решений производственных задач). Акмеология исходит из того, что вершин профессионализма человек достигает сам.

Главным системообразующим фактором профессионализма личности является образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности. Профессионализм личности формируют потребность в его достижении, анализ меры продвижения в направлении к нему, поиск причин, содействующих и препятствующих его получению (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина).

Акмеология, изучая соотношение профессионализма и творчества, выделяет следующие категории: творческую индивидуальность, процесс саморазвития и самосовершенствования, креативный опыт, созидание как результат самообновления.

Все эти категории акмеологии составляют базисные основы профессиональной педагогики. Кратко охарактеризуем основные ее категориальные направления.

Профессиональная деятельность – личностная категория, созидательный процесс и результат творческой деятельности. Это дает возможность создать систему взглядов на целостное изучение этого вида деятельности в русле акмеологии. В системно-ориентированных исследованиях профессиональная деятельность более ярко и профессионально раскрывается в анализе личностной, регулятивно-коммуникативной и результативной подсистем креативной парадигмы*. Система психических явлений, многоуровневая и иерархическая, включает ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами (Б.Ф. Ломов). Можно выделить три основные неразрывно взаимосвязанные подсистемы: когнитивную, в которой реализуется функция познания; регулятивную, обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения; коммуникативную, формирующуюся и реализующуюся в процессе общения человека с другими людьми.

* Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – исходная модель постановки проблем и их решения. – Примеч. ред.

 

Будущий специалист, используя свои знания и способности в профессиональной деятельности, обязательно включится в творческий процесс, добиваясь положительного результата, который выражается не только в материальных и духовных ценностях, но и в преобразовании личности этого специалиста в ходе создания нового продукта. Учитывая это, можно предположить, что профессиональная деятельность образует трехуровневую структуру, где основанием служит рефлексия – осмысление своей поисково-творческой деятельности личностью; созидательно-преобразовательная деятельность и сотворчество.

Большое значение структуры профессиональной деятельности для рефлексии имеет рассмотрение соотношения творчества и профессионализма. Профессионализм несет в себе скрытое противоречие. С одной стороны, дифференциальные признаки, отличающие одну профессию от других, ведут к системе требований, несоблюдение которых лишает человека имиджа профессиональности. С другой стороны, чем выше уровень сложности задач, чем ближе к акмеологической характеристике мастерства, тем чаще проявляется стремление к инновациям, к нарушению старых норм и к созданию новых продуктов и способов работы, не совпадающих с общепринятыми. Инновационная устремленность ведет за собой творческое самовыражение, не умещающееся в привычных рамках. Чем более близка вершина достижений, которую превосходит творец-новатор, тем больше несоблюдений нормы он демонстрирует, вовлекает в это игнорирование все больше других людей. Выход за пределы сложившихся стереотипов, норм, установок осуществляется во взаимодействии с другими людьми.

Первоначально сравнение опирается на критерии, специфичные для данного профиля, для всей профессии. Но более совершенная саморегуляция выходит за пределы профессии, привлекает общекультурные средства и способы, когда включаются интеллектуальные и духовно-ценностные культурные критерии наряду с индивидуальными и личностными качествами специалиста.

Следует остановиться также и на формах выражения индивидуальности в профессиональной деятельности. Возрастное психическое развитие характеризуется возрастающей индивидуализацией по мере взросления человека. Индивидуализация – это специфическая форма развития, которая может в труде иметь разные выражения:

индивидуальные различия как фрагментарные или эпизодические проявления непохожести в профессиональном поведении и деятельности;

индивидуальный стиль как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

индивидуальность как выражение неповторимости, самобытности личности в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности в труде. Если индивидуальные различия устойчиво захватывают сферу личности, то тогда говорят о наличии индивидуальности.

Индивидуальные различия могут проявляться практически во всех компонентах профессиональной деятельности. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции учащегося в профессиональную среду, сравнения себя с другими. Для одних профессиональная деятельность – это путь самореализации, другие самовыражают себя в непрофессиональной сфере. Приобретая устойчивый характер, индивидуальные различия могут способствовать становлению индивидуального стиля профессиональной деятельности, т. е. обусловленной природными особенностями устойчивой системы способов и средств деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к достижению наилучшего результата (Климов Е.А., 1967).

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности определяется природными, врожденными особенностями человека (состояние организма, нервной системы, высшей нервной деятельности), а также качествами личности, возникшими в ходе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Механизмами становления индивидуального стиля профессиональной деятельности являются адаптация, компенсация, коррекция (Е. А. Климов). Адаптация – это использование человеком (осознанно или неосознанно) тех своих благоприятных природных качеств, которые способствуют успеху в деятельности. Компенсация – это выбор таких условий труда, которые помогают избегать те ситуации, в которых могут проявиться неблагоприятные качества специалиста. Коррекция – это обеспечение выполнения работы оптимальным, наилучшим образом.

В процессах адаптации, компенсации, коррекции поведение человека определяется логикой профессиональной деятельности и его психического развития. Однако на достаточно высоком уровне профессионализма человек может преодолеть границы нормативных требований профессии, осуществляя тем самым реконструкцию профессиональной деятельности, опережая требования профессии, внося творческий вклад в ее развитие, выходя при этом за пределы своих возможностей, исчерпав свои резервы. Можно предположить, что здесь процесс развития специалиста не ограничивается механизмами адаптации, компенсации и коррекции, а включает новые, пока мало изученные механизмы, которые приводят к появлению творческого стиля деятельности.

На определенном этапе выполнения своей профессиональной деятельности специалист становится в ней индивидуальностью. Это самое позднее образование. Выделяют несколько признаков индивидуальности: неповторимость, целостность, относительную закрытость и автономность, непроницаемость для внешней среды, самость и самобытность, активность, творчество. В этой связи и появляется термин «творческая индивидуальность». Индивидуальность складывается в результате уникального индивидуально неповторимого сочетания обстоятельств жизни человека, в которых он реализует и развивает свои возможности и способности.

Становление индивидуальности означает самоопределение способности к индивидуальному саморазвитию, самоотдаче своих способностей для других. Человек строит свою индивидуальность непосредственно для себя, но вместе с тем и для других. Он индивидуализируется не для того, чтобы окончательно замкнуться в себе, а для того, чтобы утверждать себя в обществе. Индивидуальность, целостность профессионала наиболее ярко проявляется тогда, когда она сочетается с высокой духовностью, гуманистической направленностью.

Творческая индивидуальность проявляется как высшая характеристика профессионального творчества. Она является личностной категорией, которая включает: интеллектуально-творческую инициативу; интеллектуальные способности, широту и глубину знаний; чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу; информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме, профессионализме, жажду познания.

Основные функции реализации творческой индивидуальности можно определить следующим образом: обогащение культуры, определяющейся критерием общественной значимости; преобразование педагогического процесса и личности; нахождение новых технологий, определяющихся по критериям продуктивности и значимости; саморазвитие на основе самоопределения, самовыражения личности.

Формирование творческой индивидуальности учителя – это динамический инновационный процесс преобразования и саморазвития личности. Ядром творческой индивидуальности является продуктивное самосознание, подразумевающее: осознание неповторимости личности при сравнении себя с другими; совокупность креативных проявлений и представлений о себе; целостность и гармоничность, внутреннее единство индивидуальных особенностей творческой работы; динамичность и непрерывность процесса собственного саморазвития личности и становления ее как творца; самоутверждение личности и осознание собственной компетентности; самореализация творца и осознание собственной значимости в личностном и социальном аспектах.

В. Франкл отмечал, что неповторимость каждого человека и своеобразие всей его жизни являются неотъемлемыми составляющими смысла человеческого бытия. Следует отличать своеобразие, о котором идет речь, от чисто внешней непохожести на других, ибо последняя сама по себе ценности не представляет. Тот факт, что один человек отличается от другого по рисунку отпечатков пальцев, еще не выделяет его как личность. Уникальность – однако, это качество не только ситуации, но и жизни как целого, поскольку жизнь – это вереница уникальных ситуаций. Человек уникален как в сущности, так и в существовании.

В длительном пути изменений и развития личностные механизмы появляются раньше, чем наступает акмеологически значимый период. Важное значение здесь имеют отношение человека к будущему и настоящему, его исследовательская активность. Часто он стоит перед выбором: продолжить действовать так же, как всегда, или изменить траекторию движения, строить новое поведение. Сущность нового лежит в отчуждении от части своего поведения, в согласии на его изменение. В новой логике происходит рассогласование с самим собой и его преодоление.

Личностный тип поведения опирается на способность к субъектному поведению и превосходит его в связи с иным отношением к затруднениям в действии. Если будущий специалист предрасположен к принятию нормы, к тщательному ее пониманию и выработке способа реализации, к использованию рефлексии для нахождения способа коррекции поведения, если появились отклонения от нормы, то можно предположить, что личность предрасположена к нахождению более совершенных форм и методов деятельности, к глубокому пониманию содержания. Поэтому в основе инновационного поведения лежат идеал и ценности совершенства, реализуемые в условиях профессиональной практики. Такое поведение проявляется в общении, выполнении профессиональных действий, в самоопределении, в протекании рефлексивных процессов и др. При ориентированности на изменение нормы и деятельности учащийся опирается на свою творческую потребность в новом.

Однако сама по себе эта потребность может быть ограничена безудержной инновационностью, постоянным введением нового содержания, ведущим к деструкции профессиональной деятельности. Такое поведение предопределяется манифестированием индивидуальных склонностей.

Личностный тип реагирования начинается с модификации нормы, что требует от человека творческих способностей. Личность только начинает демонстрировать новые возможности, открывающиеся благодаря трансформации норм и своих способностей. Она быстро переходит к новой проблематизации, к новым возможностям в инновационном процессе.

Сосредоточенность на поиске предопределена самодвижением потребности, неудовлетворенностью достигнутым. Риск усиливает поисковую направленность при предварительном прогнозе степени неопределенности и опасности зоны поиска. Мотивация творческой личности проявляется в большей степени именно в тенденции к риску, основанной на желании достичь и проверить свои предельные возможности, развить творческую индивидуальность.

Более специфическим звеном становится проблематизация, в которой концептуальное представление рассматривается как средство для выявления возможного несовершенства нормы и выработки удачной стратегии. Сама ориентация на новизну, наличие социокультурных ценностей вызывают максимальное развитие сознания и самосознания, что в своем применении концентрируется в постановке главных задач. Вовлечение мыслительной культуры, базирующейся на правильном оперировании понятиями и категориями, на их специальном конструировании, обеспечивает личности максимальную интеллектуальную мощь в проблематизации. Формирование же в себе собственных систем ценностей как средств максимального самоопределения, умения правильно ими пользоваться обеспечивает личности максимальный результат в профессионально-личностном становлении будущего специалиста.

Осознание недостаточности самоорганизации в процессе самоизменения ведет к необходимости регулярного самообразования, повышения квалификации. Рефлексия, осознание самообновления перестает быть случайным явлением. Если обучающийся попадает в условия, моделирующие эту рефлексию, он переводит образцы попыток в модели, в пределах которых сосредоточивается это осознание.

В деятельности специалиста всегда может наступить такой момент, когда обычные способы, процедуры не ведут на новый уровень решения профессиональных задач и проблем. В таком случае он прибегает к новым приемам и способам, включая механизмы анализа, прогноза возможных последствий, самооценки и др. Объективность анализа и самооценки обеспечивается соответствующим уровнем компетентности, корректности в использовании данных. Успешность получения результата во многом предопределяется личностными качествами:организованностью, работоспособностью, умением ограничивать возможную тревожность, приходить в определенных случаях к компромиссу, осторожностью в выдвижении категорических утверждений, умением уйти от конфликта, определенной совместимостью с другими участниками инновационного процесса. Эти и другие качества могут быть полезными лишь тогда, когда ситуация тщательно продумана, проанализирована.

Акмеологический анализ осуществляется в процессе жизнедеятельности человека и позволяет понять, как достигаются, удерживаются и преодолеваются вершины («акме») будущими специалистами, выявить роль специфических факторов, обусловивших движение вперед. Это особенно очевидно при анализе профессиональной деятельности, в которой индивидуальное творческое самовыражение подчинено критериям социокультурной среды. Имеющий большое практическое значение интегральный характер акмеологической науки стимулирует появление множества технологий, исследовательских методик.

Таким образом, акмеологический подход к анализу сущности профессионально-личностного развития специалиста позволяет осмыслить закономерности развития его личности в период профессиональной подготовки, соотнести индивидуальное и творческое начала, стимулировать осознанное выполнение им своей работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: